Развитие естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира методом проектной деятельности
статья по окружающему миру

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира методом проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

В своём выступлении я  проанализирую проектную деятельность на уроках окружающего мира, которая способствует формированию    функциональной грамотности младших школьников , а именно естественнонаучной грамотности.

Предмет « Окружающий мир» играет особую роль в развитии естественнонаучной функциональной грамотности школьников.

Она обусловлена интересом растущей личности к миру вокруг, который с каждым днем   расширяется и вводит   младшего школьника в систему различных отношений :

  • знакомство с объектами и явлениями природы,
  • взаимодействие с людьми,
  • участие в жизни общества,
  • отношение к изучению окружающего мира,
  • познание самого себя

Оценка качества образования в международном исследовании PISA опирается на  естественнонаучную  грамотность  и согласно PISA пятнадцатилетние обучающиеся занимают  по этому критерию 32 –е место из 70- и .

Вот как определяется  естественнонаучная грамотность в исследовании PISA:

- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным  с естественными науками и готовностью интересоваться естественнонаучными идеями.

Чтобы не только повысить рейтинг России  в исследовании PISA  ,но и сделать естественнонаучную грамотность повседневной необходимостью формировать её надо уже в начальной школе

Если это определение интерпретировать под ученика начальной школы то  естественнонаучная грамотность –  это способность:

•использовать естественнонаучные знания,

•выявлять проблемы,

•делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

         Понятие ЕНГ, как и задача формирования этого вида функциональной грамотности, абсолютно согласуются с требованиями к образовательным результатам, определенным в ФГОС. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить набор основных компетенций, определяющих ЕНГ, с требованиями ФГОС к ряду метапредметных и предметных образовательных результатов.

Выделим 4 принципиально важные составляющие естественнонаучной грамотности.    СМ слайд.

Как видно, естественнонаучная грамотность младшего школьника включает мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают: развитие (на основе полученных знаний) правильных отношений растущего человека к природной среде без вреда для себя и этой среды, участие в изучении природы и созидательной деятельности в ней с учетом освоенных способов действий.

Проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества, является одним из наиболее эффективных инструментов для формирования естественнонаучной грамотности.

В УМК «Школа России» окружающий мир А. А. Плешаков представлена система проектов.

1 класс:

«Моя малая Родина»

«Моя семья»

 «Мой класс и моя школа»

 «Мои домашние питомцы».

                    2 класс:

«Профессии»

 «В гости к зиме»

 «Живая природа зимой»

«Страны мира»

«Впереди лето»

«Красота животных»

3 класс:

«Богатства, отданные людям»

«Разнообразие природы родного края»

«Школа кулинаров»

«Кто нас защищает»

«Экономика родного края»

 «Музей путешествий».

4 класс

«Наш край»

«Великая отечественная война в воспоминаниях ветеранов»

Рассмотрим особенности работы над проектами в 1 классе курса «Окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова(система «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обратим внимание на тематику проектов. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.

В первом классе на уроках проектная деятельность учащихся носит подготовительный  характер т.к. ученики ещё не умеют читать и писать, а также не обладают в достаточной  мере такими психологическим операциями как анализ, синтез. Поэтому все  проекты носят творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей интерес к поставленной проблеме.

Опираясь на помощь родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Проекты в первом классе носят кратковременный характер .

Во втором классе уровень знаний учащихся существенно возрастает, а следовательно расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом.

 В 2 классе учащиеся выполняют мини - проекты, работая в группе в течение 1-2уроков. Такая работа требует много сил и времени, однако просто необходима, чтобы следующий урок был успешен.

В   моём классе учатся дети с разными способностями и возможностями, а следовательно необходим дифференцированный подход. Объём проектной работы, её сложность ,доля самостоятельности ученика – всё это определяю для каждого ребёнка индивидуально.

В третьем классе тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе:

  • осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине;
  • развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости в процессе знакомства с биографиями выдающихся людей.
  • развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии.

После выбора темы, учащимся  я предлагаю самостоятельно изучить различные источники и найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего  проекта.

Хочу обратить внимание и на то, что в 3 классе дети сами начинают оформлять паспорт проекта.  Образец есть в Портфолио. Я работаю с Портфолио издательства «Планета» .где паспорт проекта уже представлен и необходимо его только заполнить.

В 3 классе дети начинают участвовать в школьной научном обществе и участвуют в районном конкурсе исследовательских проектов « Дебют в науке», где уже могут применить навык работы с проектом.

В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать  приобретенный ранее опыт.

Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. Из  предложенного списка учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, который будут  выполнять.

В дальнейшем каждый ученик выполняет свою проектную работу. Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.

