Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
статья по чтению по теме
В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса
(на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
Привить ребёнку вкус к чтению –
лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан.
Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивность развития интеллекта в младшем школьном возрасте. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Но чаще всего этого не наблюдается. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому здесь на передний план выдвигается задача развития умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
К числу важных предпосылок успешного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста следует отнести их наивно-игровое отношение к окружающему миру. Оно позволяет им безболезненно, не боясь трудностей, на определенном эмоциональном подъеме постигать жизнь и быть ее непосредственными участниками.
Одним из направлений обогащения учебного материала является широкое включение в содержание обучения текстов воспитывающе-познавательного характера, введения дополнительной лексики во время словарно – орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков; расширения объема работы с понятиями и терминами;
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей.
Интеллектуальное развитие – это не только развитие памяти, мышления, речи, но и такие интеллектуальные чувства, как чувство комического, юмор, ирония, эстетические чувства.
На уроке литературного чтения мы как раз это и можем развить в первую очередь. Строение учебника литературного чтения (авторы Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А., система Л.В. Занкова) так продумано, что затрагивает все стороны интеллекта.
Широко использую музыку на уроках литературного чтения:
А) как настрой;
Б) знакомство с композитором и его творчеством;
И) как ассоциации (сравнение словесной, изобразительной, музыкальной темы).
Структура учебника помогает воздействовать на эмоции ребенка, мобилизует на изучение нового: литература представлена как страна, в которой живут интересные жители. Моим детям нравится фантазировать по этому поводу.
Методические приемы:
1).Литературные помощники – пополняют словарный запас на понятийном, информационном уровне, что расширяет кругозор учащихся.
2). Ролевая игра – дети выступают в роли исследователей, что придает им значимость, тем более это происходит совместно с такими литературными героями, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Изучается параллельно культура и литература не только русского народа, но и других стран.
Особенно частое обращение к японской, русской, греческой культуре позволяет использовать следующие приемы:
А). Инсценировки (костюмы, элементы кухни, составление икебаны). Инсценирование воздействует не только на эмоциональный уровень детей, но и на интеллектуальное развитие обучающихся.
Б). Сочинение собственных хокку, мифов, басен.
В). Интеграция предметов: литературное чтение и окружающий мир. Особенно это ярко прослеживается на изучении славянской мифологии.
Важна и форма организации учебных занятий: урок-соревнование, проект.
Важным методическим приемом является работа над словом. Большое внимание уделяю слову при работе над картиной. В учебнике литературного чтения есть своя картинная галерея. Изобразительное искусство представлено в разных жанрах, что значительно обогащает мир ребенка: пейзаж, портрет, иконы, натюрморт. И палитра самих художников представлена широко: передвижники, импрессионисты и русские, и зарубежные. Словарь настроений помогает увеличивать словарный запас эмоционального состояния.
Все это позволяет добиваться положительных результатов в формировании читательских компетенций, способствует интеллектуальному развитию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Ю. В. Свиридова
данный материал может быть использован при планировании, составлении рабочей программы учителями, которые работают по системе Занкова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-967376-1663518960.jpg)
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-967376-1663518960.jpg)
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283045-1377084171.jpg)
Формирование читательской грамотности в контексте требований ФГОС на уроках литературного чтения в начальной школе
Главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была ск...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/19/picture-1378125-1671465924.jpg)
Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-549634-1422206956.jpg)
Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира
Формирование читательской грамотности при работе с текстом...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/29/picture-1035524-1738107652.jpg)
Статья "Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения"
В наш век, когда преобладают разные гаджеты дети теряют интерес к чтению....