МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hazova_a_tehnologicheskaya_karta_i_konspekt_uroka1.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему природному миру
для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(II вариант обучения)
«Птицы зимой
Составитель:
учитель ГБОУ школа № 613
Хазова Алёна Александровна
Предмет: Окружающий природный мир
Тема урока: «Птицы зимой»
Тип урока: Обобщающий урок в серии уроков по теме «Птицы».
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- создавать условия для духовно- нравственного воспитания;
- привить любовь и бережное отношение к природе, представителям животного и растительного мира;
-принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять учебно-познавательный интерес к полученным на уроке знаниям;
-владеть различными средствами коммуникации (речь, пиктограммы, жесты);
- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
- расширить изучение предмета «Окружающий природный мир» по теме «Птицы» через интеграцию с изобразительной деятельностью;
- способствовать формированию представлений о временных отношениях (смена времен года, основные признаки);
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, уметь обобщать и классифицировать понятия.
Предметные:
- уметь разделять птиц по группам: зимующие и перелетные;
- узнавать и называть/показывать на иллюстрациях/пиктограммах зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица);
- уметь отличать птиц от других животных по характерным признакам (перья, клюв, крылья);
- иметь представление о назначении кормушек для птиц;
- относить изученные объекты к определенным группам (снегирь, синица, воробей, ворона - птицы);
- узнавать и называть/ показывать на иллюстрациях/пиктограммах природные и погодные явления, которые можно наблюдать осенью и зимой (листопад, дождь, снег, холодно, морозно).
Дидактические средства: пиктограммы/иллюстрации с изображением зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица), кормушки, природных и погодных явлений (листопад, снег, холодно, морозно, дождь, ветер), эмоций (радость, грусть); презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Технологическая карта урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Базовые учебные действия (БУД) | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
I этап. Организационный момент Цель: настроить обучающихся на готовность к работе. | Словесное приветствие | Предлагает ученикам поздороваться с гостями Помогает ученикам сориентироваться в визуальном расписании. Напоминает правила поведения на уроке. ( показывает пиктограммы). Создает эмоциональный настрой на работу | Приветствуют гостей. Смотрят на визуальное расписание, берут карточку обозначающую урок «Окружающий природный мир». Называют/показывают правила поведения на уроке, ориентируясь на пиктограммы, которые предъявляет учитель. | Личностные БУД: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещение школы. Коммуникативные БУД: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)( учитель-класс) Регулятивные БУД: - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (сидеть за партой, выполнять инструкции учителя): | -Организовать детей; -проверить готовность к уроку; -создать позитивное настроение. |
II Этап Актуализация знаний Цель: Закрепление знаний о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой. | Фронтальная форма Беседа Наглядно-иллюстративный Демонстрация презентации (Слайды 1-6) | Проводит беседу, контролирует правильность ответов учеников. Демонстрирует презентацию. | Работают с картинками/пиктограммами, Отвечают на вопросы учителя. | Личностные БУД: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик) ( учитель-класс). Познавательные БУД: - уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал;
- произвольно включаться в деятельность. | -включение учащихся в рабочий ритм; -обобщение и систематизация знаний детей о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой. |
III Этап Формулирование темы Цель: создать условия для самостоятельного формулирования обучающимися темы урока уточнить знания детей о зимующих птицах (снегирь, ворона, воробей, синица) и особенностях их обитания. | Проблемно- поисковый Беседа Наглядно-иллюстративный (Слайд 7-11) | Предлагает проблемную ситуацию, предъявляет ученикам подсказку (перо птицы). Побуждает учеников к размышлению, контролирует и направляет их ответы в нужном направлении. Демонстрирует презентацию | Опираясь на демонстрационный материал и наводящие вопросы учителя, формулируют тему урока. | Личностные БУД: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик) ( учитель-класс). Познавательные БУД: -учить устанавливать причинно-следственные связи между природными изменениями и жизнью птиц; - уметь отличать птиц от других животных по характерным признакам; - обобщать понятия ( снегирь, ворона, воробей, синица – зимующие птицы); - уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал; Регулятивные БУД: - произвольно включаться в деятельность. | - сформулировать тему урока («Как помочь птицам зимой?»); - назвать основные характерные признаки присущие птицам (перья, клюв, крылья). - назвать зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица) опираясь на картинки и пиктограммы; |