Хочу обратить внимание на практико-ориентированный проект «Цветы для школьной клумбы». Этот проект четвероклассники выполняют самостоятельно  на  специальных бланках.

Ученики  самостоятельно определяют тему и цели проекта, предпроектное исследование, эскиз клумбы, распределение ролей и выбор материалов, заполняют технологическую карту, предлагают критерии оценивания работы, составляют план работы, ведут наблюдения и готовят презентацию проекта. Конечный результат-оформление школьной клумбы.

Чтобы показать конкретно ,как я развиваю  естественно –научную грамотность  младших школьников   в процессе проектной деятельности, подробно расскажу  о работе над проектом  « Может ли северный олень жить в заволжских лесах Лысковского района», который я проводила в   3 классе.

Каждому этапу проекта  я указала  компонент естественно  - научной грамотности и виды работ, которые  помогают её формировать на данном этапе. А так же методы ,приёмы  и дидактические игры используемые для формирования   ЕНГ именно на этом этапе проектной деятельности .В приведённой мной таблице  по каждому этапу ПРОЕКТА  можно всё это увидеть.

Коротко проект – это  «5П»

1.Проблема.

2.Проектирование (планирование работы)

3.Поиск и сбор информации.

4.Продукт работы.

5.Презентация.

«1П» - Проблема (погружение в проект)

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; 
б) выдвижение гипотезы их решения; 
в) обсуждение методов исследования;

На этапе погружения в проект  я очерчиваю  проблемное поле. Я разделила этот этап на несколько слайдов.

Определение темы. На этом этапе  я  формирую знаниевый компонент естественнонаучной грамотности при помощи следующих видов деятельности: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром и выстраивание диалога в команде, умение договариваться, комментирование работ других членов команды. Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    Метод «Мозговая атака» –

оперативный метод решения проблемы на основе

стимулирования творческой активности, при котором

участникам обсуждения предлагают высказывать как можно

большее количество вариантов решения, в том числе самых

фантастичных.

Этапы метода

1. Спонтанное изложение идей в быстром темпе без

предварительной критики и обсуждения.  ( Перед этим определяем правила.  Вывешиваем их на доску в виде значков.)

2. Запись «выданных» идей. Идеи записываются на интерактивной или обыкновенной доске.

3. Поочерёдное обсуждение и оценка каждой идеи.

4. Отбор 1-2 идей, которые становятся основой

проекта. Из этих идей формулируем тему проекта.

Метод «Мозговая осада»  метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. В  отличие от «Мозговой атаки»  каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени.

Этапы метода

1. Предложение идеи и описание её структуры и механизма

реализации.

2. Фиксация идей.

3. Анализ и оценка каждой идеи.

4. Отбор наиболее интересных и нестандартных идей.

       Следующий вид работы на этом этапе «Постановка целей и задач». На этом этапе формируется знаниевый компонент естественнонаучной грамотности и осознание ценности научных знаний о природе при помощи следующих видов деятельности: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром и выстраивание диалога в команде, умение договариваться, комментирование работ других членов команды. Детям самим трудно поставить цель и определить задачи проекта, поэтому я чаще всего использую клише.

       При постановке целей и задач проекта работаем по группам. Тема известна, но для реализации данной темы нам потребуется поставить перед собой цель исследования. Обозначить цель проекта трудная задача.

Можно представить клише, в виде глаголов:  выявить...; установить...; обосновать...;уточнить...;разработать...; показать...;исследовать...

Можно использовать следующее клише:

- узнать как…

- что будет, если …

- выяснить, определить как зависит…

- экспериментально доказать…

- сравнить…

- изучить как влияет…

 Можно использовать  и такой метод:  раздать листы с перечисленными целями , участники должны выбрать правильную цель, обосновать ее.

Итак, цель работы определили, следующий этап формулирование задач исследования. 

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Я даю детям  слова, чтобы они продолжили   составление задач: выяснить...;изучить...;провести...;рассмотреть...;найти...;описать...

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги.

   На этом же этапе проекта дети выдвигают гипотезу исследования. Чаще всего я использую метод «Наводящие вопросы». Для начала я вывешиваю на доску « Карту ошибок», которые могут возникнуть при выдвижении гипотезы.

Метод «Наводящие вопросы»

Он позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы

через вопросы.

1. Почему данную проблему нужно решать?

2. Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?

Советы по применению метода « Наводящие вопросы»

• Заранее продумайте основополагающие вопросы.

• Следите за ответами.

• Задавайте зондирующие вопросы.

