Нетрадиционные приёмы развития речи
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

данный материал может быть использован при подготовке к уроков развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradicionnye_priemy_razvitiya_rechi.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные приемы развития устной речи

  1. «Шкатулка сказок».

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Дети по очереди достают кружки, и кружки становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костер, желтый – цыпленок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями.

Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок – он то огурец, то росток, то листок, то горошинка.

  1. «Узнай меня».

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны узнать                                                          признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, что ест, где живет и т. д., не называя его самого. Остальные ученики отгадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Например, ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льется».

  1. «Бывает – не бывает».

Дети придумывают разные предложения: Идет дождь. Собака мяукает. Класс утверждает: бывает это или не бывает.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая недостатки. Такое «соревнова-ние» (кто больше придумает) очень увлекает детей.

Например, одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо».

А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». И так можно говорить об иголке, цветочке, сорванной веточке и т. д.

      5. «Сочиняйка».

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т. д.

 6.«Загадалки».

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т. д.

Например, «Сколько тебе лет? Сколько человек живет в твоей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?»

Если водящий ошибся или ответил одним словом – уступает место другому.

      7. «Перевертыши».

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому, не повторяя ни одного слова из данной фразы, но сохраняя смысл данной фразы.

Например, фразу: «муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

     8. « Выгляни в окошко».

В раскрашенную рамочку «окошко» с закрывающими створками вставляют-

ся листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» - пофантазировать и рассказать что они «видят за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т. д.

    9. «Собери поезд».

На доске прикреплены предметные картинки. На них различные предметы: ложка, тарелка, пылесос, ваза, поливочная машина и т. д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно указать какую-либо связь. Класс «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т. к. это посуда и т. д. Картинки на доске перемещаются – поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» - повторяет связи между предметами.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки развития речи

Цель нетрадиционных уроков развития речи - приобщить ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество. Для этого  дети входят в роль "автора" и чит...

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...

приёмы развития речи у детей с ОВЗ

приёмы  развития   речи...

Предварительное знакомство первоклассников с некоторыми приёмами развития речи

Речь  детей надо развивать. Такое утверждение не является для учителей не новым. Не одно десятилетие методисты и психологи занимаются этой проблемой. Но, к сожалению, в современной методик...