Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" разработана для детей 1 (дополнительного) класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_-_1dop.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь и альтернативная коммуникация.
1 (дополнительный) класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2);
- Учебный план ГКОУ «Школа № 142» на 2022-2023 учебный год.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
- учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- учить вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- учить использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 (дополнительном) классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
Планируемые результаты освоения Программы.
Личностные результаты:
- осознание себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями;
- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности;
- умение адекватно взаимодействовать с партнером по коммуникации;
- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Коммуникация с использованием вербальных средств:
- умение реагировать на собственное имя; привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением);
- умение обращаться с просьбой доступным образом;
- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств:
- умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела;
- умение пользоваться предметами для выражения сообщения;
- умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.
Импрессивная речь:
- понимание обращенной речи, понимание смысла простых рисунков, пиктограмм, других графических символов;
- умение показывать движениями, мимикой, жестами заданные действия («Покажи, как..»);
- выполнение простых словесных инструкций.
Экспрессивная речь:
- умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- умение употреблять простые по звуковому составу слова (мама, папа, дядя и др.), собственное имя;
- называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса);
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:
- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них;
- умение «читать» алгоритмы из двух пиктограмм (узнавать и идентифицировать с предметом, действием, местом, ситуацией) с помощью педагога.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
- умение узнавать (различать) образы графем (букв), выбирать карточки с буквами среди картинок с помощью педагога;
- умение правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски с помощью педагога;
- умение рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении с помощью педагога.
Начальные навыки чтения и письма:
- нахождение заданной буквы, символа, пиктограммы среди других;
- умение обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
Достаточный уровень:
Коммуникация с использованием вербальных средств:
- умение реагировать на собственное имя; привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением);
- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением);
- умение выразить эмоции радости и грусти с помощью мимических и пантомимических средств и речи.
Коммуникация с использованием невербальных средств:
- умение пользоваться предметами для выражения сообщения;
- умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств;
- умение пользоваться системой графических символов.
Импрессивная речь:
- понимание обращенной речи, понимание смысла простых рисунков, пиктограмм, других графических символов;
- соотнесение предмета, действия, качества с их словестным обозначением, с графическим изображением (картинкой, фотографией, символом, пиктограммой); соотнесение парных изображений;
- понимание простых предложений;
- выполнение простых словесных инструкций.
Экспрессивная речь:
- умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- умение употреблять простые по звуковому составу слова (мама, папа, дядя и др.), собственное имя;
- называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса);
- называние (употребление) слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета;
- называние (употребление) простых предложений;
- умение отвечать на вопросы по простой картинке.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:
- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них;
- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;
- подбор картинки, пиктограммы к предмету, произведенному и увиденному действию, слову;
- умение «читать» алгоритмы из двух пиктограмм (узнавать и идентифицировать с предметом, действием, местом, ситуацией);
- составление простых предложений.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
- умение узнавать (различать) образы графем (букв), выбирать карточки с буквами среди картинок;
- умение правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски;
- умение рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении;
- умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка;
- умение штриховать изображения простых предметов.
Начальные навыки чтения и письма:
- нахождение заданной буквы, символа, пиктограммы среди других;
- соотнесение звука с буквой, узнавание графического изображения буквы;
- умение обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом;
- умение штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание.
Программа «Речь и альтернативная коммуникация» представлена тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослым, с одноклассником. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.).
Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.
Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.
Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов.
Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.).
Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь.
Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.
Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.
Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.).
Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Чтение и письмо.
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...