приёмы развития речи у детей с ОВЗ
статья по чтению (1 класс)

Котец Людмила Анатольевна

приёмы  развития   речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_razvitiya_rechi.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи  у детей  с  ограниченными  возможностями.

    Обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции  и социализации в обществе. Поэтому образовательная система коррекционного направления  ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся  положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности  и положительная мотивация), создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности. 

Презентация

«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Задачи:

  • Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
  • Обеспечить создание речевых ситуаций;
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
  • Формирование умения работать над текстом художественного произведения;
  • Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений;
  • Формирование навыков связной речи (устной и письменной);
  • Воспитание интереса и уважительного отношения к слову;
  • Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Усвоение речи ребёнком зависит:

  • От натренированности мускулатуры его органов речи;
  • От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;
  • От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;
  • От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
  • Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
  • Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребёнка

Требования к уровню развития речи учащихся:

  • Содержательность
  • Логичность
  • Точность
  • Выразительность
  • Ясность
  • Правильность

Слово – основная значащая единица языка.

Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека.

Словарная работа включает в себя 4 направления:

  • обогащение словаря;
  • уточнение словаря;
  • активизация словаря;
  • устранение нелитературных слов.

Источники обогащения словаря

Речевая среда речевая среда:

в семье, среди друзей книги, газеты, радио,

телевидение, интернат

учебная работа в школе словари, справочники

(учебники, речь учителя)

Работа над словосочетанием

  • Выделение словосочетаний из предложения;
  • Установление связей между словами с помощью вопросов;
  • Составление самостоятельных словосочетаний

Развитие речи через малые жанры

загадки

сказки

пословицы

скороговорки

игры

считалки

СКАЗКА «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.

  • 1. Продолжи сказку: «Жили-были…»
  • 2. Угадай, кто я?
  • 3. Инсценировка.
  • 4. Угадай сказку.
  • 5. Растеряшка.
  • 6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт.
  • Докажи характер героя примерами из сказок.
  • Опиши героя.
  • Придумай конец сказки.
  • Придумай кроссворд к сказке.

ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И.

Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.

  • 1. Для выделения нового или изученного звука.
  • 2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.).
  • 3. Сочиняем загадку.
  • 4. Отгадай кроссворд (из загадок).
  • 5. Нарисуй отгадку.
  • 6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки объединяла одна орфограмма.
  • 7.Звуковой анализ отгадок.

ПОСЛОВИЦА « Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость».

Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны.

  • 1. Вместо точек вставь название животных.
  • 2. Доскажи пословицу.
  • 3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему).
  • 4. Соотнести пословицу и картинку.
  • 5. Составить пословицу.
  • 6. Игра «Пословичная лента».

скороговорка

ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский

  • 1. «Кто это сказал?»
  • 2. «Продолжи стихотворение или рассказ».
  • 3. «Кто мы?»
  • 4. Игра «Умники и умницы».
  • 5. Викторины по сказкам.
  • 6. «Игра «Знатоки русского языка».

«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жикалкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём и оформление родительских пожертвований

Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...

Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...