Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе
методическая разработка на тему
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»
г. Хотьково, ул. Михеенко, д. 12 б
тел.: (8-496) 54-3-65-41, тел./факс: (8-496) 54-3-26-07
Семинар руководителей школьных методических объединений
начальных классов
Доклад
Тема: «Интерактивные формы организации образовательного процесса
в начальной школе».
Заместитель директора по УВР:
Макарова О.А.
Слайд 1
I. 1. Понятие о формах педагогического процесса.
2. Из истории становления и развития организационных форм обучения.
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определённое организационное оформление.
Форма обучения понимается как конструкция циклов обучения, реализирующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, форма отражает систему устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Однако, будучи выражением внешней стороны организации обучения, форма учебного процесса неразделимо связана и с его внутренней, процессуально-содержательной стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, приёмы, средства обучения, структурирование изучаемого материала.
Слайд 3
В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система. В начальной школе используются все системы организации образовательного процесса, но преимущество имеет классно-урочная система.
Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский глубоко научно обосновал все преимущества этой системы и создал стройную теорию урока. В каждом уроке К. Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части.
Слайд 4
Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремлённости на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К. Д. Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока.
Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока.
Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Слайд 5
Таким образом, урок- это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников ( по А. А. Бударному).
II. Интерактивные формы обучения и воспитания, интерактивная модель обучения.
Так как школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека, то именно на школу возлагается главный и чрезвычайно сложный труд- подготовить учащихся к самостоятельным шагам в быстро меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.
Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока.
Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Но нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монологу учителя. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока: Слайд 6
- уроки-путешествия
- уроки-сказки
- викторины
- КВН
- интегрированные уроки
- мультимедийные уроки
- уроки с элементами мультимедиа
- уроки с использованием интерактивных технологий обучения
Слайд 7
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Слайд 8
Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса.
Слайд 9
Особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции, целевые ориентиры и классификационные параметры.
Философская основа: гуманистическая,
природосообразная.
Методологический подход: коммуникативный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: разнообразные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: демократический,
интерактивный, характер сотрудничества.
Слайд 10
Целевые ориентации:
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту участников;
- поддержка активности участников;
- соединение теории и практики;
- взаимообогащение опыта участников;
- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания;
- поощрение творчества субъектов образовательного процесса.
Слайд 11
Концептуальные позиции:
- информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;
- интерактивное общение способствует умственному и творческому развитию;
- при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями;
- обратная связь может способствовать повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной и управленческой), что позволяет обеим сторонам устранять помехи.
Слайд 12
Особенности организации.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, а задача учителя – создать условия для их инициативы. Учащиеся выступают полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Слайд 13
Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.
В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.
В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся ( разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д. )
В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Что же представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы:
Слайд 14
- работа в малых группах ( в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе );
Слайд 15
- «большой круг»;
- «вертушка»;
- «аквариум»;
- «карусель»;
- «мозговой штурм»;
- «круглый стол»;
- ролевая игра;
- деловая игра;
- лекции с проблемным изложением;
- эвристическая беседа;
- уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий);
- конференции;
Слайд 16
- использование средств мультимедиа;
Слайд 17
- метод проектов (как элемент урока, но скорее как внеурочная деятельность).
Слайд 18
Основная цель интерактивного обучения.
В законодательстве РФ закреплён, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно, признания творческой природы личности каждого ребёнка.
Слайд 19
Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае:
- ученик сам открывает путь к познанию;
- усвоение энаний это результат его деятельности;
- из объекта образовательного процесса он превращается в субъект;
- меняется сам образовательный процесс: обучение переходит в учение;
- процесс становится увлекательным как для ученика, так и для учителя;
- и учителя и дети получают навыки взаимодействия в группе и умения вести диалог;
- все субъекты процесса учатся быть внимательными к чужому мнению и формировать собственное отношение к окружающей действительности;
- ученики и учитель становятся партнёрами.
111 . Опыт учителей нашей школы.
Слайды 20-36
Теперь мне бы хотелось сказать несколько слов об учителях нашей школы. Мои коллеги люди очень творческие, активно внедряющие в свою работу информационно-коммуникативные технологии, с радостью делятся своим опытом и лучшими наработками, с удовольствием приглашают на открытые уроки и внеклассные мероприятия. Такие учителя как Филиппова Е. В., Зайцева Г. Н., Сорк М. М., Гаврилова Г. А., Панина В. И., Синичкина Н. А., Мельникова Н. Н., Лапкина Н. Ю. , Жданова К.Н., – педагог-психолог, Осиненко Г.П. используют на своих уроках мультимедийные и интерактивные формы обучения, проводят нестандартные уроки: уроки-путешествия, КВН-ы, ролевые и деловые игры. Очень популярны в нашей школе уроки-проекты.
Слайды 37-38
Отдельно хотелось бы сказать об опыте работы учителя высшей категории Филипповой Е. В.
Третий год в её классе издаётся интерактивный журнал. Цель создания этого журнала заключается в том, чтобы:
- открыть Мир Знаний за пределами школьной парты;
- сформировать у учеников навыки самостоятельного поиска материала и его обработки;
- расширить область знаний, умений и навыков в области работы с компьютером и Интернетом;
- продолжить развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах;
- развивать социальную активность;
- объединить на страницах газеты учителей, учеников и их родителей;
- сделать открытой для всех информацию о жизни школы.
Содержание журнала самое разнообразное. Это и творчество учащихся, и подобранный в различных источниках интересный материал, и результаты прошедших конкурсов, соревнований, внеклассных мероприятий. Мы надеемся, что интерактивный журнал начал свой долгий жизненный путь и станет одной из традиций школы, будет радовать учеников, их родителей и учителей, а также позволит раскрыть десятки талантов, поддержать их и помочь самореализоваться, что и является основой их благополучной взрослой жизни.
Второе о чём просто необходимо сказать в заключительной части доклада. Уже десять лет в нашей школе работают группы предшкольной подготовки, так называемые «Зайчики». Сама методика представляет из себя интерактивные формы обучения. Дети с радостью посещают эти занятия и в последствии они не испытывают особых трудностей при поступлении в первый класс во время адаптационного периода. Но более подробно о преимуществах применения этой методики расскажет Филиппова Е. В. в своей презентации, которую мы и представляем вашему вниманию.
Видеоролик «Раннее обучение по методике Н.А.Зайцева»
Принципы отношений с детьми (сформулированы Г. Л. Лэндрэт)
Принципы отношений с детьми
( сформулированы Г. Л. Лэндрэт )
Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться им быть.
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
Я хочу больше принимать в себе ребёнка. Поэтому я с интересом и благоговением позволю детям освещать мой мир.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям любить меня.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребёнка.
Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребёнка.
Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребёнка.
Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.
Я – это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую. Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.
Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребёнка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое письмо «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»
Методическое письмо от 10.07.2012г....

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".
В мастере - классе по теме " Здоровьесберегающий подход к организации обязательного процесса в начальной школе" предоставлен обзор...

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.
В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....

Итоговая работа по теме "Организация образовательного процесса в начальной школе с использованием ЭОР"
Презентация содержит слайды, в которых дается информация по использованию ЭОР на уроках в начальной школе, содержит ссылки на сайты, где можно более подробно изучить данную тему....
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ"
Образование в начальной школе уже давно стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, также измен...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе
В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как новая коронавирусная инфекция. Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...
Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...