• Фиксируйте ключевые моменты. (  Я фиксирую на интерактивной доске. На ней заранее подготовлен слайд с пустыми окошками  для ответов. Их потом легко можно заполнить, закрыть, выделить цветом и т.д)

• Подключите как можно больше участников. У меня работает весь 3 класс

В связи с тем, что гипотеза - это предположение, которое должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто .

Для правильной формулировки гипотезы можно использовать вспомогательные конструкции и слова. Затем дети сравнивают свои гипотезы с « Картой ошибок». Оставляют верные.

 «2П» - Проектирование (планирование работы)
а) определение источников информации; 
б) определение способов сбора и анализа информации; 
в) определение способа представления результатов; 
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; 
д) распределение задач между членами команды.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы для 1 и 2 класса.По необходимости определить роль каждого члена группы. Учащиеся 3-4 класса делают это самостоятельно.  На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

   Дети анализируют литературу, используя свои знания о природе, сами приобретают знания, используя различные информационные средства, составляют план исследования или своей работы

 «3П» - Поиск и сбор информации (исследование)
а) сбор информации; 
б) решение промежуточных задач.

После того как спланирована работа, пора действовать. Выполняется поиск и сбор информации.  И это уже третий этап. Здесь я вообще могу  “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как   я  их подготовила. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.  Я всегда на контроле: смотрю нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

На этом этапе, помимо знаниевого компонента естественнонаучной грамотности ,дети проводят  несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, построение моделей, анализ полученных результатов,  приведение примеров, подтверждающих достоверность фактов, формулируют  выводы.

В этом проекте  ученики делали выводы на основе анализа фотографий животных, похожих на северного оленя, карты растительного и животного мира Лысковского района, интервьюирования научных сотрудников Керженского заповедника и егерей заволжской части Лысковского района.

«4П» -Продукт работы(оформление результатов)
а) анализ полученных данных; 
б) формулирование выводов;

в) оформление конечных результатов. 

На данном этапе  я наблюдаю, советую, направляю процесс анализа, помогаю в обеспечении проекта, мотивирую учащихся. Учащиеся оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Выводы можно выполнить в виде диаграммы или таблицы. Ученикам 3 и 4 класса это вполне по силам.

В конкретном проекте дети делали выводы на основе таблиц измерения рогов оленя в разный период их роста, таблиц рациона кормов, которые дети рассматривали в главном здании Керженского заповедника.

 «5П» - Презентация
а)
представление продукта;

б) оценка работы.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы,  для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. 

Дети представляют свой продукт.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

 Возможные формы презентационных проектов могут быть различными, например:

- Деловая игра.  - Демонстрация видеофильма

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Праздник.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия

Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
  • анализировать ход поиска решения ;
  • демонстрировать найденное решение;
  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы,.

 На этапе презентации  я обобщаю, резюмирую , даю оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

В ходе работы над проектом я выделила  обязательные виды работ, формирующие    показатели  ЕНГ обучающихся.

Это :  взаимодействие с окружающей действительностью, решение различных практических задач, социальные взаимоотношения ,умение рефлексировать  и прогнозировать. Стрелки показывают на каких этапах и какие виды работ для этого применялись.

   Подводя итоги  работы по данному направлению ,хочется  показать уровень развития    ЕНГ   учеников моего класса и сравнить его с результатами на начальном этапе формирования. В качестве  критериев  оценивания естественно- научной грамотности школьников посредством проектной деятельности  выступают :

•        умение решать различные учебно-познавательные или практические задачи;

•        умение объяснить какое-либо явление или факт, проанализировав наблюдения  или  известные факты;

•        умение выбрать способ для получения знания, провести эксперимент (возможно мысленный) или исследование;

•        умение проанализировать данные и, используя рассуждения, сделать обоснованный вывод.

Оценивание проходит по уровням;  высокий , средний,  низкий . Они различаются:

•        объемом и глубиной освоения знаний и умений;

•        контекстом решаемой проблемы;

•        уровнем умений в области проведения научных исследований;

•        сложностью использования в задании рисунков, диаграмм, графиков;

•        полнотой  выводов,  соответствующих цели  и задачам проекта.

На представленных сравнительных  диаграммах видна положительная динамика по каждому критерию, а значит , работа по формированию и развитию ЕНГ ведётся в правильном направлении  и я надеюсь , получит дальнейшее своё развитие в среднем звене обучения.

   Проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей , совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках окружающего мира

В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жиз...

Методы и приёмы работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира

Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения, но и  на уроках окружающего мира. Окружающий мир – это предмет, на котором ученики получают информацию, в основном сталкивая...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...

Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность"  с приложениями...

"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познават...

Презентация " Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира через проект.

В статье рассказывается о том, как можно использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе для формирования естественнонаучной грамотности. Статья сопровождается презент...