СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.
Аннотация
«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности. Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Первыми шагами, прежде всего, необходимо конструирование дополнительных заданий уровнего характера, которые обеспечат повышение мотивации у обучающихся и развитие базовых и ключевых компетенций.
В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни, что и является функциональной грамотностью. В заданиях используются сплошные, несплошные и смешанные тексты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_zadaniy_funktsionalnaya_gramotnost.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
© Автор: Кленова Ирина Владимировна
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.
Аннотация
«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности. Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Первыми шагами, прежде всего, необходимо конструирование дополнительных заданий уровнего характера, которые обеспечат повышение мотивации у обучающихся и развитие базовых и ключевых компетенций.
В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни, что и является функциональной грамотностью. В заданиях используются сплошные, несплошные и смешанные тексты.
Читательская грамотность на уроке окружающего мира во 2 классе
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема: Правила вежливости.
Обучающимся предлагается два текста, по которым составлены задания.
Текст 1. (из учебника)
Волшебные поступки
(Рассказ Сережи и Нади)
Наш папа замечательный. Но всё-таки нередко он ведёт себя странно.
Когда он приходит куда-нибудь вместе с мамой, он не идёт в дверь первым, а пропускает мама. Почему? Непонятно.
Если папа хочет куда-то войти, а в дверях ему встречается женщина, папа ждёт, пока она выйдет, а потом уже сам проходит. Ему бы надо поскорее проскочить в дверь, а он зачем-то ждёт…
Зато, выходя из автобуса или трамвая, папа поступает наоборот. Сначала сам выйдет, а потом уже мама.
Но ещё удивительнее вот что. Папа выходит и тут же очень пугается. Мама ещё с подножки не сошла, а он её уже за руку берёт, как маленький. Может, на него улица многолюдная так действует… Бывает, выйдет папа из автобуса и сразу протягивает руку какой-нибудь старушке. Как будто старушка смелее его…
И за эти странные поступки окружающие почему-то благодарят папу. Получается, что эти поступки волшебные - они делают окружающих приветливее и добрее.
Текст 2.
Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек!? И задумывался ли ты над тем , что означает слово «порядочный»? Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает вещи, приходит во время в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. Живи так, чтобы люди говорили о тебе: «Это порядочный человек». (По Ю. Яковлеву)
Задание 1. Прочитайте текс №1
Ответьте на вопросы
1) Какие папины поступки показались ребятам странными?
А) Пропускает маму в дверь первой.
Б) Пугается чего-то выйдя из автобуса.
В) Подаёт незнакомой старушке руку, выходя из автобуса.
Г) Выходит из подъезда один без мамы.
2) Какого человека, по мнению автора текста 2, можно назвать «порядочным»?
А) Человек, который любит порядок
Б) Человек, который аккуратно одет
В) Человек, который никогда не опаздывает?
Г) Честный, благородный человек, умеющий понять другого человека
3) Можно ли папу Серёжи и Нади назвать порядочным? Почему?
Задание 2. Используя текст и дополнительные источники, составь свое определение «порядочный человек».
Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочный человек - честный, соответствующий принятым правилам поведения. Словарь Ожегова |
Порядочность – моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм – способность испытывать чувство стыда и вины. Википедия |
О порядочности писал Аристотель, определяя порядочного человека, как человека, никогда не делающего дурного по своей воле. |
Порядочный человек - это человек… ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Вспомните литературные произведения, в которых вы читали о “волшебных поступках” Какие это были поступки? (запишите название/автор/поступок)
- ___________________________________________________
- ___________________________________________________
- ___________________________________________________
Задание 4. Встречались ли тебе в жизни «порядочные люди»? Составьте о них рассказ.
Задание 5. Используя текст, свои наблюдения и дополнительные источники, составь для своих одноклассников Памятку « Как стать порядочным человеком»
Памятка« Как стать порядочным человеком» 1._____________________________________________ 2._____________________________________________ 3._____________________________________________ 4._____________________________________________ 5._____________________________________________ |
Задание 6. Достаточно ли в тексте № 2. информации, чтобы раскрыть понятие «порядочный человек»?
