Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
Цели урока: создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;
Планируемые результаты:
· Предметные: обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».
· Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе; учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra.docx | 27.76 КБ |
lit-ra.pptx | 310.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
Цели урока: создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;
Планируемые результаты:
- Предметные: обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».
- Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе; учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока:
Оборудование: учебник
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. момент | - Как называется раздел, который мы изучаем? (Животные в нашем доме). - Проверим, как вы помните героев, о которых мы говорили в этом разделе и проведем викторину. Я буду читать вам цитаты из произведений, а вы должны вспомнить о ком говорится и кто автор этих строк. 1) « Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.» (Медведко) А кто автор? (Дмитрий Мамин-Сибиряк) 2) «… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас» (Чанг, Юрий Коринец «Там в дали, за рекой») 3) « Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной.» (Капитан Клюквин, Юрий Коваль) – Почему клест получил такое имя? 4) «… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал» (Ханг) 5) « Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость» (Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон») 6) «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться» (Валентин Берестов «Прощание с другом») 7) « … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые» (Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон») Сообщение темы урока. - Продолжим нашу викторину. Только задания теперь будут музыкальные. Прослушайте музыку и попробуйте вспомнить слова песен. (Минусовки песен на стихи Ю.Мориц «Ежик резиновый», « Слониха, слоненок и слон». - Что объединяет все эти произведения? (Автор Ю.Мориц) -Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся на уроке? | слушают | Личностные | |
Работа над рассказом |
- Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов. - Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных) - Какие авторы писали о животных? (Есенин, Тютчев, Чуковский, Маршак, Мориц) - Кто такой Булат Окуджава? (поэт) - Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»). - - Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем.
- Прочитайте заглавие на с.99. - Кто это?( маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке) - Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона) Молчаливое чтение «Пони». - Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день? - Какие слова использует поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает») - Кому завидует пони? Почему? (коням, они заняты серьезным делом) - А что может делать пони? - Что вызвало улыбку? - Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем… - Попробуйте почитать в парах, помогите друг другу. Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения. - А теперь давайте споем это стихотворение вместе с Татьяной и Сергеем Никитиными. Можете встать. Будьте внимательны, некоторые строчки поменялись местами. - Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа??
- Прочитайте заголовок другого стихотворения. - Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога) - Послушайте это стихотворение в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жуковой. Попробуйте понять, что вы почувствуете, когда будете его слушать. Прослушивание аудиозаписи. Обсуждение ощущений. Чтение детьми по строфам и разбор. 1 строфа -Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк) - Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку) - А зачем? Ведь в городе так много транспорта!? 2, 4,6 строфы - Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство) - А любит ли пони автор? – чтение 4последних строк - Как описал автор пони? Каким приемом воспользовался? (сравнение-метафора) - Сколько раз повторяется эта строфа? Почему? 3 строфа - Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов…? ( Туда где они живут, трудно добраться человеку) - А где мы с вами их можем увидеть? (В нашем зоопарке, он один из крупнейших в России) 5 строфа - Какие слова использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен) - Какие это слова? (торжественные) - А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное) - Какой же прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст) - О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство) - Да, возможно, гуляя по Киеву или Москве или нашему городу со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство. Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой). - Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню? - Давайте ее послушаем в исполнении Никитиных. (Прослушивание аудиозаписи) Можно встать, подпевать. | Предметные Коммуникативные Регулятивные | ||
Подведение итога урока | - Какой пони вам ближе? Почему? - Чем различаются и чем похожи эти стихи о пони Ю.Мориц? Дети работают в паре на карточках. (Похожи – темой, главным героем, отношением автора к нему, светлой грустью; отличаются – структурой, содержанием, стих и песня) Эти стихи напоминают и взрослым, что «Все мы родом из детства». - Посмотрите мультфильм «Пони бегает по кругу», автором сценария является Ю.Мориц. | Коммуникативные Регулятивные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок .»
Медведко « Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок .»
«… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас »
Чанг , Юрий Коринец «Там в дали, за рекой » «… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас »
« Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной .»
Капитан Клюквин, Юрий Коваль « Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной .»
«… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал »
Ханг «… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал »
« Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость »
« Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость »
Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон» « Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость »
«У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться »
Валентин Берестов «Прощание с другом» «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться »
« … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые »
Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон» « … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Как найти неизвестный множитель"
Тема: Как найти неизвестный множитель.Цель: познакомить учеников с решением уравнений с неизвестным множителем.Планируемые результатыПредметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизв...
Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Разряд десятков тысяч"
Цель: познакомить с разрядом десятков тысячПланируемые результатыПредметные: познакомить с новым понятием класс , исследовать новое понятие;Метопредметные:• Познавательные: раз...
Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Деление "круглых" сотен на число 100"
Тема: Деление «круглых» сотен на число 100.Цель: научить делить «круглые» сотни на число 100.Планируемые результатыПредметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизвестного множителя....
Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Задачи на кратное сравнение"
Тема: задачи на кратное сравнениеЦель: научить решать задачи на кратное сравнениеПланируемые результатыПредметные: формировать умение решать задачи на кратное сравнениеМетапредметные:·...
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"
Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:· Предметные: формирова...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...
Учебно-методический комплект для проведения урока "литературного чтения" по теме "Стихи А.Плещеева о весне"(конспект+презентация+видео+аудио)
Тема: Стихи А. Плещеева о весне.Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихот...