Организация интерактивного взаимодействия обучающихся в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс)

Надежда Анатольевна Игонина

           Для реализации целей и задач Госстандарта, который основывается на личностно- ориентированном обучении, компетентностном и деятельностном подходе, как нельзя лучше подходит интерактивное обучение.

          Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, думать, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.  Психологи давно определили, что истоком самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.        

Использование интерактивной технологии позволяет мне строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей, а также подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность.        

Интерактивная деятельность на уроках и во внеурочных мероприятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого организуются парная и групповая работа, применяются ролевые игры, используются творческие работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация интерактивного взаимодействия обучающихся

 в начальной школе

  «Мои ученики будут узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Иоганн Генрих Песталоцци

           Для реализации целей и задач Госстандарта, который основывается на личностно- ориентированном обучении, компетентностном и деятельностном подходе, как нельзя лучше подходит интерактивное обучение.

          Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, думать, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.  Психологи давно определили, что истоком самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.        

Использование интерактивной технологии позволяет мне строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей, а также подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность.        

Интерактивная деятельность на уроках и во внеурочных мероприятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого организуются парная и групповая работа, применяются ролевые игры, используются творческие работы.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые формы интерактивного взаимодействия обучающихся, которые применяю на уроках и во внеурочное время.

Работа в парах

Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

   «Исследователи»: Дети в парах исследуют текст и выполняют к нему задания: считают, сколько раз в нем встречается слово «малина», сколько абзацев и т.п.

«Сходства и различия»: Учащиеся в парах выделяют общие и отличительные признаки, затем происходит совместное подведение итогов. Например, на уроке окружающего мира сравнивают строение  кустарников, трав и деревьев.

«Бананы»: Данная форма работы помогает сломать стереотипы, производить работу левой полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением.

Например, Выводится на доску надпись: ШБИАСНТАЛНЕЫР

Нужно зачеркнуть в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)

Работа в группах

Помимо парной работы, я часто использую работу в группах.

 В режимах интерактивного обучения отдается предпочтение группам из 3-5 человек, что дает возможность трудиться всем детям.

Цель этой работы заключается в том, что каждый ребёнок сможет выговориться. Каждая группа получает задание. Совещаясь, дети выполняют его, договариваются, кто из них и что будет рассказывать. Здесь присутствует дух соревнования.

                                                       «Продолжи»

    Основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Mожно использовать на уроках по разным учебным  предметам (например, при написании сочинения , на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на  математике при решении примеров).

Дерево решений

Одна из форм групповой работы, где каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои решения.

Охота за сокровищами

   Здесь необходимо составлять вопросы, которые требуют от детей необходимых знаний, фактов или их осмысления. Группы используют учебник или другую дополнительную литературу для поиска ответа на поставленный вопрос.

«Карусель»

    Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу, образуя пары. Учащиеся, стоящие во внутреннем круге получают карточки с вопросами, заданиями,  которые должны  выполнить дети из внешнего круга. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Цель – каждый ребенок должен пройти весь круг, выполняя задания.

«Микрофон»

Для развития речи очень помогает интерактивная технология «Микрофон». Главное, чтоб в руках был атрибут. Дети сами высказывают своё мнение по очереди, выслушивают ответы товарища. На уроках окружающего мира, литературного чтения и родного языка просто незаменим. И мне нравится. Главное – вопросы, темы продумывать, где ребята высказывают мнение, учатся строить предложения.

«Аквариум»

   Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа. Данный вид работы я провожу на занятиях внеурочной деятельности  по ТРИЗ, когда описываем объекты, сочиняем загадки на функции, решаем задачи на развитие образного мышления, с использованием ресурсов.

Снежный ком

Учащимся предлагается проблема или информация. Например, из определенного набора геометрических фигур сложить заданный объект. Сначала идет самостоятельная работа, затем работают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное решение вопроса и презентация результата.

Результаты применения интерактивной технологии  показаны на экране:
- активность учителя уступает место активности учащихся;
- создаются условия для инициативы учеников;
- ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего;
- я не даю готовые знания, а побуждаю к самостоятельному поиску;
- я  организую взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды;
- обращаюсь к опыту участников, для поиска  решения поставленных задач.

       Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют мне включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

       Применяя интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

       Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, интерактивное творчество учителя и учащихся безгранично. Важно только умело направить его для достижения образовательных целей и решения дидактических задач. Таким образом, технологии интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания.

      Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе

       Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Статья: «Педагогические технологии - как способ развития здоровьесозидающего взаимодействия в начальной школе».

В контексте создания здоровьесозидающей образовательной среды целесообразно говорить об организации здоровьесозидающего взаимодействия учителя и ученика на уроке, так как урок – это основная фор...

Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями

quot;Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями"...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...