Мониторинг обучающихся 1 класса
материал (1 класс)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА
Проблема формирования представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся 1 класса отражена в работах М.Я. Герман, Е.А. Воробьёвой, К.А. Переверзевой, И.Н. Гелетканич, Т.С. Вагановой и др.
В исследованиях М.Я. Германа, Е.А. Воробьёвой, К.А. Переверзевой экологическое образование определяется как непрерывный триединый процесс обучения, развития, воспитания человека, который направлен на формирование у него компетенций, ценностных и нравственно-этических ориентаций, которые в свою очередь обеспечивают ответственное отношение личности к состоянию окружающей природной среды [].
А.А. Нестерова в своем исследовании определяет экологическое образование как процесса обучения и воспитания в рамках его взаимоотношений с окружающим природным миром [].
А.Я. Каюмова в своей работе под экологическим образованием понимает педагогический процесс, характеризующийся целенаправленностью, организованностью, систематичностью, последовательностью и направленностью на формирование системы экологический взглядов, знаний, умений, навыков, качеств личности обеспечивающих бережное отношение к окружающей среде и восприятие природного мира как универсальной ценности общества.
Для определения сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников мы использовали критерии и показатели, описанные в исследовании П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой и представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников
Критерии | Показатели |
Полнота | Обучающиеся умеют определять время года и их отличительные признаки; называют месяца года; могут назвать животных и изменения в их жизни в зависимости от сезона; могут назвать изменения в жизни растений в разное время года; могут назвать объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона. |
Доказательность | Обучающиеся могут соотнести время года с характерными признаками, с отличительным поведением животного или растительного мира. |
Обобщенность | Правильно соотносят месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицируя сезонные изменения в живой и неживой природе. |
Осознанность | Используют знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах. |
На основе выделенных критериев и показателей были выделены уровни сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников.
Таблица 2
Уровни сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников
Уровни | Характеристика |
Высокий уровень | Обучающийся умеет определять время года и их отличительные признаки; называет месяц года и их отличительных признаки, а так же животных и изменения в их поведении в зависимости от сезона; правильно называет изменения в жизни растений в разное время года; называет объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона; соотносят время года с характерными признаками, с отличительным поведение животного или растительного мира; правильно соотносят месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицирую сезонные изменения в живой и неживой природе; используют знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах. |
Средний уровень | Обучающийся затрудняется определять время года и их отличительные признаки; не всегда правильно называет месяц года и их отличительных признаки, а так же животных и изменения в их поведении в зависимости от сезона; затрудняется назвать изменения в жизни растений в разное время года, объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона; не всегда верно соотносит время года с характерными признаками, с отличительным поведение животного или растительного мира; затрудняется соотнести месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицирую сезонные изменения в живой и неживой природе; не может в полной мере использовать знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах. |
Низкий уровень | Обучающийся не умеет определять время года и их отличительные признаки; неправильно называет месяц года и их отличительных признаки, а так же животных и изменения в их поведении в зависимости от сезона и изменения в жизни растений в разное время года; не называет объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона; неправильно соотносит время года с характерными признаками, с отличительным поведение животного или растительного мира; неправильно соотносит месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицирую сезонные изменения в живой и неживой природе; не может использовать знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах. |
Результаты исследования сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса
Уровень | Задание/ Кол-во обучающихся | Средний показатель | Средний % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Высокий | 6 | 3 | 22 | 5 | 9 | 36 |
Средний | 11 | 6 | 11 | 17 | 11,25 | 45 |
Низкий | 8 | 16 | 2 | 3 | 7,25 | 29 |
ИТОГО | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 100 |
Рисунок 1 – Исходный уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, полученные результаты диагностики свидетельствуют о том, что у большинства 1 А класса представления о сезонных изменениях сформированы на среднем уровне. То есть большинство обучающихся имеет представления о сезонных изменениях, однако знания носят фактический характер, то есть приобретены с помощью наблюдения известных фактов. Дети стараются на основе имеющихся знаний установить причинно-следственные связи, но это не всегда удается сделать верно. Однако благодаря наводящим вопросам обучающиеся дают верный ответ. Представления о сезонных изменениях в большей степени носят стихийный характер, чем системный. Однако стоит отметить, что некоторые первоклассники находятся на границе с низким уровнем сформированности исследуемых представлений, что так же обуславливает необходимость дальнейшего их формирования, следовательно, проблема формирования представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса актуальна. Проведенная диагностика показала необходимость целенаправленной работы направленной на формирование представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к мониторингу 4 класс
Учащимся предлагаются тесты по предметам, проводится разбор заданий, алгоритм выполнения, выясняются затруднения при решении....
Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов 1 класс
Стандарты основного общего образования устанавливают требования к личностнымрезультатам:готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;сформированность их мотив...
Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов 1 класс
Стандарты основного общего образования устанавливают требования к личностнымрезультатам:готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;сформированность их мотив...
Мониторинг вовлеченности обучающихся класса в мероприятия
Отслеживание интересов и успешности обучающихся в предметной и творческой области в период обучения в начальной школе...
Результаты диагностики и мониторинга обучающихся
Результаты диагностики и мониторинга обучающихся...
«ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО, 2 КЛАСС» Ключи оценивания. Анализ ИКР. Динамика мониторинга по классу. Результаты и оценки по заданиям. Берёза
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет метапредметные и предметные результаты....
Мониторинг обучающихся 2 - 4 классы
Психологическая карта обучающихся...