Рабочая программа "Театральная студия"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_teatralnaya_studiya.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа
Яковлевского городского округа»
«РАССМОТРЕНО» на методическом совете школы протокол № 5 от «21» июня 2019 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МБОУ «Стрелецкая СОШ» __________Кальницкая О.П. «21» июня 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ» Скорикова Н.Н. Приказ № 133 от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
2019 г.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Предметные результаты. Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью;
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.
Система поощрений:
- благодарственные письма кружковцам и их родителям;
- дипломы за актерское мастерство;
- творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.
Содержание программы дополнительного образования
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:
- выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;
- деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
- создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;
- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
- работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
- репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
- рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
- назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
- премьера спектакля;
- повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля | |||
все го | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации | ||||
1 | Раздел 1 «Основы театральной культуры» | ||||||
1.1 | Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности. История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы. | 1 | 1 | Фронтальная (групповая) | Собеседование | ||
1.2. | Театральное искусство России. Виды театров. | 1 | 1 | Фронтальная (групповая) | Презентация | ||
1.3. | Театральные профессии. Выдающиеся актеры. | 1 | 1 | Фронтальная (групповая) | |||
1.4. | Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
1.5. | Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. | 1 | 1 | Фронтальная (групповая) | |||
ИТОГО | 6 часов | ||||||
2 | Раздел 2 «Театральная игра» | ||||||
2.1 | Тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
2.2. | Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. Упражнения на развитие воображения. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
2.3. | Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. | 4 | 4 | Фронтальная (групповая) | |||
2.4. | «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
Итого | 10 часов | ||||||
3 | Раздел 3 «Ритмопластика» | ||||||
3.1. | Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
3.2. | Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). | 4 | 4 | Фронтальная (групповая) | |||
Итого | 6 часов | ||||||
4 | Раздел 4 «Культура и техника речи» | ||||||
4.1. | Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
4.2. | Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. | 4 | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | ||
4.3. | Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия). | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
4.4. | Словесные игры. Пластические импровизации. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
Итого | 8 часов | ||||||
5 | Раздел 5 «Выразительные средства в театре» | ||||||
5.1. | Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание декоративно-художественного оформления). | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
Итого | 2 часа | ||||||
6 | Раздел 6 «Работа над спектаклем» | ||||||
6.1. | Работа над спектаклем: как создается спектакль; знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. | 6 | 6 | Фронтальная (групповая) | Исполнение роли | ||
Итого | 6 часов | ||||||
7 | Раздел 7 «Подведение итогов» | ||||||
7.1. | Мероприятие, посвященное международному дню театра. Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | |||
Итого часов | 40 |
Формы и средства контроля
- собеседование, беседа;
- игровые задания для определение уроувня практических умений и теоретических знаний;
- отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
- презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Студия «Театр»
Составлена на основе программы «Театр 1-3 класс» для начальной школы И.А. Генералова...
Рабочая программа студии Русская мозаика
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления с использованием элементов народного искусства. Знакомство с народным деко...
Рабочая программа "Студия волшебства"
Рабочая программа художественно-эстетического направления "Студия волшебства" для 1-4 классов с календарно-тематическим планированием за 3 класс....
Рабочая программа студии театрального мастерства "Вдохновение"
Данная программа предназначена для занятий с детьми 2 класса во внеурочное время...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Книголюб"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная математика"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательный русский язык"
Студия дополнительного образования...