Учебно-методический материал на тему "Технология продуктивного чтения"
учебно-методический материал

Технология продуктивного чтения - основа полноценной работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx10.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения                                                                    (на примере рассказа М.М.Пришвина "Берестяная трубочка")

         Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. 
          Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Данная технология учит полному пониманию текста, развивает умение видеть в нем не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль, преобразовывать полученную информацию.

 Стоит отметить, что данная технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, истории и природоведения.

Полноценная работа с текстом строится в соответствии именно с технологией продуктивного чтения, или технологией формирования правильного типа читательской деятельности.

В основе технологии лежат такие приёмы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение. Остановимся подробнее на умении вести диалог с автором.

Выпускник начальной школы должен овладеть умением вести диалог с автором (причем не только на уроке вместе с учителем, но и в ходе самостоятельного чтения). Кроме того выпускник начальной школы должен освоить  ряд таких читательских умений,  как:

-анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст;

-ставить к тексту вопросы разной направленности;

-отвечать на вопросы учителя, в том числе строить развёрнутый ответ;

-семантизировать незнакомое слово;

-самостоятельно составлять разные виды планов;

-пересказывать текст подробно, сжато, творчески.

Значит, в центре внимания учителя начальной школы должны стоять именно эти умения и учителю просто необходимо освоить технологию формирования правильного типа читательской деятельности.

В основе технологии лежат три этапа работы с текстом:

-работа с текстом до чтения;

-работа с текстом во время  чтения;

-работа с текстом после чтения

1этап. Работа с текстом до чтения.

Цель этапа  – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Мы на уроках литературного чтения проводим следующую работу: (просмотровое чтение) дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, читают группу ключевых слов на доске или в тетради по чтению, а  затем высказывают свои предположения о содержании, героях, событиях произведения, которое им предстоит прочитать. После этого обращаем внимание на структуру текста  (определяем, сколько в нем частей, глав; если текст стихотворный, то сколько строф)

Если текст читается дома самостоятельно(ознакомительный вид чтения), этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов учителя : какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему? И т.п.

          2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

На уроке учитель с учётом темы, цели урока, художественной задачи текста и читательской компетентности детей определяет объём текста, требующего «медленного» комментированного чтения (изучающий вид чтения). По ходу чтения учитель задаёт уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращая детей к  их предположениям.

Словарная работа (объяснение и уточнение значения слова) также ведётся по ходу чтения. Пытаемся определить значение незнакомого слова из контекста и лишь в трудных случаях обращаемся к толковому словарю.

Затем проводится беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

3этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения даю до или после прочтения произведения, в зависимости от темы и целей урока, хотя рекомендуется рассказывать о писателе и его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ложится  на подготовленную почву: дети могут соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у них сложилось в процессе чтения.

В конце урока (рефлексивное чтение) можно ещё раз обратиться к заглавию произведения, к иллюстрациям. Теперь уже учащиеся дадут развёрнутый ответ, используя содержание текста.

3 этап работы с текстом предполагает выполнение творческих заданий

Итак,

          1 этап - просмотровое чтение и если текст дети читают дома, ознакомительное чтение

2 этап – ознакомительное чтение (если первоначальное знакомство с текстом идет в классе) и изучающее (медленное) чтение

3 этап – рефлексивное чтение

Особо хочется остановиться на способностях вести диалог с автором, которые мы формируем постепенно в процессе совместного чтения текста.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо научиться находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Учить детей вести диалог с автором нужно с первого класса. Уже в 1 классе целесообразно:

- предложить детям найти в тексте вопросы, которые автор задает читателям;

-учить задавать свои, пусть элементарные вопросы автору;

-там, где это возможно, предложить детям самим ответить на эти вопросы, т.е. спрогнозировать авторский ответ прежде, чем чтение будет продолжено;

-учить также проверять себя по ходу чтения

Умение вести диалог с автором  продолжает формироваться и во 2 классе. Нужно:

-научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;

-по слову, детали спрогнозировать, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эпизод, какая-то часть произведения или всё произведение, т.е. учить детей включать творческое воображение;

-учить ребят задавать свои вопросы по ходу чтения, ответы на которые содержатся в тексте в неявной, скрытой форме.

Предлагаю посмотреть, как ведется диалог с автором на конкретном произведении. В работе  с текстом вам помогут специальные значки:

В – задать вопрос автору по прочитанному;

О – предположить ответ;

П - при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя

Практическое занятие  1.  

Рассказ М.Пришвина «Берестяная трубочка» (проведём «диалог с автором», т.е. побеседуем с ним через текст).

Работа с текстом рассказа М. Пришвина.

I. До чтения.

Сегодня мы прочитаем рассказ Михаила Пришвина

– Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно?

– Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку?

– Что вы еще видите на иллюстрации?

II. Во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).

Читая этот рассказ, дети пытаются самостоятельно провести «диалог с автором».

2. Выявление первичного восприятия.

– Что вас удивило?

– Что было самым интересным?

3. Повторное чтение вслух.

Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.

4. Обобщающая беседа.

– Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной?

– Сколько открытий сделал писатель? А вы?

– Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел:

Птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.)

– А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей

могут быть разными.)                                                                                                                                  – А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей могут быть разными.)

III. После чтения.

1. Выполним задание в тетради: соединим загадочные заголовки с

частями рассказа.

1) Удивительная трубочка.

2) Как же орех туда попал?

3) Еще одно открытие.

– Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?

2. Устные рассказы детей.

– А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расска-

жите о них.

Дома нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рас-

сказе (творческое задание).

Михаил Пришвин

БЕРЕСТЯНАЯ ТРУБОЧКА

1

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку.

Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что

и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

В О (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.)

2

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихва-

ченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!) П Вокруг берёзы

не было орешника. Как же он туда попал? В О (Автор сам задает вопрос.

Попробуем найти ответ. Что вы можете предположить? (Ответы

детей.)

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться

и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

3

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула

орех, может быть, украв из гнезда белки. П (Проверим себя: орех вот-

кнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там

взялся!)

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие

В (Интересно, какое?): под прикрытием ореха поселился – кто бы мог

подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутин-

кой. П (Проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха,

в трубочке был еще паучишка!)

Итак,  мы говорили о технологии формирования типа правильной  читательской деятельности (технологии продуктивного чтения), а именно о том, как вести диалог с автором (учились задавать вопросы, находить на них ответы в тексте), учились вычитывать подтекстовую информация (т.е. читать между строк)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).

В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения литературного чтения в 3 классе Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»

Технологическая карта урокаВиктор Драгунский «Ровно 25 кило» Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»Цели урока: учить делать вывод о характере героев п...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...