Статья: " Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью"
статья
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с нарушениями интеллекта в умеренной, тяжелой и глубокой степени определяют специфику их образовательных потребностей. Интеллектуальные нарушения детей данной категории, как правило, осложнены нарушениями различных областей развития – растройсва аутистического спектра, опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими и психическими заболеваниями. Различное сочетание данных нарушений определяет актуальность изучения и необходимость учета особых образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_detey_s_uo.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
«Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью»
Выполнил: Беляева анастасия Сергеевна,
Учитель ОУ для обучающихся с ОВЗ
(умственная отсталость)
Санкт-Петербург
2022 г
Введение
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с нарушениями интеллекта в умеренной, тяжелой и глубокой степени определяют специфику их образовательных потребностей. Интеллектуальные нарушения детей данной категории, как правило, осложнены нарушениями различных областей развития – растройсва аутистического спектра, опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими и психическими заболеваниями. Различное сочетание данных нарушений определяет актуальность изучения и необходимость учета особых образовательных потребностей.
Цель – определить особенности развития детей с умственной отсталостью и особые образовательные потребности, дать их характеристику.
Задачи:
- Изучить особенности и специфику образовательных потребностей детей с умственной отсталостью
- Определить влияние учета особых образовательных потребностей в развитии детей с умственной отсталостью
Объект изучения дети с умственной отсталостью
Предметом изучения являются особые образовательные потребности
1.Психолого-педагогическая характеристика детей
с умственной отсталостью
1.1.Специфические особенности и физическое развитие
К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей, подростков, взрослых со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.
Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.
В физическом развитии дети отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объеме грудной клетки. У многих из них нарушена осанка, отсутствует пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо координированы. Сила, быстрота и выносливость у умственно отсталых детей развиты хуже, чем у нормально развивающихся детей. Умственно отсталым школьникам достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.
Умственно отсталые дети часто поступают в школу с несформированными навыками самообслуживания, что существенно затрудняет их школьную адаптацию.
1.2. Специфические особенности психических процессов
Внимание умственно отсталых детей характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, неустойчивостью, быстрой и легкой отвлекаемостью, рассеянностью, низким объемом.
На занятии такой ребенок может показаться внимательным учеником, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя. Для того чтобы бороться с подобным явлением (псевдовниманием), воспитателю во время объяснения следует задавать вопросы, выявляющие, следят ли школьники за ходом его мысли, или предлагать повторить только что сказанное.
Восприятие у умственно отсталых детей также имеет определенные особенности, его скорость заметно снижена: для того чтобы узнать предмет, явление, им требуется заметно больше времени, чем нормально развивающимся сверстникам. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь педагога должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать ее; отводить больше времени на рассматривание предметов, картин, иллюстраций.
- уменьшен и объем восприятия − одновременного восприятия группы предметов. Подобная узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, работу с многозначными числами и т. д.
Восприятие недифференцированно: в окружающем пространстве они в состоянии выделить значительно меньше объектов, чем нормально развивающиеся сверстники, воспринимают их глобально, нередко форма предметов видится им упрощенной
Значительно нарушено пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.
Страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
Самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления детей значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме. Образы схожих объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются.
У большинства умственно отсталых детей отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
Нарушено мышление. Основным его недостатком является слабость обобщений. Часто в обобщении используются внешне близкие по временным и пространственным раздражителям признаки – это обобщение по ситуационной близости. Обобщения очень широкие, не дифференцированные.
Чтобы сформировать у них правильные обобщения, следует затормозить все лишние связи, которые «маскируют», затрудняют узнавание общего, и максимально выделить ту систему связей, которая лежит в основе. Особенно затрудняет дошкольников изменение однажды выделенного принципа обобщения, например, если классификация проводилась с учетом цвета, то учащимся трудно переключиться на другую классификацию – по форме.
- Неполноценностью мыслительных процессов – анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения.
- Мышление умственно отсталых детей характеризуется косностью, тугоподвижностью.
- Отмечается нарушение соотношения цели и действия, вследствие чего процесс выполнения действий становится формальным, не рассчитанным на получение реально значимых результатов. Часто дети подменяют или упрощают цель, руководствуются своей задачей. При выполнении заданий учащиеся часто затрудняются переключиться с одного действия на другое.
- К получаемым в процессе деятельности результатам такие дети относятся недостаточно критически (результаты не соотносятся ими с требованиями задачи с целью проверки их правильности, они не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов).
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется незрелостью и недоразвитием.
- Эмоции детей недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны (дети испытывают удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти не наблюдается).
- Реакции зачастую неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике. У некоторых воспитанников наблюдаются чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам, стереотипность и инертность эмоциональных переживаний, у других – чрезмерная легкость, поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому.
У умственно отсталых людей нарушены волевые процессы:
- они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели
- непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления
- необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость крайне отягощают их поведенческие проявления и усугубляется в связи с возрастными изменениями, связанными с перестройкой организма ребенка, особенно в подростковом периоде.
При неблагоприятных условиях жизни у них легко возникают трудности в поведении, в установлении нравственно приемлемых отношений с окружающими.
2.Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития
Особые образовательные потребности детей с УО обусловлены особенностями психофизического развития.
- В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Так, значительно снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы (раздела), замедляются темпы обучения. Дошкольникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у воспитанников с нарушением интеллекта знания, умения и навыки должны быть вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.
- В обучении детей рассматриваемой категории используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно.
- Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой учащимися могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.
- Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Лишь в некоторых случаях может отсутствовать строгая систематизация в изложении учебного материала.
- Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.
- Важное значение имеет привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации. На момент поступления в школу у большинства детей с нарушением интеллекта преобладают атрибутивные интересы, поэтому одной из важных задач учителя является развитие познавательных интересов.
- Целенаправленное обучение приемам учебной деятельности.
- Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу должны проводить специалисты: специальный педагог (олигофренопедагог), специальный психолог, логопед, специалист ЛФК.
- Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли и т.д.
- Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; умений готовить пищу, соблюдать личную гигиену, планировать бюджет семьи; навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении
- Усвоение морально-этических норм поведения, овладение навыками общения с другими людьми.
- Трудовая и профессиональная подготовка. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушением интеллекта нарушений. Оно является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации.
- Создание психологически комфортной среды: атмосфера принятия в группе, ситуация успеха на занятиях или другой деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда воспитанников во избежание их переутомления.
Заключение
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
· раннее получение специальной помощи средствами образования;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
· научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
· доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
· систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
· обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
· развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. в свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
Список литературы
- Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
- Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] /Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – № 5. – Режим доступа: http://www.ise.iip.net/almanah/5/st04.htm.
- Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2004. – 160 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В статье представлены практические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР)....
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра.
Презентация на МО....
Особые образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года вводятся федеральные государ...
"Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха"
"Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха"....
Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра
реализация особых образовательных потребностей детей с расстройством аутистического спектра...
Особые образовательные потребности детей с физическими недостатками
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте общего начального образования написано, что потребности детей с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться в общем начальном образо...
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
Рекомендации для учителей...