Ответ:________________
Задание 7. Какие источники информации пополнят твои знания о порядочном человеке?
А) Интернет
Б) Словари, энциклопедии
В) Географическая карта
Г) Телевизионные передачи из цикла « Из жизни замечательных людей»
Д) Другие источники. Какие?___________________
Задание 8*. Рассмотрите инфографику “Русский национальный характер”, ответьте на вопросы
а) Какие качества характера не подходят к понятию “порядочный человек”?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Каких людей больше, добрых или равнодушных?
Критерии оценивания
№ задания | Количество баллов | Комментарии |
1.1 | 2 балла | Если один ответ - 1 балл |
1.2 | 1 балл | Если ответ выбран неверный - 0 баллов |
1.3 | 2 балла | Полный ответ, грамотно сформулированы 2-3 предложения - 2 балла 1 предложение б/ош. -1 балл 0 баллов - имеются ошибки. |
2 | 2 балла | Грамотно составленное определение - 2 балла Допущена 1 ош в определении - 1 балл Если ответ выбран неверный - 0 баллов |
3 | 2 балла | Названы 2 - 3 произведения - 2 балла Названо 1 произведение - 1 балл Нет ответа - 0 баллов |
4 | 3 балла | Рассказ 4-5 предложений б/ош - 3 балла Рассказ 2-3 предлож б/ош - 2 балла В рассказе допущено 2-3 ош. - 1 балл |
5 | 3 балла | 4-5 строки -3 балла 2-3 строки - 2 балла 1 строка - 1 балл |
6 | 1 балл | |
7 | 2 балла | |
8 | 3 балла | |
ИТОГО | 21 балл |
Финансовая грамотность на уроке математики во 2 классе
(Обратите внимание! В заданиях изменены действительные цены некоторых продуктов, в соответствии с программой 2 класса на данный момент)
Предмет: Математика
Тема: «Решение текстовых задач»
Класс: 2 кл.
Однажды Хрюша и Степашка были приглашены организаторами праздничного стола на День рождения в сказочную страну. Они дружно взялись за подготовку предложенного им мероприятия, составили список, что им нужно подготовить:
- продукты
- посуду
- украшение стола
I. Для угощения
Для угощения Степашка составил меню:
1) Салат
2) Пирожные
3) Напиток
В библиотеке знаменитого повара он нашел интересную статью
Салат «Оливье»
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж" на Трубной площади. В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.
Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.. Исходные компоненты салата «Оливье»: мясо дичи, картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек, яйца, соль, перец, майонез. Для салата «Оливье» очень важны пропорции.
На 6 порций нужно взять
Продукты | Количество |
Картофель | 6 штук |
Морковь | 2 штуки |
Лук репчатый | 2 штуки |
Маринованные огурцы | 1-2 штуки |
Яблоки | 1 штука |
Яйца | 4 штуки |
Зелёный горошек | 1 стакан |
Отварная курица | 200 граммов |
Майонез | 1 банка |
Задание 1. Хрюша отправился в магазин за продуктами, ему нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.
1.1 Подскажите какой информации не хватает Хрюше в таблице выше, чтобы посчитать деньги?
А) Сколько денег у него имеется?
Б) Цены продуктов.
В) Какая сумка нужна для каждого продукта?
Г) В какой магазин он должен идти?
1.2 В первоначальном рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов?
А) Орфографическим словарем
Б) Толковым словарем
В) Словарём синонимов
Г) Словарём антонимов
Д) Этимологическим
1.3 Какую незнакомую вам величину содержит старинный рецепт, напишите._____________
1.4
В каком разделе справочника «Старинные меры» вы будете искать значение найденной вами величины?
А) Меры длины
Б) Меры массы
В) Меры объема
Г) Меры массы
Д) Меры площади
Задание 2. Степашка узнал, что на День рождения приглашено 18 гостей. Во сколько раз больше Хрюша должен купить продуктов на салат?
