Рабочая программа "Театральная студия"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»» В.А. Горского, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»; учебно-методических пособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1с.Средняя Елюзань
Рассмотрено Принято «Утверждаю» На заседании МО педагогическим советом директор МБОУ СОШ №1 Протокол №__ протокол №__ с.Средняя Елюзань от ___августа 2019 г. от___августа2019 г. ________ /Гурдина З.Д/
Приказ №______
от _________________
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
«Театральная студия»
Направление: общеинтеллектуальное направление
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»» В.А. Горского, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»; учебно-методических пособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.
Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного и художественно-эстетического воздействия. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Занятия в кукольном театре развивают у детей память, мышление, творческие способности, эмоционально-выразительное чтение, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию коммуникативных способностей, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания и раскрытие творческих способностей у младших школьников.
Задачи:
- раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
- научить детей самостоятельно изготавливать куклы и декорации; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий для личного развития.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Содержание программы
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Ведение внеурочной деятельности кружка «Театральная студия» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. На занятиях юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Занятия предполагают знакомство с основами актерского мастерства.
Представленная программа внеурочной деятельности «Театральная студия» составлена с учётом запросов родителей и интересов детей. Программа рассчитана на детей 9 – 10 лет.
Тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
|
| Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Что такое театр. | 2 | 2 | |
2 | Выбор пьесы | 1 | 1 | |
3 | Устройство ширмы и декораций | 3 | 1 | 2 |
4 | Особенности изготовления кукол | 8 | 1 | 7 |
5 | Сценическая речь | 6 | 6 | |
6 | Особенности работы кукловода | 8 | 1 | 7 |
7 | Музыкальное сопровождение | 2 | 1 | 1 |
8 | Репетиция. Спектакль | 4 | 4 | |
34. | 6 | 28 |
Содержание курса
1.Азбука театра.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
2.Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
Развитие умения кукловождения.
3.Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.
Практическая работа: этюдный тренаж.
4.Театр кукол
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
5.Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.
6. Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол
7. Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории
8. Репетиция. Спектакль.
Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы организации и виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Азбука театра. | 1 | Разновидности театров (беседа). Виды театров: - театр картинок; - театр игрушек; - пальчиковый театр; - теневой театр |
2 | Театральные профессии. | 1 | Беседа-диалог о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, композитор и др). Знакомство с профессией костюмер. Создание эскиза костюма для любимого персонажа сказки. Угадывание сказочных персонажей по костюмам. |
3 | Кукольный театр начинается с ширмы | . 1 | Беседа о ширме Показ работы за ней. |
4 | Составление сценария для теневого театра «Колобок». | . 1 | Чтение р.н.с. «Колобок». Составление сценария для теневого театра «Колобок». Игровое упражнение «Догадайся кто я». |
5 | Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки «Колобок» | 1 | Обсуждение характеров героев сказки. Игровое упражнение «Догадайся кто я».Распределение ролей..Деление на группы |
6 | Вырезание персонажей для сказки. | 1 | Беседа о ТБ. Беседа о соответствии размера вырезаемых фигур. Вырезание персонажей для сказки. |
7 | Раскраска персонажей к спектаклю «Колобок». | 1 | Беседа о ТБ. Речевая игра «Узнай по голосу». Раскраска персонажей к спектаклю «Колобок». |
