Предварительное знакомство первоклассников с некоторыми приёмами развития речи
статья
Речь детей надо развивать. Такое утверждение не является для учителей не новым. Не одно десятилетие методисты и психологи занимаются этой проблемой. Но, к сожалению, в современной методике развития речи школьников ещё много белых пятен, что при недостатке специальной литературы для учителей приводит к нарушению принципов научности и системности в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительное знакомство первоклассников с некоторыми приёмами развития речи
Речь детей надо развивать. Такое утверждение не является для учителей не новым. Не одно десятилетие методисты и психологи занимаются этой проблемой. Но, к сожалению, в современной методике развития речи школьников ещё много белых пятен, что при недостатке специальной литературы для учителей приводит к нарушению принципов научности и системности в работе.
«Ребёнок задолго до школы практически владеет всей грамматикой родного языка…, владеет известными умениями в области речи, но не знает, что он ими владеет. Эти операции неосознанны»,- писал Л.С.Выготский в своей работе «Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка». В связи с этим интересным явлением высказывание Л.В.Щербы о том, что упражняться можно только в чём - либо известном, если же правила не известны, то и упражняться не в чем. Становится очевидным, что простое увеличение количества сочинений, изложений, устных рассказов и пересказов без введения определённых теоретических сведений качество речи обучающихся не улучшит. Только знания, пусть элементарные. Могут обеспечить сознательное отношение ребёнка к своей речи. Вот почему уже в 1 классе необходимо вооружить обучающихся некоторыми знаниями о речи.
Сразу возникают вопросы: чему учить? Когда учить? Как учить? Попробуем разобраться.
Развивать речь - значит формировать определённые речевые умения. Умение ориентироваться в ситуации общения, то есть определять, кому, зачем, о чём буду говорить или писать. Умение планировать высказывание, то есть осознать, как буду говорить или писать (кратко или подробно, эмоционально или по - деловому), в какой последовательности буду излагать мысли. Умение реализовать свой замысел, то есть говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности. Умение осуществлять контроль над речью, вносить необходимые коррективы в созданное высказывание.
Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она должна пройти несколько этапов: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов, создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений, самостоятельное выполнение творческих работ. Как показала практика, начинать самостоятельную работу над речью можно уже с первых уроков обучения грамоте. Главной задачей на этом этапе будет знакомство первоклассников с текстом, его основными признаками и структурой. Тогда традиционная работа с иллюстрациями учебника и рассказывание знакомых сказок не только будут развивать те умения, которые дети приобрели до школы, но и послужат дальнейшему развитию речи. Покажем это на примерах.
1.Одно из речевых умений связано с определением темы и главной мысли текста. С этим умением дети знакомятся позже, по уже в 1 классе задания типа «Озаглавь рассказ», «Придумай подпись к картинке», «Составь рассказ» и т. п. становятся самыми распространёнными. Обучающиеся с ними справляются, но интуитивно, поэтому не могут аргументировано объяснить, какой заголовок лучше (а он выражает тему или главную мысль), какой рассказ более удачный. Сначала надо научить первоклассников точно отвечать на вопрос «О чём скажу?», чтобы определить тему, и «Что скажу?», чтобы выяснить идею. Работая, например, с иллюстрациями, учитель просит составить все возможные предложения о детях, а потом выбрать те, которые сообщают, что мальчики настоящие друзья, дети играют, детям интересно ловить рыбу и т. д. Вскоре обучающиеся замечают, что отобранным таким способом предложения связываются одной мыслью в единое целое. После этого учитель читает несколько рассказов на одну тему, но с разной идеей, а дети закрепляют умение точно отвечать на вопросы «О чём (или о ком) рассказ?» и «Что узнали из рассказа?»
Такой методический приём позволяет сделать пересказы осмысленными, даёт возможность сравнивать и объективно оценивать детские работы, так как есть чёткий критерий: лучше у того, кто точнее раскрыл тему и главную мысль.
2.Следующий вид упражнений убедит обучающихся в необходимости следить за порядком предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет пособие «пирамида».
Что
ска-
жу?
О чём скажу?
Обучающиеся внимательно рассматривают картинку, после чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит определить, можно ли из них составить рассказ.
- О ком будет рассказ.
- Что мы о них расскажем?
- Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги – колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)
Дети читают предложения, и если окажется, что какое-то из них соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу «пирамиде».