Цель: Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка. | Физкультминутка | Показывает комплекс движений под музыку Е. Железновой «Птички» | Выполняют комплекс, запоминая правильные движения. | Регулятивные БУД: - произвольно включаться в деятельность. | Создание момента отвлечения и расслабления учеников |
IV Этап Актуализация знаний по теме «Как помочь птицам зимой? Цель: сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц. | Беседа Наглядно- иллюстративный | Демонстрирует презентацию Задает наводящие вопросы. Демонстрирует кормушку. Рассказывает о том, чем питаются зимующие птицы (семечки подсолнечника и тыквенные семечки, пшено, крошки белого хлеба). Предлагает ученикам выбрать, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпать его в кормушку. | Опираясь на демонстрационный материал, выбирают пиктограммы (помогать, радость/грусть, голодный, холодно). Рассматривают кормушку Выбирают, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпают его в кормушку. | Личностные БУД: -развивать способность к сочувствию, сопереживанию к представителям животного мира; -способствовать формированию ответственности, отзывчивости. Познавательные БУД: -понимать, как человек может помочь птицам зимой; - знать назначение кормушки для птиц; - знать, каким кормом питаются зимующие птицы. | -вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации; -привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой. |
V Этап Закрепление знаний о зимующих птицах Цель: закреплять знания о зимующих птицах (воробей, ворона, снегирь, синица), развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. | Практическая работа Коллективная аппликация | Показывает детям иллюстрацию Организует практическую работу: предлагает каждому ученику на выбор раскрасить зимующую птицу (воробей, ворона, снегирь, синица). Предлагает наклеить получившихся птиц на кормушку. | Рассматривают иллюстрацию Выполняют рисунок самостоятельно или под руководством учителя Выбирают понравившуюся птицу и раскрашивают ее, опираясь на образец. Каждый ученик совместно с учителем наклеивает изображение птицы на кормушку. | Личностные БУД: - выполнять деятельность, опираясь на образец; -развитие эстетических чувств. Регулятивные БУД: - самостоятельно выполнять учебные задания.
| -закрепление знаний детей о зимующих птицах (снегирь, воробей, ворона, синица); -выполнение практической работы (коллективной аппликации) |
VI Этап Подведение итогов Цель: подведение итогов урока, формулирование выводов. | Фронтальная работа Демонстрация презентации | Подводит итоги, формулирует выводы | Самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы | Познавательные БУД: - учиться обобщать, формулировать выводы; Коммуникативные БУД: - уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | - самостоятельно или с помощью учителя сформулировали основные выводы урока. |
VII Этап Рефлексия Цель: создать условия для формирования способности обучающихся, самостоятельно или с помощью учителя, оценивать свою деятельность, уметь делать выводы, высказывать собственное мнение. | Рефлексивная деятельность | Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались. Раздает ученикам жетоны за хорошую работу на уроке и предлагает похлопать друг другу. | Ученики оценивают свою работу на уроке (на доступном им уровне). Хлопают друг другу. | Личностные БУД: - уметь оценивать свое поведение, деятельность; Коммуникативные БУД: -доброжелательно относится друг к другу; Регулятивные БУД: - принимать оценку своей деятельности | - ученики самостоятельно или с помощью учителя оценивают свою работу на уроке |
«Как помочь птицам зимой?»
Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи:
Обучающие:
- обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, формировать умение их различать;
- закрепить знания детей об основных отличительных признаках птиц (крылья, перья, клюв);
- уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц;
-продолжать знакомить детей с признаками времени года зима.
Развивающие:
-Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром;
- развивать познавательную активность;
- развивать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;
- развивать навыки коммуникации, согласно индивидуальным особенностям каждого ученика;
Воспитательные:
- сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц;
-воспитывать в детях способность к сочувствию, сопереживанию, заботе о других.
-создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: кормушка/ домик для птиц, корм для птиц, картинки/пиктограммы, разрезные картинки с изображением птиц, цветные карандаши, клей.
Предварительная работа:
Данный урок по предмету «Окружающий природный мир», является обобщающим в серии уроков по теме «Птицы».