8 | Выбор музыкального сопровождения для сказки. | 1 | Беседа о необходимости музыкального сопровождения сказок, правилах подбора музыкального оформления к определенным героям. |
9 | Создание афиши | 1 | Беседа «Что такое афиша. Зачем она нужна?» Работа по группам. Конкурс на самую лучшую афишу. |
10 | Репетиция спектакля «Колобок». Актёрское мастерство. | 1 | Работа над дикцией. Игровое упражнение «Догадайся кто я». Репетиции за столом по группам. |
11 | Репетиция спектакля «Колобок». Выразительность речи. | 1 | Артикуляционная гимнастика. Репетиции за столом по группам. |
12 | Репетиция спектакля «Колобок». Работа за ширмой. | 1 | Артикуляционная гимнастика (чистоговорки и скороговорки). Репетиция частей спектакля за ширмой. |
13 | Репетиция спектакля «Колобок». Работа за ширмой. | 1 | Работа над дикцией. Репетиция спектакля по группам. |
14 | Генеральная репетиция спектакля «Колобок» | 1 | Артикуляционная гимнастика «Часики». Генеральная репетиция с музыкальным оформлением. |
15 | Премьера спектакля «Колобок» | 1 | Показ спектакля первоклассникам |
16 | Обсуждение спектакля. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Вкусный мед». Обсуждение выступления. |
17 | Составление сценария для кукольного театра «Заюшкина избушка». | 1 | Артикуляционная гимнастика «Лошадка». Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка». Составление сценария для сказки. |
18 | Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Часики». Обсуждение характеров героев сказки. Распределение ролей..Деление на группы |
19 | Изготовление кукол сказки. (Заяц) | 1 | Беседа по ТБ. Выполнение игрушки по заданному эскизу. |
20 | Изготовление кукол для сказки. (Лиса) | 1 | Беседа по ТБ. Выполнение игрушки по заданному эскизу. |
21 | Изготовление кукол для сказки. (Собака) | 1 | Беседа по ТБ. Выполнение игрушки по заданному эскизу. |
22 | Изготовление декораций. Домик Зайца. Домик Лисы. | 1 | Беседа по ТБ. Выполнение домиков лисы и зайца. |
23 | Изготовление декораций. Деревья и цветы | 1 | Беседа по ТБ. Изготовление декораций по группам. |
24 | Выбор музыкального сопровождения для сказки. | 1 | Подбор музыкального сопровождения. Склеивание музыки для спектакля. |
25 | Создание афиши. | 1 | Беседа « Как привлечь зрителя афишей?» Создание афиши. Работа в группах. |
26 | Особенности кукловождения. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Слон». Учить брать куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. |
27 | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Управление куклой за столом. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Расческа». Тренировка в умении управлять куклой. Работа в группах. |
28 | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Управление куклой за ширмой. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Фокус». Познакомить с секретами управления куклами за ширмой. Работа в группах. |
29 | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Выразительность речи поведение героев на сцене | 1 | Артикуляционная гимнастика «Гармошка» Учить совмещать работу рук с речью героя. Работа в творческих группах. |
30 | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Выразительность речи поведение героев на сцене. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Улыбка». Репетиции фрагментов сказки за ширмой. Работа с творческими группами по отдельности над выразительностью речи. |
31 | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Работа за ширмой. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Дудочка». Выступление творческих групп за ширмой. Обсуждение неудачных моментов. |
32 | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка. Работа за ширмой. | 1 | Артикуляционная гимнастика «Чашечка» Выступление творческих групп Обсуждение неудачных моментов. |
33 | Генеральная репетиция спектакля | 1 | Выступление творческих групп за ширмой. |
34 | Творческий отчет | 1 | Показ спектакля первоклассникам. |
Формы проведения занятий:
Игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа,
мастерская костюма, декораций; инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, выступление.
Формы подведения итогов и контроля
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
итоговый – спектакль.
Список использованной литературы.
- Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование — М.: Просвещение, 2010.
- Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
4. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Интернет ресурсы
http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/
http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm
http://jollity.narod.ru/dolls.html
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Театральная студия»
№ | Тема занятия | 4 «а» | 4 «б» | 4 «в» | 4 «г» |
1 | Вводное занятие. Азбука театра | 2.09 | 4.09 | 5.09 | 3.09 |
2 | Театральные профессии. | 9.09 | 11.09 | 12.09 | 10.09 |
3. | Кукольный театр начинается с ширмы. | 16.09 | 18.09 | 19.09 | 17.09 |
4. | Составление сценария для теневого театра «Колобок». | 23.09 | 25.09 | 26.09 | 24.09 |
5. | Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки «Колобок». | 30.09 | 2.10 | 3.10 | 1.10 |
6. | Вырезание персонажей для сказки. | 7.10 | 9.10 | 10.10 | 8.10 |
7. | Раскраска персонажей к спектаклю «Колобок». | 14.10 | 16.10 | 17.10 | 15.10 |
8. | Выбор музыкального сопровождения для сказки. | 21.10 | 23.10 | 24.10 | 22.10 |
9. | Создание афиши. | 11.11 | 6.11 | 7.11 | 5.11 |
10. | Репетиция спектакля «Колобок». Актёрское мастерство. Работа над дикцией. | 18.11 | 13.11 | 14.11 | 12.11 |
11. | Репетиция спектакля «Колобок». Выразительность речи. | 25.11 | 20.11 | 21.11 | 19.11 |
12. | Репетиция спектакля «Колобок». Работа за ширмой. | 2.12 | 27.11 | 28.11 | 26.11 |
13. | Репетиция спектакля «Колобок». Работа за ширмой. | 9.12 | 4.12 | 5.12 | 3.12 |
14. | Генеральная репетиция спектакля «Колобок» | 16.12 | 11.12 | 12.12 | 10.12 |
15. | Премьера спектакля «Колобок» | 23.12 | 18.12 | 19.12 | 17.12 |
16. | Обсуждение спектакля. | 13.01 | 25.12 | 26.12 | 24.12 |
17. | Составление сценария для кукольного театра «Заюшкина избушка». | 20.01 | 15.01 | 16.01 | 14.01 |
18. | Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки. | 27.01 | 22.01 | 23.01 | 21.01 |
19. | Изготовление кукол сказки. (Заяц) | 3.02 | 29.01 | 30.01 | 28.01 |
20. | Изготовление кукол для сказки. (Лиса) | 10.02 | 5.02 | 6.02 | 4.02 |
21. | Изготовление кукол для сказки. (Собака) | 17.02 | 12.02 | 13.02 | 11.02 |
22. | Изготовление декораций. Домик Зайца. Домик Лисы. | 24.02 | 19.02 | 20.02 | 18.02 |
23. | Изготовление декораций. Деревья и цветы | 2.03 | 26.02 | 27.02 | 25.02 |
24. | Выбор музыкального сопровождения для сказки. | 9.03 | 4.03 | 5.03 | 3.03 |
25. | Создание афиши. | 16.03 | 11.03 | 12.03 | 10.03 |
26. | Особенности кукловождения. | 30.03 | 18.03 | 19.03 | 17.03 |
27. | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Управление куклой. | 6.04 | 1.04 | 2.04 | 31.03 |
28. | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Управление куклой за столом. | 13.04 | 8.04 | 9.04 | 7.04 |
29. | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Управление куклой за ширмой. | 20.04 | 15.04 | 16.04 | 14.04 |
30. | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Выразительность речи поведение героев на сцене. | 27.04 | 22.04 | 23.04 | 21.04 |
31. | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Работа за ширмой. | 4.05 | 29.04 | 30.04 | 28.04 |
32. | Репетиция спектакля «Заюшкина избушка. Работа за ширмой. | 11.05 | 6.05 | 7.04 | 5.05 |
33. | Генеральная репетиция спектакля | 18.05 | 13.05 | 14.05 | 12.05 |
34. | Творческий отчет | 25.05 | 20.05 | 21.05 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Студия «Театр»
Составлена на основе программы «Театр 1-3 класс» для начальной школы И.А. Генералова...
Рабочая программа студии Русская мозаика
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления с использованием элементов народного искусства. Знакомство с народным деко...
Рабочая программа "Студия волшебства"
Рабочая программа художественно-эстетического направления "Студия волшебства" для 1-4 классов с календарно-тематическим планированием за 3 класс....
Рабочая программа студии театрального мастерства "Вдохновение"
Данная программа предназначена для занятий с детьми 2 класса во внеурочное время...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Книголюб"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная математика"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательный русский язык"
Студия дополнительного образования...