Презентация " Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
презентация к уроку
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений
Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности- использовать учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях , задания на преобразование и разъяснение данных.
Основные способы действий, которые должны быть сформированы в курсе «Окружающий мир» -Наблюдать (видеть, а не только смотреть) -Анализировать свои наблюдения -Экспериментировать -Читать и понимать информационный текст -Пользоваться таблицами, графиками, диаграммами, картосхемами, простейшими схемами -Пользоваться моделями (глобус, интерактивные исследовательские модели…)
Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции: - переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде; - «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи; - анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации; - представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления
Активные методы обучения — это способы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Эффективные способы формирования естественнонаучной грамотности
Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых .
Проектно-исследовательская деятельность - создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации.
Приём «Хорошо - плохо» Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие . Кроме этого формируются: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Приём «Ложная альтернатива» Описание : внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Приём "Шаг за шагом" Описание : приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученик, шагая к доске, на каждый шаг называет термин, понятие, явление из изученного ранее материала
Приём « Фишбоун » ( рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний
Приём « Синквейн » – это стихотворение из 5 строк, где: Первая строка: 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка: 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка: 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка: фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм). Пятая строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...
презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе"
Рассматриваются приёмы формирования функциональной грамотности...
презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"...
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные обра...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира через проект.
В статье рассказывается о том, как можно использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе для формирования естественнонаучной грамотности. Статья сопровождается презент...