Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
статья по чтению по теме

В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_razvitie_i_formir_chit_komp.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций  средствами учебно-методического комплекса

(на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок,

который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан.

Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивность развития интеллекта в младшем школьном возрасте. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Но чаще всего этого не наблюдается. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому здесь на передний план выдвигается задача развития умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

К числу важных предпосылок успешного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста следует отнести их наивно-игровое отношение к окружающему миру. Оно позволяет им безболезненно, не боясь трудностей, на определенном эмоциональном подъеме постигать жизнь и быть ее непосредственными участниками.

Одним из направлений обогащения учебного материала является широкое включение в содержание обучения текстов воспитывающе-познавательного характера, введения дополнительной лексики во время словарно – орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков; расширения объема работы с понятиями и терминами;

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей.

Интеллектуальное развитие – это не только развитие памяти, мышления, речи, но и такие интеллектуальные чувства, как чувство комического, юмор, ирония, эстетические чувства.

На уроке литературного чтения мы как раз это и можем развить в первую очередь.  Строение учебника литературного чтения (авторы Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А., система Л.В. Занкова) так продумано, что затрагивает все стороны интеллекта.

Широко использую музыку на уроках литературного чтения:

А) как настрой;

Б) знакомство с композитором и его творчеством;

И) как ассоциации (сравнение словесной, изобразительной, музыкальной темы).

Структура учебника помогает воздействовать на эмоции ребенка, мобилизует на изучение нового:   литература представлена как страна, в которой живут интересные жители. Моим детям нравится фантазировать по этому поводу.

Методические приемы:

1).Литературные помощники – пополняют словарный запас на понятийном, информационном уровне, что расширяет кругозор учащихся.

2). Ролевая игра –  дети выступают в роли исследователей, что придает им значимость, тем более это происходит совместно с такими литературными героями, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Изучается параллельно культура и литература не только русского народа, но и других стран.

Особенно частое обращение к  японской, русской, греческой культуре позволяет использовать следующие приемы:

А). Инсценировки (костюмы, элементы кухни, составление икебаны). Инсценирование воздействует не только на эмоциональный уровень детей, но и на интеллектуальное развитие обучающихся.

Б). Сочинение собственных хокку, мифов, басен.

В). Интеграция предметов: литературное чтение и окружающий мир. Особенно это ярко прослеживается на изучении славянской мифологии.

Важна и форма организации учебных занятий: урок-соревнование, проект.

Важным методическим приемом является работа над словом. Большое внимание уделяю слову при работе над картиной. В учебнике литературного чтения есть своя картинная галерея. Изобразительное искусство представлено в разных жанрах, что значительно обогащает мир ребенка: пейзаж, портрет, иконы, натюрморт. И палитра самих художников представлена широко: передвижники, импрессионисты и русские, и зарубежные. Словарь настроений помогает увеличивать словарный запас эмоционального состояния.

Все это позволяет добиваться положительных результатов в формировании читательских компетенций, способствует интеллектуальному развитию обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Ю. В. Свиридова

данный материал может быть использован при планировании, составлении рабочей программы учителями, которые работают по системе Занкова...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Формирование читательской грамотности в контексте требований ФГОС на уроках литературного чтения в начальной школе

Главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была ск...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...

Статья "Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения"

В наш век, когда преобладают разные гаджеты дети теряют интерес к чтению....