Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
статья по чтению по теме

В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_razvitie_i_formir_chit_komp.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций  средствами учебно-методического комплекса

(на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок,

который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан.

Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивность развития интеллекта в младшем школьном возрасте. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Но чаще всего этого не наблюдается. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому здесь на передний план выдвигается задача развития умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

К числу важных предпосылок успешного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста следует отнести их наивно-игровое отношение к окружающему миру. Оно позволяет им безболезненно, не боясь трудностей, на определенном эмоциональном подъеме постигать жизнь и быть ее непосредственными участниками.

Одним из направлений обогащения учебного материала является широкое включение в содержание обучения текстов воспитывающе-познавательного характера, введения дополнительной лексики во время словарно – орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков; расширения объема работы с понятиями и терминами;

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей.

Интеллектуальное развитие – это не только развитие памяти, мышления, речи, но и такие интеллектуальные чувства, как чувство комического, юмор, ирония, эстетические чувства.

На уроке литературного чтения мы как раз это и можем развить в первую очередь.  Строение учебника литературного чтения (авторы Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А., система Л.В. Занкова) так продумано, что затрагивает все стороны интеллекта.

Широко использую музыку на уроках литературного чтения:

А) как настрой;

Б) знакомство с композитором и его творчеством;

И) как ассоциации (сравнение словесной, изобразительной, музыкальной темы).

Структура учебника помогает воздействовать на эмоции ребенка, мобилизует на изучение нового:   литература представлена как страна, в которой живут интересные жители. Моим детям нравится фантазировать по этому поводу.

Методические приемы:

1).Литературные помощники – пополняют словарный запас на понятийном, информационном уровне, что расширяет кругозор учащихся.

2). Ролевая игра –  дети выступают в роли исследователей, что придает им значимость, тем более это происходит совместно с такими литературными героями, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Изучается параллельно культура и литература не только русского народа, но и других стран.

Особенно частое обращение к  японской, русской, греческой культуре позволяет использовать следующие приемы:

А). Инсценировки (костюмы, элементы кухни, составление икебаны). Инсценирование воздействует не только на эмоциональный уровень детей, но и на интеллектуальное развитие обучающихся.

Б). Сочинение собственных хокку, мифов, басен.

В). Интеграция предметов: литературное чтение и окружающий мир. Особенно это ярко прослеживается на изучении славянской мифологии.

Важна и форма организации учебных занятий: урок-соревнование, проект.

Важным методическим приемом является работа над словом. Большое внимание уделяю слову при работе над картиной. В учебнике литературного чтения есть своя картинная галерея. Изобразительное искусство представлено в разных жанрах, что значительно обогащает мир ребенка: пейзаж, портрет, иконы, натюрморт. И палитра самих художников представлена широко: передвижники, импрессионисты и русские, и зарубежные. Словарь настроений помогает увеличивать словарный запас эмоционального состояния.

Все это позволяет добиваться положительных результатов в формировании читательских компетенций, способствует интеллектуальному развитию обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. А. Крылов. Басня «Волк и Ягнёнок» по учебнику «Литературное чтение. 3 класс», автор Чуракова Н. А.

Великий критик В. Г. Белинский писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают рус...

рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Ю. В. Свиридова

данный материал может быть использован при планировании, составлении рабочей программы учителями, которые работают по системе Занкова...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Формирование читательской грамотности в контексте требований ФГОС на уроках литературного чтения в начальной школе

Главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была ск...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...