Мониторинг обучающихся 1 класса
материал (1 класс)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА

Проблема формирования представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся 1 класса отражена в работах М.Я. Герман, Е.А. Воробьёвой, К.А. Переверзевой, И.Н. Гелетканич, Т.С. Вагановой и др.

В исследованиях М.Я. Германа, Е.А. Воробьёвой, К.А. Переверзевой экологическое образование определяется как непрерывный триединый процесс обучения, развития, воспитания человека, который направлен на формирование у него компетенций, ценностных и нравственно-этических ориентаций, которые в свою очередь обеспечивают ответственное отношение личности к состоянию окружающей природной среды [].

А.А. Нестерова в своем исследовании определяет экологическое образование как процесса обучения и воспитания в  рамках его взаимоотношений с окружающим природным  миром [].

А.Я. Каюмова в своей работе под экологическим образованием понимает педагогический процесс, характеризующийся целенаправленностью, организованностью, систематичностью, последовательностью и направленностью на формирование системы экологический взглядов, знаний, умений, навыков, качеств личности обеспечивающих бережное отношение к окружающей среде и восприятие природного мира как универсальной ценности общества.

Для определения сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников мы использовали критерии и показатели, описанные в исследовании П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой и представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников

Критерии

Показатели

Полнота

Обучающиеся умеют определять время года и их отличительные признаки; называют месяца года; могут назвать животных и изменения в их жизни в зависимости от сезона; могут назвать изменения в жизни растений в разное время года; могут назвать объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона.

Доказательность

Обучающиеся могут соотнести время года с характерными признаками, с отличительным поведением животного или растительного мира.

Обобщенность

Правильно соотносят месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицируя сезонные изменения в живой и неживой природе.

Осознанность

Используют знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах.

На основе выделенных критериев и показателей были выделены уровни сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников.

Таблица 2

Уровни сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у первоклассников

Уровни

Характеристика

Высокий уровень

Обучающийся умеет определять время года и их отличительные признаки; называет месяц года и их отличительных признаки, а так же животных и изменения в их поведении в зависимости от сезона; правильно называет изменения в жизни растений в разное время года; называет объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона; соотносят время года с характерными признаками, с отличительным поведение животного или растительного мира; правильно соотносят месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицирую сезонные изменения в живой и неживой природе; используют знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах.

Средний уровень

Обучающийся затрудняется определять время года и их отличительные признаки; не всегда правильно называет месяц года и их отличительных признаки, а так же животных и изменения в их поведении в зависимости от сезона; затрудняется назвать изменения в жизни растений в разное время года, объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона; не всегда верно соотносит время года с характерными признаками, с отличительным поведение животного или растительного мира; затрудняется соотнести месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицирую сезонные изменения в живой и неживой природе; не может в полной мере использовать знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах.

Низкий уровень

Обучающийся не умеет определять время года и их отличительные признаки; неправильно называет месяц года и их отличительных признаки, а так же животных и изменения в их поведении в зависимости от сезона и  изменения в жизни растений в разное время года; не называет объекты неживой природы и их изменения в зависимости от сезона; неправильно соотносит время года с характерными признаками, с отличительным поведение животного или растительного мира; неправильно соотносит месяцы года в соответствии с сезоном, обобщая и классифицирую сезонные изменения в живой и неживой природе; не может использовать знания о времени года в повседневной жизни и творческих работах.

Результаты исследования сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса

Уровень

Задание/ Кол-во обучающихся

Средний показатель

Средний %

1

2

3

4

Высокий

6

3

22

5

9

36

Средний

11

6

11

17

11,25

45

Низкий

8

16

2

3

7,25

29

ИТОГО

25

25

25

25

25

100

Рисунок 1 – Исходный уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, полученные результаты диагностики свидетельствуют о том, что у большинства 1 А класса представления о сезонных изменениях сформированы на среднем уровне. То есть большинство обучающихся имеет представления о сезонных изменениях, однако знания носят фактический характер, то есть приобретены с помощью наблюдения известных фактов. Дети стараются на основе имеющихся знаний установить причинно-следственные связи, но это не всегда удается сделать верно. Однако благодаря наводящим вопросам обучающиеся дают верный ответ. Представления о сезонных изменениях в большей степени носят стихийный характер, чем системный. Однако стоит отметить, что некоторые первоклассники находятся на границе с низким уровнем сформированности исследуемых представлений, что так же обуславливает необходимость дальнейшего их формирования, следовательно, проблема формирования представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса актуальна. Проведенная диагностика показала необходимость целенаправленной работы направленной на формирование представлений о сезонных изменениях в природе у обучающихся первого класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к мониторингу 4 класс

Учащимся предлагаются тесты по предметам, проводится разбор заданий, алгоритм выполнения, выясняются затруднения при решении....

Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов 1 класс

Стандарты основного общего образования устанавливают требования к личностнымрезультатам:готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;сформированность их мотив...

Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов 1 класс

Стандарты основного общего образования устанавливают требования к личностнымрезультатам:готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;сформированность их мотив...

Мониторинг вовлеченности обучающихся класса в мероприятия

Отслеживание интересов и успешности обучающихся в предметной и творческой области в период обучения в начальной школе...

Результаты диагностики и мониторинга обучающихся

Результаты диагностики и мониторинга  обучающихся...

«ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО, 2 КЛАСС» Ключи оценивания. Анализ ИКР. Динамика мониторинга по классу. Результаты и оценки по заданиям. Берёза

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет метапредметные и предметные результаты....

Мониторинг обучающихся 2 - 4 классы

Психологическая карта обучающихся...