Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
статья на тему

 В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_flegantova_s.g.docx299.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС

С.Г. Флегантова

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков», г. Ноябрьск

Аннотация: изменения, внесенные в образовательный процесс по итогам внедрения федеральных образовательных стандартов в начальной школе, реализация системно-деятельностного подхода в обучении, формирование УДД.

Ключевые слова: значение ФГОС,  активные методы обучения, результативность приобретения УДД обучающимися.

      В 2010 году мне предложили участвовать в экспериментальной работе по опережающему внедрению стандартов второго поколения (ФГОС) в начальной школе. Новые образовательные условия выставили свои требования к воспитанию и обучению, изменились принципы и цели обучения. Основной целью образования становится формирование свободной, творческой, универсальной личности, способной  в дальнейшем к самообучению.

      Работа представляла собой большой блок по изучению нормативной документации, методической подготовке учителя и конечно по организации в целом процесса обучения. Для меня, практикующего учителя, было ясно, что необходимо пересмотреть в первую очередь  использование методических приемов. Системно-деятельностный подход стал в моей практике основополагающим. Каким образом нужно организовать работу со школьниками, чтобы достичь целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся, как обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как организовать работу по развитию личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий? Огромное количество вопросов, а в классе ждут 25 любознательных и таких разных детей!

     Выбранная программа обучения «Перспективная начальная школа», показалось мне достаточно успешной, для реализации поставленных целей. Коллективом авторов в помощь учителю уже были заложены принципы организации самостоятельной и коллективной работы, выполнение поисковых и творческих заданий, работа с информацией, энциклопедической и словарной литературой и многое другое, что в конечном итоге облегчало работу учителя. Мне оставалось самое «легкое» привести все в единое целое и «запустить» образовательный процесс.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе - умение учиться. Вот почему учебная деятельность является в данном случае универсальным средством развития. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором ребенок должен чувствовать себя частью окружающего  мира. В целом система действий направленная на выявление, развитие и совершенствование учебных возможностей и творческих способностей каждого ребенка.

        Исходя из этого, организую работу таким образом, чтобы на каждом уроке отмечался принцип минимакса: предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Так организуя работу по русскому языку со словарями (начиная с 1 класса), минимально - обращение к словарям в учебнике, но при этом учащиеся имеют возможность работать с более крупными толковыми словарями Ожегова или Даля, морфемным словарем, словарем однокоренных слов, обратиться к словарям  через поисковые системы  интернет и др. Такая работа детям нравится, они постоянно находятся в самостоятельном активном поиске. Для выполнения заданий, могу только советовать, к какому словарю в данном случае обратиться, а выбор остается за детьми. Следует отметить, что при этом реализуется и принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее правил и норм, активно участвует в их структурировании. Такой вид работы способствует активному и успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.

       Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС – ведущая, системообразующая составляющая. Поэтому на уроках должны быть применяться такие виды заданий, которые помогут им научиться извлекать и описывать информацию, структурировать и перерабатывать ее, проводить ее осмысление, оценку и интерпретацию, и самое главное творчески применять информацию. Так на уроках окружающего мира  при изучении раздела «Человек разумный – часть природы» во 2 классе, предлагаю обучающимся различные виды творческих заданий: подготовить сообщения, нарисовать рисунки, сделать презентацию, привести примеры из жизни родителей или своего жизненного опыта и по итогам изучения раздела создать по группам кластер. Тема кластера детям не диктуется, а выбирается в группе с точки зрения детей важности в разделе. Таким образом, у школьников имеется возможность приводить свои доводы, аргументировать, принимать чужую точку зрения или ее опровергать. Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач (таблица, рисунок, схема). Кроме этого создаются условия для развития навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

        Научиться самому учителю постоянно применять слова направленные на активную деятельность школьников должно проходить красной нитью на уроке: проанализируйте, укажите сходство и различия, сопоставьте, сравните, найдите закономерности, оцените, приведите примеры, объясните, докажите, обоснуйте… Для меня организация деятельностного подхода носит интегративный характер: не отрицает традиционную дидактику, а напротив, развивает её в соответствии современных образовательных целей. Она создаёт условия для выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории и одновременно гарантирует достижение ему социально безопасного минимума.

