Рабочая программа театральной студии "Творчество"
рабочая программа на тему
Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших школьников и реализуется через дополнительные занятия, оказывая положительное влияние на развитие детей. Преемственность учебной и внеурочной театральной деятельности проявляется при изучении учебных дисциплин, в использовании нестандартных форм проведения учебных занятий, в организации внеурочной (досуговой) деятельности.
Программа курса «Творчество» рассчитана на 3 года занятий в группе учащихся 2(1) - 4 (5) классов с расчетом 1 час в неделю.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи предмета:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения);
- развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- обогащение духовного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Mуниципальное образование город Алейск Алтайского края
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Алейска
«Рассмотрено» На заседании МО протокол № __ от « »_______2014 г. Руководитель МО | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №7 __________ Е.В. Провоторова «__»_____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №7 __________Н.Н. Толмачева Приказ №___ от «___»_________2014г. |
Р А Б О Ч АЯ П Р О Г Р А М М А
Направление | общекультурное |
Театральная студия | «Творчество» |
первая ступень обучения (1 класс)
Срок реализации программы 01.09.2014 – 23.05.2015 гг.
Составлена учителем начальных классов Авакян Татьяной Валентиновной
Алейск- 2014
Пояснтельная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших школьников и реализуется через дополнительные занятия, оказывая положительное влияние на развитие детей. Преемственность учебной и внеурочной театральной деятельности проявляется при изучении учебных дисциплин, в использовании нестандартных форм проведения учебных занятий, в организации внеурочной (досуговой) деятельности.
Программа курса «Творчество» рассчитана на 3 года занятий в группе учащихся 2(1) - 4 (5) классов с расчетом 1 час в неделю.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи предмета:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения);
- развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- обогащение духовного мира.
Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр - средств театральной педагогики. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии. Через любимую деятельность детей - игру - можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.
Ценностные ориентиры
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ученик, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, формируются нравственные и эстетические позиции. Упражнения для развития речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат учащегося. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других.
Планируемые результаты
Личностные:
- занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою выдумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче;
- ребенок становится раскрепощеннее, контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Конкурсы-соревнования привносят в школьную жизнь праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности детей их родителям, учителям.
Метапредметные: наши занятия аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики. Это делает их живыми и увлекательными, наполненными интересным содержанием.
Предметые: обращение к литературным и драматургическим произведениям с использованием игровой формы позволяет исподволь знакомить учащихся с законами сцены и театрального творчества.
Курс "Творчество" не преследует цели приемов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира.
Программа курса делится на три раздела: "гимнастика чувств", "импровизационный метод существования", "драматургические опыты".
Раздел первый
"ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ"
Этот раздел включает в себя большое количество различных упражнений, которые могут повторяться со 2 по 5 класс. Качества, способности, навыки, необходимые для творческой деятельности, которые они развивают у школьников:
- организованность, способность взаимодействовать с партнерами. Средства формирования - тренинг концентрации и распределения внимания;
- различные стороны зрительного восприятия и зрительную память (наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве, способность понимание внутреннее состояние людей по внешним признакам, ассоциативное мышление). Средства формирования - действие в условиях вымысла;
- другие сенсорные восприятия и память (слуховые, осязательные, вкусовые). Средства формирования - действие с реальными и воображаемыми предметами;
- мышечно-двигательное восприятие и мышечную память. Средства формирования - тренинг мысленных действий, темпо-ритма;
- непрерывность, логику, последовательность и завершенность действия. Средства формирования - действия с воображаемым предметом;
- речь, дыхание , голос;
- способность различать разные подтексты в словесном воздействии партнеров;
- способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.
Раздел второй
"ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ МЕТОД СУЩЕСТВОВАНИЯ"
Этот раздел в театральной педагогике называется "Этюдным методом существования". Но в данном случае импровизационная игра - так будет понятнее. Здесь мы используем сумму знаний и навыков, выработанных в процессе "гимнастики чувств", и двигаемся от игры к постижению своей психологии и психологии партнеров. Все задания этого раздела осуществляются на сцене и доминантой является позиция "Я в предлагаемых обстоятельствах".
