Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (1 класс)

Кырбыик Алла Саргисовна

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" разработана для детей 1 (дополнительного) класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_-_1dop.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и альтернативная коммуникация.

1 (дополнительный) класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена  на основе следующих нормативно-правовых документов:

-  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР  (вариант 2);

- Учебный план ГКОУ «Школа № 142» на 2022-2023 учебный год.

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

- учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- учить вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

- учить использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 (дополнительном) классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

Планируемые результаты освоения Программы.

Личностные результаты:

- осознание  себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями;

- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности;

- умение адекватно взаимодействовать с партнером по коммуникации;

- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

- выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Коммуникация с использованием вербальных средств:

- умение реагировать  на собственное имя; привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с  собеседником звуком (словом, предложением);

- умение обращаться с просьбой доступным образом;

- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств:

- умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела;

- умение пользоваться предметами для выражения сообщения;

- умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.

Импрессивная речь:

- понимание обращенной речи, понимание смысла простых рисунков, пиктограмм, других графических символов;

- умение показывать движениями, мимикой, жестами заданные действия («Покажи, как..»);

- выполнение простых словесных инструкций.

Экспрессивная речь:

- умение употреблять  отдельные звуки, звукоподражания,  звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- умение употреблять  простые по звуковому составу слова (мама, папа, дядя и др.), собственное имя;

-  называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса);

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них;

- умение «читать» алгоритмы из двух пиктограмм (узнавать и идентифицировать с предметом, действием, местом, ситуацией) с помощью педагога.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму:

- умение узнавать (различать) образы графем (букв), выбирать карточки с буквами среди картинок с помощью педагога;

- умение правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски с помощью педагога;

- умение рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении с помощью педагога.

Начальные навыки чтения и письма:

- нахождение заданной буквы, символа, пиктограммы среди других;

- умение обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.

Достаточный  уровень:

Коммуникация с использованием вербальных средств:

- умение реагировать  на собственное имя; привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с  собеседником звуком (словом, предложением);

- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением);

- умение выразить эмоции радости и грусти с помощью мимических и пантомимических средств и речи.

Коммуникация с использованием невербальных средств:

- умение пользоваться предметами для выражения сообщения;

- умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств;

-  умение пользоваться системой графических символов.

Импрессивная речь:

- понимание обращенной речи, понимание смысла простых рисунков, пиктограмм, других графических символов;

- соотнесение предмета, действия, качества с их словестным обозначением, с графическим изображением (картинкой, фотографией, символом, пиктограммой);  соотнесение парных изображений;

- понимание простых предложений;

- выполнение простых словесных инструкций.

Экспрессивная речь:

- умение употреблять  отдельные звуки, звукоподражания,  звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- умение употреблять  простые по звуковому составу слова (мама, папа, дядя и др.), собственное имя;

-  называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса);

-  называние (употребление) слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета;

- называние (употребление) простых предложений;

-  умение отвечать на вопросы по простой картинке.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них;

- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;

-  подбор картинки,  пиктограммы к предмету, произведенному и увиденному действию, слову;

- умение «читать» алгоритмы из двух пиктограмм (узнавать и идентифицировать с предметом, действием, местом, ситуацией);

- составление простых предложений.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму:

- умение узнавать (различать) образы графем (букв), выбирать карточки с буквами среди картинок;

- умение правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски;

- умение рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении;

- умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка;

- умение штриховать изображения простых предметов.

Начальные навыки чтения и письма:

- нахождение заданной буквы, символа, пиктограммы среди других;

- соотнесение звука с буквой, узнавание графического изображения буквы;

- умение обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом;

- умение штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


Содержание.

Программа «Речь и альтернативная коммуникация»  представлена тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация.

Установление зрительного контакта с  взрослым, с одноклассником. Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная  речь.

Понимание  слов,  обозначающих  объекты/субъекты  (предметы, материалы, люди, животные и т.д.).

Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия.

Понимание слов, обозначающих свойства (признаки)  объектов  и  субъектов.

Понимание  слов,  обозначающих  состояния,  свойства (признаки)   действий.  

Понимание   слов,   обозначающих   количество   объектов/субъектов.

Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.).

Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).

Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь.

Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия.

Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.

Употребление  слов,  обозначающих  состояния,  свойства  (признаки)  действий.

Употребление слов,  обозначающих  количество  объектов/субъектов.  Употребление  слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.).

Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).

Чтение и письмо.

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...

Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...