рабочая программа «Театральная студии «Арлекин»
рабочая программа
Данная рабочая программа «Театральная студии «Арлекин» разработана для занятий с учениками 2-4 классов. Программа рассчитана на 68 часов учебного времени.
В современном обществе существует важная проблема, волнующая педагогов и психологов. У учащихся возникают страхи, срывы, скованность, зажатость. У других, наоборот, развязность, суетливость. Недостаточно развить память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это даёт театральная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_arlekin.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105 КУПИНСКОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1от «27» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Мельниченко Н.В. МКОУ СОШ №105 ________/ Н.В.Мельниченко | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ №105 _________/ Т.Д.Екимова Приказ №___ от «___»_______2019 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театральная студия «Арлекин»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Семыкина И.П.
учитель начальных классов
КУПИНО, 2019 год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Театральная студии «Арлекин» разработана для занятий с учениками 2-4 классов. Программа рассчитана на 68 часов учебного времени.
В современном обществе существует важная проблема, волнующая педагогов и психологов. У учащихся возникают страхи, срывы, скованность, зажатость. У других, наоборот, развязность, суетливость. Недостаточно развить память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это даёт театральная деятельность.
Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание.
Цель театрального кружка – воспитывать в ребёнке готовность к творчеству, доброжелательность и контактность в отношении сверстников, умение оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.
Задача развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Из этого основного положения формируются основные задачи:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества.
- развитие ритмических способностей и координации движения;
- развитие способностей представлять себя другим существом или предметом;
- развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Программные задачи по различным видам деятельности
Виды деятельности | Программные задачи |
Культура и техника речи | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалог, пользоваться интонациями. |
Театральная игра | Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учить снимать скованность, согласовывать свои действия с другими. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. |
Ритмопластика | Развивать умение пользоваться жестами, равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. |
Основы театральной культуры | Развивать интерес к сценическому искусству, знакомить с видами театрального искусства, знакомить с главными театральными профессиями. |
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Учебно-тематический план
№п\п | Тема | Общее кол-во | Теория | Практика |
часов | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Основы театральной культуры | 12 | 6 | 6 |
3. | Специальные театральные игры | 8 | 2 | 6 |
4. | Ритмопластика | 4 | 2 | 2 |
5. | Культура и техника речи | 6 | 2 | 4 |
6. | Работа над спектаклем | 36 | - | 36 |
Итого | 68 | 20 | 48 |
1. Вводное занятие
Вводно-ознакомительное занятие. Знакомство с порядком прохождения занятий кружка.
2. Основы театральной культуры
Теоретические понятия:
- Особенности театрального искусства (синтетический характер, коллективное творчество)
- Виды театрального искусства (драматический, театральный, кукольный)
- Рождение спектакля(творцы сценического чуда, спектакль и актёр, спектакль и зритель)
- Культура поведения в театре.
3. Специальные театральные игры
Теоретические понятия
- Знакомство со спецификой и видами театрального искусства.
- Общеразвивающие и ритмопластические игры.
- Упражнения и занятия по культуре и технике речи
Практические занятия
Игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами.
4. Ритмопластика
Теоретические понятия
Знакомство с жестами как важным средством выразительности Характер и настроение музыкальных произведений в пластических свободных образах
Практические занятия.
- Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ».
- Игры на развитие двигательных способностей. «Муравьи», «Кактус и Ива»
- Музыкально-пластические импровизации: «Первая потеря», «Бабочки».
5. Культура и техника речи
Теоретические понятия: знакомство с новыми театральными терминами, приёмами подбора рифмы к заданным словам нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях, выделение их голосом.
Практические занятия:
- игры и упражнения на речевое дыхание («Мыльные пузыри», «Игра со свечой» и др).
- артикуляционная гимнастика
- игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой («Колокольчики», «Больной зуб» и др).
6.Работа над спектаклем
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ её детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов.
- Создание эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
- Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.
- Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.
- Премьера спектакля, обсуждение с детьми.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата |
1 | Вводное занятие | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
2 | Особенности театрального искусства(синтетический характер, коллективное творчество)/ Виды театрального искусства (драматический, театральный, кукольный) | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
3 | Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. | 2 | Уроки отработки умений | |
4 | Работа над эпизодами в форме этюдов | 2 | Уроки отработки умений | |
5 | Создание эскизов декораций и костюмов | 2 | Уроки отработки умений | |
6 | Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита. | 2 | Уроки отработки умений | |
7 | Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита. | 2 | Уроки отработки умений | |
8 | Рождение спектакля(творцы сценического чуда, спектакль и актёр, спектакль и зритель) | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
9 | Театр снаружи и внутри (театральное здание, зрительный зал, мир кулис) | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
10 | Культура поведения в театре. | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
11 | Выбор новогодней пьесы и обсуждение ее с детьми. | 2 | Уроки отработки умений | |
12 | Переход к тексту пьесы. Работа над эпизодами. | 2 | Уроки отработки умений | |
13 | Создание эскизов декораций и костюмов | 2 | Уроки отработки умений | |
14 | Работа над выразительностью речи (репетиция) | 2 | Уроки отработки умений | |
15 | Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита. | 2 | Уроки отработки умений | |
16 | Знакомство со спецификой и видами театрального искусства. | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
17 | Общеразвивающие и ритмопластиче- ские игры. «Эстафета», «Что ты слышишь?» | 2 | Урок-игра | |
18 | Упражнения и занятия по культуре и технике речи. Игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами. | 2 | Урок-игра | |
19 | Знакомство с жестами как важным средством выразительности. | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
20 | Характер и настроение музыкальных произведений в пластических свободных образах. | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
21 | Практические занятия. Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ». Игры на развитие двигательных способностей. «Муравьи», «Кактус и Ива» | 2 | Урок-игра | |
22 | Музыкально-пластические импровизации: «Первая потеря», «Бабочки». | 2 | Урок-игра | |
23 | Знакомство с новыми музыкальными терминами, приёмами подбора рифмы к заданным словам. | 2 | Урок «открытия» нового знания | |
24 | Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом. | 2 | Уроки отработки умений | |
25 | Игры и упражнения на речевое дыхание: «Мыльные пузыри», «Игра со свечой» Артикуляционная гимнастика. | 2 | Урок-игра | |
26 | Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Колокольчики», «Больной зуб» | 2 | Урок-игра | |
27 | Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Создание эскизов декораций и костюмов | 2 | Уроки отработки умений | |
28 | Деление текста на эпизоды и их пересказ. | 2 | Уроки отработки умений | |
29 | Работа над эпизодами в форме этюдов | 2 | Уроки отработки умений | |
30 | Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов | 2 | Уроки отработки умений | |
31 | Переход к тексту пьесы. Работа над эпизодами. | 2 | Уроки отработки умений | |
32 | Работа над выразительностью речи (репетиция) | 2 | Уроки отработки умений | |
33 | Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита. | 2 | Уроки отработки умений | |
34 | Премьера спектакля. Обсуждение с детьми | 2 | Урок рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа театральной студии "Творчество"
Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших школьников и реализует...
Рабочая программа. Театральная студия. КВН.
Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы пос...
Рабочая программа "Театральная студия"
Рабочая программа "Театральная студия"...
Рабочая программа "Театральная студия"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерн...
рабочая программа театральной студии "Играем в сказку"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности театральная студия «Играем в сказку» духовно-нравственное направление...
рабочая программа " Театральная студия"
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; ра...
Рабочая программа "Театральная студия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"...