       Ориентация на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, привел меня к мысли по организации и проведению общественного смотра знаний. Для достижения учеником планируемых результатов в рамках системно-деятельностного подхода к обучению как правило применяется четыре типа уроков: урок открытия нового знания, урок построения системы знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии. Но

независимо от типологии урока, важно учитывать ряд критериев результативности урока. Исходя из этого, я попыталась организовать смотр знаний таким образом, чтобы в ней приняли участие все участники образовательного процесса, а именно: учащиеся, родители, учителя-предметники, а учителю отводилась роль организатора и наблюдателя. Создается организация учебного сотрудничества различных уровней (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, родитель-ученик, учитель-учитель).

Организация такой работы требует тщательной подготовки участников, но в большей степени – родителей. Такую работу провожу как минимум за 1,5-2 месяца до проведения мероприятия. На родительском собрании объясняю суть общественного смотра знаний, функции родителей как независимых экспертов, в некоторой степени знакомлю с требованиями уровня и объема знаний школьников на данном учебном этапе. Знакомлю с критериями оценивания, веду работу по формированию гуманистической позиции по отношению ко всем детям. С детьми ведется другая работа: формируются 5-6 групп учащихся (по количеству проверяемых предметов – математика, русский язык, чтение. окружающий мир, английский язык, информатика). В каждой группе детьми выбирается эксперт – ученик, который может оказать консультативную помощь остальным детям. По каждому предмету детям предлагается три вида заданий: традиционное (проверяющее знания по предмету), повышенного уровня (логического характера, нестандартное решение) или творческо-исследовательское (требующие поиска и использования дополнительной информации). Соответственно они могут получить от 3 до 10 баллов по одному предмету.

 Как правило, на такие мероприятия приходят все родители, они совместно с педагогами-предметниками также разбиваются на группы и начинается работа.

Ученики консультанты проходят первоначальную жеребьевку (с какого предмета начать), а дальше группы переходят от предмета к предмету по кругу. На проведение работы в каждой группе по предмету отводится 10 минут. Таким образом, в течение часа школьники проходят проверку по всем предметам, родители и учителя-предметники имеют возможность послушать и пообщаться со всеми учениками. По итогам проведения смотра детям дается возможность 10 минут отдохнуть, в то время как родители и педагоги ведут обсуждение полученных результатов, (готовят грамоты лучшим по предмету или по каким-либо другим критериям: самый коммуникабельный, самый интеллектуальный, самый активный, самый эрудированный, лучший консультант и др.)

      Проведение такой работы, с моей точки зрения, дает много положительных эффектов:

  1. Все участники процесса учатся владеть технологией диалога;
  2.  У школьников и родителей формируется адекватная контрольно-оценочная деятельность;
  3. Смена социальных ролей большинства участников приводит к большему взаимопониманию;
  4. Стимулирует и развивает у школьников желание работать творчески и проводить  при этом самооценку;
  5. Создается атмосфера сотрудничества и сотворчества;
  6. Поощряется и поддерживается даже минимальные успехи каждого ученика и др.

А для учителя это возможность еще раз осуществить самоанализ своей педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов школьников. В конечном итоге в выигрыше остаются все участники образования.

Литература

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.

Заявка на участие в конференции

Ф.И.О. Флегантова Светлана Георгиевна

Название доклада: «Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС».

Название направления: Организация процесса обучения в условиях реализации ФГОС.

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков.

Должность: учитель начальных классов.

Адрес: г. Ноябрьск, ул. Ленина 32,кв. 26

Телефон рабочий:  42 49 72

Телефон сот: 8 922 46 33 196

E-mail: sgfl89@mail.ru

Платежным поручением №  8    от 21.03.2016 г. перечислено 100 рублей и прилагается ксерокопия платежного поручения

C:\Users\Учитель\Desktop\сканер\2016-03-21\Сканировать1.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС

    Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения....

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

В данной работе речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников, об их личностном развитии.О том, как учитель строит образовательный процесс, позволяющий эффективно раскрыться и са...

Формирование вычислительных навыков обучающихся начальной школы на основе современных пед.технологий в условиях реализации ФГОС

Формирование вычислительных навыков одна из наиболее важных проблем при обучении в начальной школе, так как от них зависит успешность обучения математике в школе. Эти навыки наиболее востребованы в жи...

Повышение эффективности и качества образования в начальной школе ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей в условиях реализации ФГОС.

Проработав 40 лет в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии взаимопроникновение и вз...