Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Предмет: литературное чтение

Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

Цели урока: создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;

Планируемые результаты:

·        Предметные: обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».

·        Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;  учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra.docx27.76 КБ
Файл lit-ra.pptx310.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

Цели урока: создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;

Планируемые результаты:

  • Предметные: обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».
  • Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;  учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока:

Оборудование: учебник

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. момент

- Как называется раздел, который мы изучаем?  (Животные в нашем доме).

- Проверим, как вы помните героев, о которых мы говорили в этом разделе и проведем викторину. Я буду читать вам цитаты  из произведений, а вы должны вспомнить о ком говорится и кто автор этих строк.

1) « Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.» (Медведко) А кто автор? (Дмитрий Мамин-Сибиряк)

2) «… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас» (Чанг, Юрий Коринец «Там в дали, за рекой»)

3) « Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной.» (Капитан Клюквин, Юрий Коваль)

 – Почему клест получил такое имя?

4) «… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал» (Ханг)

5) « Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость» (Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)

6) «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться»  (Валентин Берестов «Прощание с другом»)

7) « … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые» (Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)

Сообщение темы урока.

- Продолжим нашу викторину. Только задания теперь будут музыкальные. Прослушайте музыку и попробуйте вспомнить слова песен. (Минусовки  песен на стихи Ю.Мориц «Ежик резиновый»,        « Слониха, слоненок и слон».

- Что объединяет все эти произведения? (Автор Ю.Мориц) -Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся на уроке?

слушают

Личностные

Работа над рассказом

  1. Чтение и работа с авторским текстом, знакомство с краткой биографией поэтессы

- Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов.

- Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных)

- Какие авторы писали о животных? (Есенин, Тютчев, Чуковский, Маршак, Мориц)

- Кто такой Булат Окуджава? (поэт)

- Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»).

- - Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем.

  1. Работа со стихотворением «Пони»

- Прочитайте заглавие на с.99.

- Кто это?( маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке)

- Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона)

Молчаливое чтение «Пони».

- Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день?

- Какие слова  использует  поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает»)

- Кому завидует пони? Почему? (коням, они  заняты серьезным делом)

- А что может делать пони?

- Что вызвало улыбку?

- Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем…

- Попробуйте почитать в парах, помогите друг другу.

Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения.

- А теперь давайте споем это стихотворение вместе с Татьяной и Сергеем Никитиными. Можете встать. Будьте внимательны, некоторые строчки поменялись местами.

- Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа??

  1. Работа со стихотворением «Любимый пони»

- Прочитайте заголовок другого стихотворения.

- Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога)

- Послушайте это стихотворение в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жуковой. Попробуйте понять, что вы почувствуете, когда будете его слушать.

Прослушивание аудиозаписи.

Обсуждение ощущений.

Чтение детьми по строфам и разбор.

1 строфа

-Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк)

- Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку)

- А зачем? Ведь в городе так много транспорта!?

2, 4,6 строфы

- Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство)

- А любит ли пони автор? – чтение 4последних строк

- Как описал автор пони? Каким приемом воспользовался? (сравнение-метафора)

- Сколько раз повторяется эта строфа? Почему?

3 строфа

- Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов…? ( Туда где они живут, трудно добраться человеку)

- А где мы с вами их можем увидеть? (В нашем зоопарке, он один из крупнейших в России)

5 строфа

- Какие слова  использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен)

- Какие это слова? (торжественные)

- А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное)

- Какой же прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст)

- О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство)

- Да, возможно, гуляя по Киеву или Москве или нашему городу со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство.  Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой).

- Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню?

- Давайте ее послушаем в исполнении Никитиных.  (Прослушивание аудиозаписи)

Можно встать, подпевать.

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Подведение итога урока

- Какой пони вам ближе? Почему?

- Чем различаются и чем похожи эти стихи о пони Ю.Мориц? Дети работают в паре на карточках.    (Похожи – темой, главным героем, отношением автора к нему, светлой грустью; отличаются – структурой, содержанием, стих и песня) 

Эти стихи напоминают и взрослым, что «Все мы родом из детства».

- Посмотрите мультфильм «Пони бегает по кругу», автором сценария является Ю.Мориц.  

Коммуникативные

Регулятивные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные в нашем доме

Слайд 2

« Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок .»

Слайд 3

Медведко « Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок .»

Слайд 4

«… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас »

Слайд 5

Чанг , Юрий Коринец «Там в дали, за рекой » «… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас »

Слайд 6

« Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной .»

Слайд 7

Капитан Клюквин, Юрий Коваль « Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной .»

Слайд 8

«… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал »

Слайд 9

Ханг «… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал »

Слайд 10

« Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость »

Слайд 11

« Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость »

Слайд 12

Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон» « Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость »

Слайд 13

«У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться »

Слайд 14

Валентин Берестов «Прощание с другом» «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться »

Слайд 15

« … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые »

Слайд 16

Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон» « … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Как найти неизвестный множитель"

Тема: Как найти неизвестный множитель.Цель: познакомить учеников с решением уравнений с неизвестным множителем.Планируемые результатыПредметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизв...

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Разряд десятков тысяч"

Цель: познакомить с разрядом десятков тысячПланируемые результатыПредметные: познакомить с новым понятием класс , исследовать  новое понятие;Метопредметные:•    Познавательные: раз...

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Деление "круглых" сотен на число 100"

Тема: Деление «круглых» сотен на число 100.Цель: научить делить «круглые» сотни на число 100.Планируемые результатыПредметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизвестного множителя....

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Задачи на кратное сравнение"

Тема: задачи на кратное сравнениеЦель: научить решать задачи на кратное сравнениеПланируемые результатыПредметные: формировать умение решать задачи на кратное сравнениеМетапредметные:·...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Учебно-методический комплект для проведения урока "литературного чтения" по теме "Стихи А.Плещеева о весне"(конспект+презентация+видео+аудио)

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихот...