приёмы развития речи у детей с ОВЗ
статья по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции и социализации в обществе. Поэтому образовательная система коррекционного направления ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности и положительная мотивация), создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности.
Презентация
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Задачи:
- Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
- Обеспечить создание речевых ситуаций;
- Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- Формирование умения работать над текстом художественного произведения;
- Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений;
- Формирование навыков связной речи (устной и письменной);
- Воспитание интереса и уважительного отношения к слову;
- Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Усвоение речи ребёнком зависит:
- От натренированности мускулатуры его органов речи;
- От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;
- От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;
- От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
- Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
- Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребёнка
Требования к уровню развития речи учащихся:
- Содержательность
- Логичность
- Точность
- Выразительность
- Ясность
- Правильность
Слово – основная значащая единица языка.
Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека.
Словарная работа включает в себя 4 направления:
- обогащение словаря;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- устранение нелитературных слов.
Источники обогащения словаря
Речевая среда речевая среда:
в семье, среди друзей книги, газеты, радио,
телевидение, интернат
учебная работа в школе словари, справочники
(учебники, речь учителя)
Работа над словосочетанием
- Выделение словосочетаний из предложения;
- Установление связей между словами с помощью вопросов;
- Составление самостоятельных словосочетаний
Развитие речи через малые жанры
загадки
сказки
пословицы
скороговорки
игры
считалки
СКАЗКА «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.
- 1. Продолжи сказку: «Жили-были…»
- 2. Угадай, кто я?
- 3. Инсценировка.
- 4. Угадай сказку.
- 5. Растеряшка.
- 6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт.
- Докажи характер героя примерами из сказок.
- Опиши героя.
- Придумай конец сказки.
- Придумай кроссворд к сказке.
ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И.
Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.
- 1. Для выделения нового или изученного звука.
- 2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.).
- 3. Сочиняем загадку.
- 4. Отгадай кроссворд (из загадок).
- 5. Нарисуй отгадку.
- 6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки объединяла одна орфограмма.
- 7.Звуковой анализ отгадок.
ПОСЛОВИЦА « Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость».
Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны.
- 1. Вместо точек вставь название животных.
- 2. Доскажи пословицу.
- 3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему).
- 4. Соотнести пословицу и картинку.
- 5. Составить пословицу.
- 6. Игра «Пословичная лента».
скороговорка
ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский
- 1. «Кто это сказал?»
- 2. «Продолжи стихотворение или рассказ».
- 3. «Кто мы?»
- 4. Игра «Умники и умницы».
- 5. Викторины по сказкам.
- 6. «Игра «Знатоки русского языка».
«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жикалкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приём и оформление родительских пожертвований
Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...
Урок математики в 4 классе. Тема "Устные и письменные приёмы вычислений."
Презентация к уроку математики в 4 кл....
Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"
Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...
Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс
Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...
Приёмы ТРКМ
Бортовые журналы...
Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы
Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...
Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)
Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...