Часто бывает, что их порядок нарушен, из-за чего рассказ выглядит нескладным. Возникает необходимость ещё раз всё перечитать, чтобы навести порядок (починить «пирамиду»). Выполняя подобные упражнения, обучающиеся практически усваивают, что текст – это группа предложений, связанных по смыслу, раскрывающих одну тему и выстроенных в строгой последовательности.
Другой методический приём может обратить внимание первоклассников на то, что мысль может не только раскрываться в одном предложении, но и переходить из одного в другое, причём из каждого последующего можно узнать что-то новое. Эту сложную аналитическую работу сделать доступной и интересной помогают игровые ситуации.
- Сегодня я узнала, что Буратино решил отправить Незнайке в подарок необычную посылку. Он написал рассказ, каждое предложение поместил в вагончик, составил из них поезд и отправил его в путь. Но на одной станции злой Волшебник все вагончики перепутал и испортил. Надо исправить эту ошибку.
Около ели В норе будут Она роет Лиса роет У лисы пушистый
лиса. жить лисята. нору. нору. хвост.
- Может ли этот поезд продолжить путь? (Нет. Вагончики расцеплены, среди них нет порядка.)
- Позовём на выручку вопросы-помощники. О ком был текст? Что узнали о лисе? Есть ли лишние вагончики? Почему? (Последнее предложение сообщает, какая лиса, а нам надо знать, что она делает. Есть и два похожих предложения, важно выбрать какое-то одно. На доске остаются только выбранные предложения.)
- Теперь ясно, что выбранные предложения соответствуют замыслу. Расставим их по порядку. Можно ли начать с третьего вагончика? Нет. Не ясно о ком идёт речь.)
- Давайте начнём с четвёртого вагончика. Какое предложение может следовать за ним?...
Постепенно на доске выстраивается поезд-текст, но учитель обращает внимание на то, что вагончики-предложения пока ещё так и не сцеплены и надо найти слова, которые соединят их друг с другом. По заданию учителя дети отыскивают в соседних предложениях повторяющиеся слова или слова, называющие один и тот же предмет по-разному. После этого вагончики соединяют стрелками.
Около ели Она роет В норе будут
лиса. . нору. жить лисята.
3.Следующим общеречевым умением, которое надо выработать уже в 1 классе, будет умение планировать своё высказывание.
Учитель часто обращается к детям с просьбой рассказать о том, что произошло с ними или с литературными героями, описать какой либо предмет, что-то объяснить или доказать. С первым заданием они справятся достаточно уверенно, со вторым – хуже, а вот с выполнением третьего возникают трудности объективного характера. До школы малыш выступает в роли «почемучки», а в школе ему приходится самому устанавливать причинно-следственные связи между фактами, давать объяснение явлений, рассуждать, чему его никто не учил. Возникает ситуация, когда обучающийся понимает существо вопроса, пытается дать на него ответ, но не может его сформулировать. Зачастую ответ ребёнка начинается с «потому что». Практика показывает, что уже в 1 классе с помощью игровых ситуаций, используя специальную наглядность, можно составить опорные таблицы, которые познакомят малышей со структурой текста-рассуждения. Например, при изучении буквы А и звука «А» можно рассказать сказку, используя мнемотаблицу.
«На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это может быть? (Заяц) У него был огород, где он выращивал овощи, в которых был звук «А». Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, картофель) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принёс зайцу игрушку для зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кораблик, скакалка, собачка, барабан, шар) Зайчата были рады.
- Всё о чём я рассказала изображено на картинке. Ничего лишнего не увидели? (Цифра шесть)
- Что она может означать? (6 гостей, 6 игрушек)».
Мнемотаблицы можно использовать и при заучивании стихотворений.
Вот какая смехота:
«Р» свалилось на кота.
Кот теперь не кот, а кРот,
Роет он подземный ход.
Эти таблицы служат для развития навыков запоминания разной информации и опорой для пересказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Нетрадиционные приёмы развития речи
данный материал может быть использован при подготовке к уроков развития речи...
Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе
Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе....
Конспект комплексного занятия для будущих первоклассников «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Цели:- уточнить представления детей о буквах и звуках, цифрах и числах,- совершенствовать умения составлять слова, сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 10.Задачи:- развитие и...
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...
Примеры некоторых приёмов работы по развитию воображения, внимания, памяти, мышления младших школьников
Методическая разработка "Примеры некоторых приемов работы по развитию воображения, внимания, памяти, мышления младших школьников"...
приёмы развития речи у детей с ОВЗ
приёмы развития речи...