Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

В этом материале рассматриваются методы, приемы, технологии, применяемые для осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий»

Алексеева Светлана Васильевна

учитель ритмики и музыки I квал. кат.

ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан-Удэ

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть  отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере  музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические  особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания  музыкального произведения.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

«Коррекционная ритмика» – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что музыкально – ритмические уроки имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально- волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической  деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

На уроках  ритмики, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом, и достигается через: создание условий для комфортного самочувствия на занятиях; предъявление заданий, адекватных возможностям ребенка; активное использование физ. минуток, динамических пауз для здоровья сбережения; создание ситуации успеха, отдавая предпочтения стимулирующим приемам воздействия, как главным приемам формирования положительной направленности личности; рациональную смену и чередования видов деятельности в связи с быстрой истощаемостью учащихся, поочередное включение разных анализаторов в учебный процесс. На уроках воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями.

Уроки ритмики, способствуют общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, физического развития, эстетического воспитания. Уроки ритмики помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

Музыкально - ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания.

Как показывает практика, игровая песня вполне может проводиться как на уроках ритмики, музыки, логопедии в специальной школе, так и при подготовке и проведении различных праздничных мероприятий. Желательно избегать шумных игр, так как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему. Игровые песни должны быть доступны пониманию детям с интеллектуальной недостаточностью. Детей застенчивых, робких следует вовлекать в более активные действия. Например, в игровой песне «Как у наших у ворот», дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке и т.д.). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости. Все это имеет огромное воспитательное и коррекционное значение для детей специальной школы. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер.

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их «заимствуют» из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Музыкальное произведение для успешности ритмической требует полного целостного восприятия. Они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, но невелики по объему, в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры - целостное восприятие единства музыки и движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Например, послушав «Песенку Красной Шапочки», можно с детьми придумывать, как показать крокодила, обезьяну, попугая, используя танцевальные движения. Другой пример, учитель исполняет танец «Стирка», но не говорит название танца. Предлагает детям угадать, что изображал и как можно назвать танец? И предлагает самим придумать движения для танца при этом, помогая, наводящими вопросами, что изображаем «стирку», «полоскание», «отжимание», «встряхивание», «развешивание белья» и т.д. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Для учащихся с особыми образовательными потребностями здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на уроках актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью всестороннего коррекционного развития.

Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.

Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми разного возраста во вспомогательной коррекционной школе. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечным перегрузкам.

Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.

Пример упражнений на релаксации

«Звуки природы» - 3 мин.

Используемая музыка: пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.

Инструкция: Лягте на спину, руки за голову, закройте глаза и слушайте мой голос.

Прислушайтесь к звукам и наслаждайтесь запахами вокруг вас: пахнет земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза.

Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

«Расслабление приятно» (сидя на полу)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая  –

(замедляется разговорный темп)

Очень легкая, простая:

Замедляются движения,

Исчезает напряжение…

И становится понятно:

Расслабление приятно!

(в игре могут быть использованы произвольные движения)

Музыкально-ритмические движения на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.

Работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.

Для детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам, наглядные методы и формы, постоянная активизация зрительной памяти имеют преимущества перед словесными методами. Только благодаря этому достигается четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, стройность при исполнении танцевальных миниатюр, в том числе на праздничных выступлениях.

Для многих не секрет, что нынешние дети не все обладают стопроцентным здоровьем. Наблюдая за детьми, с грустью замечаешь, что дети становятся физически слабыми, рыхлыми, с лишним весом, изнеженными и заласканными мамами и бабушками (особенно обидно за мальчиков, что чрезмерного оберегания их становится отсутствие мужественности внешнего вида) и просто физически ленивыми. Они не просто не умеют, но, самое главное, не хотят активно двигаться. Причины этого мы все прекрасно знаем.

Большинство детей не умеет глубоко приседать, прыгать на месте и с продвижением, прыгать на скакалках, боятся ловить мяч и т. д. Даже стоять в строю для многих огромный труд (обязательно надо сесть, опереться на что-нибудь, облокотиться). После небольшой непрерывной нагрузки быстро устают (просят разрешить посидеть и отдохнуть). И вот наши дети превращаются в маленьких старичков. А ведь нагрузка на уроке строго дозирована, специально подобрана и не является очень большой и чаще всего очень полезна при некоторых заболеваниях.

Можно представить, чем грозит отсутствие двигательной активности детям в будущем, ведь движение - это жизнь, а подвижность суставов - это молодость. Одно успокаивает, что пока таких детей ещё не так много, но с каждым годом их становится всё больше и больше. Именно поэтому поиск здорвьесберегающих технологий, их внедрение и распространение этого опыта является одной из важнейших педагогических и воспитательных задач современной школы.

В настоящее время существует много здоровьесберегающих направлений и одно из доступных, эффективных и эмоциональных - это оздоровительная ритмическая гимнастика.

