«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ» (умственная отсталость и РАС)
статья
В данной статье приведены две категории детей с ОВЗ и их образовательные потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности детей с УО и РАС и их образовательные потребности | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая статья
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
(умственная отсталость и РАС)
Тьютор Нарышкина А.С.
В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день их насчитывается более двух миллионов. Несмотря на мой небольшой опыт работы в начальных классах, мне тоже пришлось столкнуться с этой проблемой. Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития и другими комплексными нарушениями психофизического развития. Педагог, обучающий детей с ОВЗ, обязательно должен понимать, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Поэтому он должен обладать качествами, присущими заботливым родителям. Взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, он выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Учитель должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия, различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.
В образовании применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
В классах с детьми ОВЗ нужно стараться использовать больше игровых методов и форм на уроках. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно быть умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Чтобы предотвратить наступление утомления, надо использовать разнообразные средства – чередовать деятельность.
Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
В силу имеющихся особенностей физического и психического развития дети с ОВЗ имеют особые потребности в условиях и технологиях обучения, воспитания, требуют особого внимания и комплексной психолого-социально педагогической поддержки при разных видах обучения: дифференцированном, интегрированном, инклюзивном.
При работе с детьми с РАС необходимо учитывать их индивидуальные нарушения, поскольку все дети этой категории очень разные. Уровень интеллекта также имеет свои градации.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (аутизм): - полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них; - обособленность от окружающего мира; - слабость эмоциональной реакции; - речевые нарушения: в более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги; Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра. 1. потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка с РАС в школе; 2. потребность в разработке адаптированной образовательной программы; 3. потребность в реализации практико-ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании школьников с РАС; 4. потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом и др.); 5. потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС; 6. потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики; 7. потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи; 8. потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности; 9. потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка; 10. потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем. |
Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети).
У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью).
В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является:
-обеспечение доступности содержания учебного материала за счет снижения объема и глубины изучаемого материала, необходимо увеличение количества времени для усвоения темы (раздела).
- требуется использовать специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала – дозирование учебного материала, последовательность выполнения заданий. Для этого следует использовать организацию предметно-практической деятельности, в ходе выполнения которой ими могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.
- необходимо выделять пропедевтический (подготовительный) период, в течение которого осуществляется развитие у учащихся определенных психофизических функций и формирование необходимой для изучения конкретной темы системы знаний, умений и навыков.
- необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики, поскольку они испытывают потребность в помощи при установлении внутрипредметных и межпредметных связей, в целенаправленном обучении приемам учебной деятельности.
- дети нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала; в выработке положительной учебной мотивации, развитие познавательных интересов.
-необходима психолого-педагогическая поддержка в усвоении морально-этических норм поведения, овладении навыками общения с другими людьми.
К особым образовательным потребностям школьников с нарушением интеллекта относится трудовая и профессиональная подготовка. У учащихся 1-4 классов можно и нужно формировать общую готовность к труду, а с 5-го класса целесообразно начинать профессионально-трудовую подготовку.
Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушением интеллекта среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда учащихся во избежание их переутомления.
Список изученных ресурсов: https://proinvalid.ru/informatsiya/deti-s-ovz
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особые образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года вводятся федеральные государ...
Конспект занятия "В здоровом теле - здоровый дух!" для детей с умеренной умственной отсталостью
Настоящий конспект предназначен для педагогов, работающих в школе 8 вида 2 варианта. Занятие посвящено пропаганде здорового образа жизни и здоровьесбережению....
Ритмопластика - инновационный метод работы с детьми по формированию потребности в здоровом образе жизни в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социа...
«Строим Дом здоровья» по внеурочной деятельности по теме «Мы за здоровый образ жизни» среди обучающихся надомного обучения с умеренной умственной отсталостью
Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время очень актуальна. На данном занятии у ученика с ТМНР формируются пот...
адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью)
laquo;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов»...
Статья: " Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью"
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с нарушениями интеллекта в умеренной, тяжелой и глубокой степени определяют специфику их образовательных потребностей. Интеллектуальные наруше...