Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.
материал
Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_uroke_okruzhayushchego_mira.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Дата: 31.01.2022
Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира
Титульный слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Формирование читательской грамотности»
Сегодня я поделюсь своим небольшим опытом, расскажу какие приемы, помогающие формировать читательскую грамотность, я использовала на уроке окружающего мира.
Слайд 2.
Тема урока «История древнего мира»
Для начала выясним, что же такое читательская грамотность?
Слайд 3
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Слайд 4
Выделяют четыре основных способа осмысления текста:
- постановка вопросов к тексту;
- построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов);
- создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения);
- конструирование собственных высказываний о прочитанном
Слайд 5
В своем уроке на этапе «Усвоения новых знаний и способов действий я использовала прием «Смысловая выборка».
Слайд 6
Этот прием позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
Слайд 7
Класс был разделен на 3 группы, каждая группа работала с разными государствами древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим. Внутри группы ученики работали парами. На листочках были даны задания с указанием страниц, на которых можно было найти ответ на вопрос.
Вопросы составлялись таким образом, чтобы ученик работал не только с частью текста, а со всей информацией.
Слайд 8
Несколько пар работали с дополнительной информацией, которой не было в учебнике. Каждая пара решала, кто будет гидом (экскурсоводом) по своему государству.
Слайд 9
Из ответов на вопросы складывался текст с главной (важной) информацией о государстве древнего мира. Затем обобщали полученные знания. Свою добытую информацию крепили на доске.
Слайд 10
На следующем этапе «Включение в систему знаний и повторение» закрепили, полученные в ходе урока, знания. По ключевым словам на карточке учащиеся определяли принадлежность к государству.
Слайд 11
В итоге на последнем этапе урока ученики создали кластер.
Слайд 12
Кластер предполагает способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему урока. А продуктом такой деятельности является моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности.
Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов.
Слайд 13
В течение всего урока учащиеся выделяли смысловые единицы текста и графически оформляли в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Таким образом, в конце урока ученики получили продукт своей деятельности, а после оценили свою деятельность.
Слайд 14
Итак, на уроке окружающего мира я использовала два приема, которые способствуют формированию читательской грамотности. Это «Смысловая выборка» и «Кластер».
Заволодько Л.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении
В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....
Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира
Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира 2 класс, программа Занкова.
Материал содержит вопросы по текстам из учебника "Окружающий мир" 2 класс, программа Л.В. Занкова....
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
Читательская грамотность на уроках окружающего мира...
Методы и приёмы работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира
Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения, но и на уроках окружающего мира. Окружающий мир – это предмет, на котором ученики получают информацию, в основном сталкивая...
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира (Золотое кольцо России)
Разработка заданий к составному тексту...
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира (Дождевой червь)
методическая разработка заданий...