Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

Соловьева Ольга Михайловна

Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_priyomy_razvitiya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное  образовательное учреждение города Москвы

«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Тема: «Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Выполнила : учитель начальных классов

Соловьева Ольга Михайловна

Москва,2014

Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. 

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». /Федеральный государственный образовательный стандарт /.

Требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.

  Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

  По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знания как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.

      Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии  включает в себя:

Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Стадия осмысления. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

            Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе, начиная уже с младшего школьного возраста.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

      Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

      Последние статистические данные показывают, что дети не умеют работать с текстовой информацией, не умеют работать с таблицами, графиками. 10% учащихся 9-ых классов имеют скорость чтения на уровне  учащихся 4- ых классов.

       Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

   Концептуальная таблица. 

    Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:

  • Заполните свой «дневник исследователя»:

Что я знаю о тундре?

Что я узнал нового о тундре?

   Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.

Инсерт

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Чтение с пометками. 

Каждому ученику раздать текст, который он читает, делая на полях пометки.

«Техника постановки вопросов»

             Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их       противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного    объекта?

  Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

               Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

  Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

                                     

 На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

высказывание

до

после чтения

  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

   

   

  2. Форма глаза напоминает яблоко.

   

   

  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

   

   

  4. Зрачок - это отверстие в глазу.

   

   

  5. В глазу имеется прозрачная линза.

   

   

  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

   

   

  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

   

   

На стадии размышления:
    1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
    Аутотренинг.
    2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
    3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.

Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

- готовность к планированию;

-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.

  Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.)  позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

                В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.

На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими ...

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...