Оздоровительная ритмическая гимнастика - это система специально подобранных физических упражнений, выполняемых поточным методом и организованных музыкальным сопровождением, применяемая с помощью специальных приёмов для укрепления здоровья и гармонического развития организма. Оздоровительная ритмическая гимнастика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение учеников. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Упражнения ритмической гимнастики совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают координацию движений и правильную осанку.

На уроках в комплексы упражнений включаются элементы различных гимнастик, таких как ритмическая и художественная гимнастика, аэробика, акробатика, гимнастика йогов, «партерная» гимнастика, движения русских народных и современных танцев, а также танцев народов мира. Используются различные предметы: флажки, ленточки, скакалки, мячи, обручи, гимнастические палки. Дети знакомятся с упражнениями для развития различных групп мышц и различных суставов

На уроках очень часто используются игровые методы. Разнообразить музыкально-ритмические занятия можно, включая в них ассоциативные и подражательные движения. Ребята не только просто повторяют упражнения за учителем, но и получают такие задания:

- Придумать гимнастические упражнения, изображающие предметы.

- Придумать гимнастические упражнения, изображающие буквы и цифры. (Здесь

интересна работа в парах).

- Придумать гимнастические упражнения, изображающие движения зверей и птиц.

- Придумать гимнастические упражнения, изображающие сказочных героев.

- Изобразить, как одно и то же движение может сделать молодой и старый человек,

весёлый и грустный, деревянная и тряпичная кукла и т. д.

- Виды ходьбы: как идут военные, как идут спортсмены, как надо идти, когда все спят и т. д.

- Виды бега: как олень, как мышка, как лисичка и т. д.

Упражнениям даются различные названия, это помогает детям сопоставить движение, музыку и образ, придаёт упражнению эмоциональную окраску, вызывает интерес к занятиям.

На уроках применяются различные виды разминок. Сейчас в арсенале более 10 видов разминок для всех групп мышц.

Наградой за хорошую работу на уроке являются подвижные игры. Очень часто игры придумываются специально или адаптируются под возраст, игровую ситуацию, ситуацию урока. Игры подбираются так, чтобы в них была не только хорошая физическая нагрузка, но и развивалось логическое мышление и, конечно же, происходил эмоциональный выброс школьников.

Поэтому, проходя мимо кабинета ритмики, часто можно услышать шум и визг (кстати, мальчишки визжат чаще). Это дети получают физический и эмоциональный заряд, ведь на общеобразовательных уроках они ограничены в движениях и должны сидеть тихо и почти неподвижно, хотя и бывают на общеобразовательных уроках физкультурные паузы.

Упражнения ритмической гимнастики и подвижные игры помогают снять излишнюю зажатость, скованность, развивают эмоциональность, образность мышления, закаляют физически. Результатом работы является то, что большинство детей старается не пропускать уроки ритмики (даже освобождённые от физкультуры не могут усидеть на месте и просят разрешения заниматься). Это говорит о том, что у ребят появляется интерес и любовь к движению. Дети стали меньше болеть, становятся крепче и выносливей, улучшилась осанка Ребята овладевают полезными знаниями в области физической культуры, которые просто необходимы в жизни для сохранения здоровья

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.

Музыкально- ритмические упражнения.

1. « Гимнастика руками».

2. « Прогулка по сказочному лесу».

3. « Праздничный марш».

4. « Порхающая бабочка».

5. « Поездка на велосипеде».

6. « Поездка в деревню».

7. « Танец быков» (фламенко).

8. Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а ученики должны как можно быстрее его повторить.

9. Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону).

10. « Полька зверей».

11. « Зеркало» ( в парах) Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.

12.« Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
13.« Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает

собственное оригинальное движение.

14.« Стоп-кадр».  Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. 

Ритмические упражнения.

1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

2.Ритмизация собственных имён и фамилий.

3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)

4. Ритмизация движений различных животных.

5.Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу. «Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, а также произвольное  внимание и координацию движений). 

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. 

Использованная литература:

  1. Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов-на-Д: Феникс, 2005 г. 
  2. Буренина А.М. «Ритмическая мозаика» - М.: Просвещение, 2004.
  3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. - СПб.: Фаст, 2008.
  4. Безруких М.М. «Здоровьеберегающее физическое воспитание» М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001г.
  5. Воронкова В.В. «Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых школьников 1-4 классов». – М., 2001. 
  6.  Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей». – М., 1995. 
  7. Зейгарник Б.В. «Психология личности: норма и патология». - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. 
  8. Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». М.: «Академия» 2002 г. 
  9. Чибрикова-Луговская А. Е.  «Ритмика». М.: Издательский дом «Дрофа» - 1998 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе надомного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

в презентации представлены материалы по коррекции двигательных нарушений, различные виды массажа (сегментарно-рефлекторный логопедический, массаж профессора Ауглина),артикуляционная и пальчиковая гимн...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).

Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...

Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и циви...

Многообразие педагогических подходов при обучении детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС

В данной статье предлагаются рекомендации по проведению диагностики и  созданию специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями....