СИПР надомного обучения обучающегося1 класса с РАС
рабочая программа (1 класс)
Документ содержит пояснителну записку, психолого- педагогическую характеристику обучающегося, лпн работы на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_nadomnogo_obucheniya_obuchayushchegosya_1_klassa_ras.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: __________________ФИО «_______»___________г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: ______________ ФИО «___»________г. |
4 | К………кий Роман Константинович | 20.07.2012 | К- 290 | К……….кий Константин Н…………..ч К……….кая Наталья В…………на | п. Рощинский, ул. ………ая 15 . (8913………6) |
Специальная индивидуальная общеобразовательная программа (CИПР – вариант 8.4)
надомного обучения
ученика 1 класса
К………..о Романа
Рассмотрено и одобрено: на заседании Педагогического совета от «____»_____г. Протокол №__ | Ответственный за реализацию программы: Шрайнер С.М. учитель высшей квалификационной категории |
Ознакомлена: ФИО. ( законный представитель)
------------------------------------------------------------------
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
-общие сведения о ребенке;
-характеристика ребенка;
-содержание образования в условиях организации и семьи;
-возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка;
-специалисты, участвующие в реализации программы;
-подходы и методы педагогической работы с ребенком;
-методы обучения и воспитания ребенка, использующиеся для достижения запланированных возможных результатов;
-технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации программы;
-средства мониторинга и оценки результатов обучения.
-приложения.
К……..й Роман обучается по специальной индивидуальной общеобразовательной программе развития для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Вариант 8.4
На основании ст.79 Закона об образовании в РФ ФЗ-№273. Специальная индивидуальная программа развития К……….го Романа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающегося на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ.
- Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министром образования и науки РФ №1599 от 019.12.2014.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Приказ Министра образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30. 08.2013 г. № 1015.
- Конвенция о правах ребенка 15.09.1990г.,
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11. 1995 г. № 181;
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
- Общие сведения об обучающемся.
Персональные данные о ребенке и его родителях:
Ф.И.О. обучающегося | Дата рождения | Домашний адрес |
К………ий Роман Константинович | 20.07.2012 | п. Рощинский, ул. ………….ая 15 |
Родители:
Отец: К……….кий Константин Н……….ч
Мать: К……….ая Наталья В………….на
Статус семьи: семья ребёнка-инвалида
Бытовые условия семьи:
Мальчик воспитывается в неполной семье , в которой является единственным ребенком. Семья проживает в доме бабушки и дедушки. Материальное положение и санитарно - гигиенические условия быта удовлетворительные, культурный уровень семьи средний. Атмосфера благоприятная. Воспитанием ребенка занимаются мать и бабушка, прикладывают все усилия, чтобы помочь ребенку. Родители ознакомлены со специальной индивидуальной программой развития Романа.
Заключение ЦПМПК:
Название ЦПМПК | Дата и данные обследования | Рекомендации ЦПМПК |
… | … | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования Вариант 8.4/ адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра. |
- Характеристика на начало учебного года.
Роман является инвалидом c детства. Имеет справку об инвалидности: справка
МСЭ -…. Инвалидность установлена в срок до …
Обучается в … со … года по настоящее время.
Физическое развитие: масса тела имеет незначительное отклонение от возрастной нормы, занятия в подготовительной физкультурной группе.
Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д.). Достаточно хорошо сформированы тонкие движения пальцев рук. Отмечаются недостатки произвольных движений.
Бытовые навыки: Владеет элементарными навыками самообслуживания и выполняет несложные бытовые действия. Частично способен контролировать свои физиологические потребности, иногда соблюдая гигиену (принимать пищу, пережевывая, но проливая, пользоваться носовым платком, туалетной бумагой, чистить зубы и т.д.), а также одеться, сложить одежду.
Социальный опыт: Трудности в установлении временных отношений (времена года, дни недели, части суток), определении времени по часам, последовательности событий. Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.
Способность к общению: Не способен самостоятельно устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми на вербальном уровне. Не может длительное время поддерживать контакт со взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию.
Способность к деятельности: Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий частично удерживается.
Способен к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевые усилия не проявляет. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.
Сформированность высших психических функций:
-восприятие. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь
-память. На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не может, необходима помощь взрослого.
-мышление. Для мышления в большей степени свойственно отсутствие смысловых связей, трудность их установления, инертность, затрудненность обобщений.
-речь. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности в построении фразы.
Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию.
Так выстраивается интегрированная модель коррекционно - образовательной программы
3.Приоритетные образовательные предметы:
1.Речь и альтернативная коммуникация.
2.Математическиепредставления.
3.Окружающий природный мир.
4.Человек.
5.Окружающий социальный мир.
6.Музыка и движение.
7.Изобразительная деятельность.
8.Адаптивная физкультура.
Внеурочная деятельность: |
1.«Подвижные игры» (спортивно-оздоровительное направление) |
2.«Край мой Красноярский» (Духовно-нравственное направление) |
4. Индивидуальный учебный план на 2022 -23 учебный год
Предметные области | Учебные предметы | Кол-во часов в неделю |
I. Обязательная часть | ||
1. Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 1 |
2. Математика | 2.1 Математические представления | 1 |
3.Окружающий мир | 3.1 Окружающий природный мир | 1 |
3.3 Человек | 1 | |
3.4. Окружающий социальный мир | 1 | |
4. Искусство | 4.1 Музыка и движение 4.2Изобразительная деятельность | 1 1 |
5. Физическая культура | 5.1 Адаптивная физкультура | 1 |
7. Коррекционно-развивающие занятия 7.1 | ||
Итого | 8 |
Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика.
С согласия родителей в учебный план внесены занятия из коррекционно- развивающих областей.
Программа рассчитана на один учебный год
5.Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Ф.И.О, должность специалиста | Функции специалиста |
Шрайнер С.М. учитель | С целью формирования познавательной деятельности и полноценного восприятия окружающей действительности осуществляет обучение по учебным предметам: - речь и альтернативная коммуникация - математические представления - окружающий природный мир - человек - окружающий социальный мир. -- адаптивная физкультура - сенсорное развитие - предметно-практические действия - двигательное развитие - изобразительная деятельность - эмоциональное развитие |
| Осуществляет обучение по учебному предмету «Музыка и движение»с целью развития музыкальных возможностей учащихся с проблемами в развитии в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности. |
VI.Возможные подходы, методы педагогической работы с К……..им Романом, обучающегося 1 класса.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося СИПР предполагает возможность реализации компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые обеспечивают потребность в построении "обходных путей", использование специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении.
1. Компетентностный подход предполагает формирование ключевых компетенций:
- Учебно-познавательная. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Социальная. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.). Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- Коммуникативная. Знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; формирование уважительного отношения к окружающим.
- Ценностно-смысловая. Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Личностного самоопределения. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
- 2. В осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью является помощь обучающейся в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации к окружающей среде.
Модель личностно-ориентированного подхода:
-разноуровневый подход;
-дифференцированный подход;
-индивидуальный подход;
-субъектно-личностный.
3. Деятельностный подход к обучению обучающейся предполагает:
-наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
-выполнение определённых действий для приобретения недостающих знаний;
-выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
Основные направления коррекционной работы :
№ | Коррекционная направленность на уроках | |
Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. | Развитие навыков каллиграфии. | |
Коррекция отдельных сторон психической деятельности | Развитие артикуляционной моторики | |
Развитие зрительной памяти и внимания | Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений. | |
Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонетико-фонематических представлений | Навыков соотносительного анализа. Навыков группировки и классификации. Умение работать по словесной и письменной инструкции. Умение планировать деятельность. | |
Развитие словесно-логического мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. | Релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям. |
VII. Перечень основных и вспомогательных подходов, методов обучения и воспитания К………..го Романа, обучающегося 1 класса:
В процессе обучения используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Уделяется большое внимание организации самостоятельной деятельности обучающейся (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная). На уроках применяются здоровьесберегающие технологии (физминутки, релаксация, гимнастика для глаз).
-Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление обучающемуся мира через:
- показ, пример - наглядно-практические формы;
- сообщение, беседа, разъяснение, внушение - словесные формы.
-Формирование оценки и самооценки, стимулирование через:
- поощрение и наказание - практические и словесные формы;
- соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы.
-Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности.
-Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.
-Творческое соревнование, конкурс, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему.
Прогноз: вышеуказанные приемы, формы, методы работы помогают достичь запланированных результатов.
VIII . Перечень основных технических средств и дидактических материалов (в том числе индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИПР:
Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося
специально подобран учебный и дидактический материал, позволяющий эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.
Представленные в перечне виды технических средств обучения дают возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития ребёнка и особенностями методики.
Речь и альтернативная коммуникация:
-графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
-информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные программы;
-аудио и видеоматериалы;
-печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
-словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
-экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины;
-печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
-комплекты для обучения грамоте ;
Математические представления:
-дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;
-демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки);
-демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;
Окружающий природный мир:
-объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
-наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
-пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;
-изображения сезонных изменений в природе;
-рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания;
-обучающие компьютерные программы, способствующие формированию доступных представлений о природе;
Окружающий социальный мир:
-дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
-альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
-изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья.
-оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки.
Музыка и движение:
-печатные пособия: таблицы: средства музыкальной выразительности; портреты исполнителей; атласы музыкальных инструментов; альбомы с демонстрационным материалом; дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением исполнительских средств выразительности
-изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры; учебно-практическое оборудование: музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль),
Адаптивная физкультура:
-учебно - практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование;
- модули: набивные мячи, гантели;
- гимнастическое оборудование; скакалки, обручи, ленты;
-баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование.
Изобразительная деятельность:
-изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
-модели геометрических фигур и тел;
-модель фигуры человека, животных;
-предметы быта;
-различные виды раздаточных коллекций; конструкторы;
-набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
- Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксёнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
- Аксёнова, А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации.1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ А. К. Аксёнова., С.В.Комарова, М.И. Шишкова – М.: Просвещение, 2016. – 134с.
- Кузнецова, Л.А. Методические рекомендации 1-4 классы. Технология. Ручной труд/ Л.А.Кузнецова.- М.: Просвещение, 2016.-366с.
- Матвеева Н.В. Живой мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. / Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. - М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
- Матвеева, Н.Б., Ярочкина, И.А. , Попова, М.А. Методические рекомендации 1-4 классы. Мир природы и человека/ Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова.- М.: Просвещение, 2016.-222с.
IX. Средства мониторинга и оценки результатов обучения.
Итоговые результаты образования обучающегося за оцениваемый период будут оформляться в виде характеристики .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.
В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа по математике (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по математике (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа по литературному чтению ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по литературному чтению (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочие программы по VII виду, адаптированные для общеобразовательного класса (надомное обучение) 2 класс
Рабочие программы по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (надомное обучение)...
Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)
Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...
Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Окружающий социальный мир" (СИПР)
Рабочая программ для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, надомное обучение 7 класс (СИПР)...
СИПР надомное обучение (вариант 8.4) 1 класс
Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является специальной индивидуальной программой развития для обучающегося, имеющего расстройства аутистического с...