Ход урока
Прозвенел звонок, начинается урок!
Ребята, а давайте повторим правила поведения на уроке? (Сидим правильно, сидим тихо, внимательно слушаем, внимательно смотрим).
Молодцы!
Какой урок у нас начинается? (Окружающий природный мир).
Скажите, какое время года недавно закончилось? (осень)
Правильно, осень. А какие признаки осени вы знаете? (листья опадают, становится холоднее, погода пасмурная и дождливая, птицы улетают на юг и т.д.)
Время года осень закончилось. А какое же время года началось? (зима)
Какие признаки зимы вы знаете? (идет снег, на деревьях нет листьев, холодно на улице)
А какая сейчас погода? (холодная, пасмурная, ветреная)
Да, зимой на улице очень холодно и дует сильный ветер, поэтому мы с вами, чтобы не замерзнуть, очень тепло одеваемся.
Давайте вспомним, как же готовятся к зиме животные? (медведь впадает в спячку, у зайчика шерсть становится белого цвета)
Ребята, мне кажется, мы про кого-то забыли поговорить… Ой, смотрите, нам письмо. Давайте откроем, что же там? (перо, записка)
Как вы думаете, кто просит нас о помощи? (птицы)
«Дети, спасите! Мы птицы, оставшиеся зимовать, всё кругом замерзает, застывает, покрывается снегом и нам негде найти корм. Помогите!»
Ну что, поможем птицам? Но для начала вспомним, что мы знаем о птицах?
Чем птицы, отличаются от животных? (птицы могут летать, их тело покрыто перьями).
Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края? (Перелётные.)
Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются. А какие же птицы остаются, мы вспомним, когда выполним задание.
Задание «Собери картинку» (дети собирают разрезные картинки с изображением птиц)
Молодцы! У кого какая птица получилась? (снегирь, ворона, синица, воробей)
Но не забываем, зимующие птицы попросили нас о помощи. Посмотрите на эту птичку, как вы думаете какое у нее настроение, радостное или грустное? (грустное). Правильно, а почему? (потому что ей холодно и негде добыть еду)
Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки.
Кормушка сделана из дерева. У неё есть дно, куда насыпают корм. Есть крыша, она укрывает корм от снега и дождя. Ещё у кормушки есть верёвочки, за которые её подвешивают на дерево.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку (две).
Чем мы можем покормить птиц? (зерном, семечками, крошками хлеба)
Правильно, молодцы! Посмотрите, я принесла настоящую кормушку, давайте насыплем в нее корм?
А теперь немножко отдохнем, вставайте в круг и повторяйте за мной. (Физкультминутка)
Мы с вами потом пойдем и повесим кормушку на дерево, а птички за это скажут нам большое спасибо.
А чтобы мы с вами не забывали, подсыпать птицам еду в кормушку, мы сделаем с вами аппликацию, которую повесим у нас в классе. Посмотрите на доску, что это? (кормушка) Давайте на ту кормушку наклеим птичек, но для того их нужно раскрасить.
Какая красивая аппликация у нас получилась!
Теперь давайте повторим, о чем мы с вами сегодня говорили? (о зимующих птицах; нужно помогать птицам зимой).
Почему нужно помогать зимующим птицам?
Теперь вы будете помогать птицам?
Наш урок заканчивается, поднимите руки те, кто хорошо работал на уроке. Молодцы, сегодня все хорошо работали и все получают жетоны. Давайте друг другу похлопаем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".
Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....
Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)
Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...
Конспект урока окружающего природного мира в 1 классе VIII вида на тему "Признаки весны"
Конспект урока окружающего природного мира для 1 класса VIII вида. Конспект составлен по ФГОС...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г.,ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г., ХАЗОВА А.А.
Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой"....
Методическая разработка по предмету «Окружающий природный мир». 1 доп.класс (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)
Конспект урока "Знакомство с фруктом «Апельсин»", класс "особый ребенок". .Данный материал можно использовать для занятий в дошкольном учреждении....
Классный час «В мире книг» в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (экскурсия в школьную библиотеку)
Задачи: Расширять представления детей о мире книг, их разнообразии.Формировать первоначальное представление о том, из чего состоит книга. Развивать умение поддерживать беседу, ве...