Перед выполнением каждого задания уясняется: "Чего я хочу и как воздействую на партнера?", "Для чего я это делаю и каким образом?", "Мое отношение к партнеру". В результате мы получаем следующие умения и навыки:
- видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;
- управлять своим вниманием;
- различать оттенки отношения, анализируя слова и действия, и адекватно реагировать на них;
- четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.
Для достижения этих результатов используются следующие средства:
- пластические загадки;
- демонстрация поведения представителей животного мира в природной среде (без слов);
- показ животных при встрече друг с другом (без слов и со словами);
- работа с воображаемым предметом вместе с партнером;
- показ людей разных профессий в работе;
- массовые сценки-импровизации из современной жизни по месту действия;
- театр-экспромт.
Раздел третий
"ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ"
Этот раздел как бы венчает деятельность курса каждое полугодие. Именно он является основой, на которой строятся курсы "Творчества".
На базе навыков и умений, полученных при прохождении первых двух разделов, ученик уже теперь выступает от лица выбранных им персонажей. Мостиком к этому этапу являются:
- импровизационные показы, когда при помощи учителя рождаются и закрепляются сюжетные сценки, записывается текст и порядок действий;
- инсценировки литературных произведений детских писателей, когда каждому ученику поручается та или иная роль;
- работа с произведениями профессиональных драматургов, когда анализируются события, особенности эпохи, конфликтные ситуации, характеры и поступки героев.
В процессе постановки пьес на сцене учащиеся познают основные методы и приемы оформления спектакля (декорации, костюмы, грим, свет, шумы, музыка). При работе над драматургией проводятся несколько бесед об истории театра, его деятелях, знакомство с устройством театра и театральной терминологией для расширения кругозора и воспитания культурного зрителя.
Основным требованием к качеству исполнительской деятельности является умение ученика жить и действовать естественно (органично) в образе персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель должен следить, чтобы ученики не просто "показывали" действие, а выполняли четко поставленную задачу. Для этого каждый ученик должен уяснить следующие вопросы: "Зачем я здесь? Чего хочу? Каким образом я выполняю свое желание?"
И все-таки главной задачей конкурсов является не результат, а участие!
Распределение часов курса
Год обучения | Авторская программа | Рабочая программа |
Первый год (2 (1) класс) | 32 часа | 34 (33) часа |
Второй год (3 (2) класс) | 32 часа | 34 часа |
Третий год (4 (3) класс) | 32 часа | 34 часа |
ПРОГРАММА КУРСА "ТВОРЧЕСТВО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 (1) КЛАССА
(первый год обучения, 33 часа)
В первый год обучения мы в основном опираемся на развивающие игры и упражнения раздела "Гимнастика чувств". Дети учатся создавать сказочные образы. Они вовлекаются в мир фантазии и воображения, выполняя несложные и понятные задания.
За этот период дети должны уяснить принципиально важную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость), основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию), убедиться в полезности наших действий и привыкнуть получать удовольствие от их выполнения. Урок должен стать желанным. Поэтому поначалу включается побольше игр, в том числе подвижных, развивающих внимание, наблюдательность, реакцию. Ребятам заранее объявляется тема предстоящего конкурса, чтобы иметь перед собой цель, к которой мы будем стремиться. Для полученной роли в будущем представлении каждый ученик должен придумать себе костюм, нарисовав его.
Содержание
Упражнения для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления:
"Исходное положение", "Зернышко", "Капитаны", "Как один", "Ай да я!", "Деревянные куклы", "Ходьба с изменениями", "Кто летает?", "Эстафета", "Переходы", "Хлопки", "На одну букву", "Кто сзади?", "Угадай - кто это?", "Кто как сидел?", "Звукоуловители", "Видящие пальцы", "Фотографы", "Превращение палочки", "Оживи предмет", "Работа с воображаемым предметом", "Цепочка", "Сочини сказку".
Упражнения для развития речевого аппарата
Задания, выполняемые на сцене и развивающие смелость публичного выступления, пластическую выразительность движений и коммуникативные навыки:
"Волшебное путешествие", "Изобрази птицу, животное...", "Привычки и повадки животных", "Встреча двух", "Животные во дворе", "Картина", "Театр-экспромт", "Кукольный театр".
Игры в зале:
"Совушка", "Повтори быстро", "Воробышек", "Горелки", "Убежище зайца", "Сантики", "Здравствуйте", "Капканы", "Подмигни", "Сказочные эстафеты", "Командные игры".
Темы для конкурсов:
1. С. Маршак. "Зоосад", "Детки в клетке" (чтение стихов и пластический показ поведения животных).
2. "Ребятам о зверятах":
а) сценки-импровизации из жизни животных, рожденные на занятиях. Это может быть пластический показ, повторяющий движения и действия животных;
б) эти же сценки, но в "сказочном исполнении", когда "животные" разговаривают. (Привлекать знания учеников по природоведению).
3. Стихотворные сказки К. Чуковского, С. Маршака, и других писателей.
4. Кукольный театр.
Здесь используются не только перчаточные куклы, но и мягкие игрушки детей, которые у них есть дома. Эти сценки ребята должны сочинить сами, взяв за основу какое-то событие: "День рождения", "Болезнь и помощь другу", "Поиск клада", "Охота", "Рыбалка", "Строительство дома", "Сбор урожая" и др.
Структура урока
1. Приветствие. Упражнение на внимание - 3-5 минут.
2. Упражнение на развитие психических качеств и речи - 18-20 минут.
3. Выполнение заданий на сцене - 10-12 минут.
4. Подвижные игры - 5-7 минут.
Раздел | Игры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления | "Исходное положение" | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Зернышко" | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Капитаны" | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Как один" | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Ай да я!" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Деревянные куклы" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Ходьба с изменениями" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Кто летает?" | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Эстафета" | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Переходы" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Хлопки" | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"На одну букву" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Кто сзади?" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Угадай - кто это?" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Кто как сидел?" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Звукоуловители" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Видящие пальцы" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Фотографы" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Превращение палочки" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Оживи предмет" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Работа с воображаемым предметом" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Цепочка" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Сочини сказку" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнения для развития речевого аппарата Задания, выполняемые на сцене и развивающие смелость публичного выступления | "Волшебное путешествие" | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
"Изобрази птицу, животное..." | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Привычки и повадки животных" | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
"Встреча двух детенышей" | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
"Животные во дворе" | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
"Картина" | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Театр-экспромт" | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
"Кукольный театр" | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||
Игры в зале | "Совушка" | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Повтори быстро" | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Воробышек" | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Горелки" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Убежище зайца" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Сантики" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Здравствуйте" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Капканы" | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
"Подмигни" | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
"Сказочные эстафеты" | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||
"Командные игры" | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||
Пословицы и скороговорки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
Темы для конкурсов | 1. С. Маршак. "Зоосад", "Детки в клетке" | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. "Ребятам о зверятах" | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Стихотворные сказки К. Чуковского, С. Маршака, и других писателей. | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Кукольный театр. | + |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
Знакомство. Игры на внимание | ||
Игры на развитие внимания и воображения | ||
Пластический тренинг | ||
Пластический образ персонажа | ||
Пластический образ персонажа | ||
Просмотр спектаклей выездных театров в городе | ||
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | ||
Конкурс. Чтение стихов и пластический показ поведения животных | ||
Подведение итогов конкурса | ||
Организация внимания, воображения, памяти | ||
Пластический образ персонажа | ||
Пластический образ персонажа | ||
Сценическое действие | ||
Пластический тренинг | ||
Сценическое действие. Подготовка к конкурсу, рисование костюмов | ||
Конкурс "Ребятам о зверятах" | ||
Сценическое действие | ||
Бессловесные элементы действия | ||
Пантомима. Узнай героя. | ||
Изображение героев. Попробуем измениться. | ||
Изображение героев. Попробуем измениться. | ||
Игра жестов, мимики лица. | ||
Игра жестов, мимики лица. | ||
Давайте поиграем. Моя любимая игра. Подготовка к конкурсу | ||
Конкурс "Стихотворные сказки К. Чуковского, С. Маршака, и других писателей". | ||
Сказка – миниатюра. Дыхательная гимнастика | ||
Сказка – миниатюра. "Голосовая гимнастика" | ||
Сказка – миниатюра. "Артикуляционная гимнастика" | ||
Давайте поиграем. Моя любимая игра. | ||
Давайте поиграем. Моя любимая игра. | ||
Работа над созданием кукольной сценки | ||
Характер и эмоции героев, подготовка к конкурсу | ||
Конкурс "Кукольный театр" | ||
Поведение итогов по разделу "Гимнастика чувств" |
Общие методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся
- Занятия проводятся с детьми без какого - либо отбора. Зал для занятий просторный, регулярно проветриваемый. Предполагается наличие сцены, объемных мягких модулей различной формы, технических средств.