Задание 3. Тут же Степашка взялся исправлять таблицу для Хрюши. Помогите ему, заполните третий стобец таблицы
.
Продукты | Количество | Новое количество - ? |
Картофель | 6 штук | |
Морковь | 2 штуки | |
Лук репчатый | 2 штуки | |
Маринованные огурцы | 1-2 штуки | |
Яблоки | 1 штука | |
Яйца | 4 штуки | |
Зелёный горошек | 1 стакан | |
Отварная курица | 200 граммов | |
Майонез | 1 банка |
Задание 4. Сколько килограммов картофеля нужно купить Хрюше, если в одном килограмме содержится 6 штук ?
Задание 5. Используя иллюстрацию с ценами сосчитайте, сколько денег потратит Хрюша на овощи для салата?
Задание 6. Посчитайте какую сумму денег потратит Хрюша на все продукты для салата.
Задание 7*. Хрюша зашел в кондитерскую за пирожными. Там он ознакомился с прейскурантом.
Ознакомившись с ценами Хрюше надо было выбрать, какая покупка будет дешевле: 16 пирожных или 2 торта. Помогите ему сделать это.
Задание 8*. Степашка отправился в магазин ИКЕА, чтобы купить предметы сервировки стола. Он выбрал чайный набор (блюдце и чашка) за 10 руб. У Степашки в кошельке были монеты:
Монеты | Количество | Монеты | Количество |
20 шт. | 12 шт. | ||
10 шт. | 11 шт. |
Сосчитайте, сколько денег останется у Степашки после покупки.
Дополнительные задания*
1. Составьте задачу о покупке, используя текст о старинном салате «Оливье», недостающие данные подберите самостоятельно.
2. В ИКЕА Степашке на глаза попался плакат
На оставшиеся у него деньги он решил помочь детям России. Какую игрушку он сможет купить?
Критерии оценивания
№ задания | Количество баллов | Комментарии |
1.1 | 1 балл | Верный ответ – 1 балл Ответ выбран неверный – 0 баллов |
1.2 | 1 балл | |
1.3 | 1 балл | |
1.4 | 1 балл | |
2 | 2 балла | Задача решена верно – 2 балла Допущена ошибка в вычислении – 1 балл Задача не решена – 0 балл |
3 | 9 баллов | Каждая заполненная верно строка оценивается в 1 балл |
4 | 2 балла | Задача решена верно – 2 балла Допущена ошибка в вычислении – 1 балл Задача не решена – 0 балл |
5 | 2 балла | Задача решена верно – 2 балла Допущена ошибка в вычислении или в выборе продуктов (овощи) – 1 балл Задача не решена – 0 балл |
6 | 2 балла | Задача решена верно – 2 балла Допущена ошибка в вычислении – 1 балл Задача не решена – 0 балл |
7 | 4 балла | Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла За каждое неверное вычисление – минус 1 балл Задача решена неверно – 0 баллов |
8 | 4 балла | Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла За каждое неверное вычисление – минус 1 балл Задача решена неверно – 0 баллов |
ИТОГО | 29 баллов | |
Дополнительные задания | ||
1 | 3 балла | Составлена верно задача и дано верное решение – 3 балла Допущена ошибка в решении – 2 балла Имеются недостающие данные в задаче – 1 балл Задание выполнено неверно – 0 баллов |
2 | 1 балла | Верный ответ – 1 балл Ответ выбран неверный – 0 баллов |
Итого | 4 балла | |
ИТОГ | Основное + Дополнительное задания | 33 балла |
Список используемой литературы:
- Информация об исследовании PISA . Национальный центр исследования PISA в России (Отдел оценки качества образования ИСМО РАО): http://www.centeroko.ru
- Сайт организации ОЭСР: http://www.pisa.oecd.org.
- Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL
- Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...
презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"...
Выступление "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Выступление на семинаре учителей начальных классов...
Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира»
Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира»...
Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
Цель мастер – класса: повышение уровня профессиональных компетентностей учителей, участников мастер – класса, в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы...
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные обра...
«Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира», статья, 2 стр.
laquo;Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира», статья, 2 стр....