- Форма одежды облегченная, обувь мягкая.
- Продолжительность занятия 1 раз в неделю 40 минут.
- Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих упражнений, тренингов, зарисовок, этюдов, игр, направляемых на развитие способностей детей.
- Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активного поиска в занимательной и интересной форме.
Методическое обеспечение учебного процесса:
(Ведущие методы, приемы, технологии)
Содержание программы направлено на развитие ребенка и обусловливает его потребность в познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а именно: обеспечение не только усвоения знаний, но и развитие школьников, вовлечение в сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности.
Оно потребовало применения многогранности методов, приемов и средств обучения.
Методы:
- словесные (передача информации);
- наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);
- практические (разнообразные упражнения, творческие задания);
- метод сопоставительного анализа;
- театрально-игровой метод
Театрально-игровой метод реализуется при помощи:
- общеразвивающих игр и упражнений, включенных в театральный тренинг (готовят к творческой деятельности, способствуют быстрой адаптации);
- сюжетно-ролевых, подвижных, занимательных игр (мотивируют познание окружающего мира, формируют навыки и умения);
- упражнений и речевых игр (активизируют речевой аппарат, формируют речь, развивают память, интеллект, учат вести диалог, развивают правильное дыхание);
- комплексных ритмических, музыкальных, пластических зарисовок, этюдов, игр (активизируют двигательные способности, развивают пластическую выразительность и импровизацию, развивают умение владеть своим телом);
- специальных театральных игр, творческих задач (развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и здравомыслящему человеку; готовят к тонкому восприятию различных видов искусства);
- импровизаций, игр-перевоплощений, игр-подражаний (развивают умение с помощью воображения, фантазии изменить свое отношении, поведение, оправдать позу или действие нафантазированными причинами);
- инсценировок, игр с куклами разных видов, игр-драматизаций, постановок (развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, реагировать на поведение партнеров, поощряют попытки детей уйти от стереотипов, будят творческую фантазию, воспитывают коллективизм).
Приемы:
- организации и самоорганизации;
- стимулирования и мотивации;
- разнообразные приемы контроля.
Средства:
- организация поисковой деятельности (оптимальный способ решения задачи)
- учебного процесса;
- проблемного изложения;
- взаимных консультаций;
- коллективного обсуждения результатов;
- технические.
Учебно-методическая литература:
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
- Инсценированные классные часы в начальной школе
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Уровень 1 (Знать) | - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | -о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | -о сценической речи;
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уровень 2 (Уметь) | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с изученными системами при показе спектакля; импровизировать;
|
Уровень 3 (Применять) | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа театрального кружка "Мир театра".
Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей начальных классов. Расчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа театрального кружка "Сказка"
Рабочая программа составлена для огранизации внеурочной деятельности учащихся...
Рабочая программа. Театральная студия. КВН.
Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы пос...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Рабочая программа "Театральные ступеньки". Программа предназначена учащимся 1-2 х классов начальной школы. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе (...
Рабочая программа театрального кружка "Буратино"
поурочное планирование...
Рабочая программа «Театральное творчество»
Программа «Театральное творчество» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития театрального искусства, в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытов...
Рабочая программа Театральная мастерская 4 класс
Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса в рамках внеурочной деятельности...