Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа (4 класс)

Копорушкина Марина Витальевна

Рабочая  программа  учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом  примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass_2.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невельского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»

Невельского района Сахалинской области

Рекомендована  

 Методическим советом школы

Протокол №12 от 15.08.2022 г

                    Утверждаю

                                                              Директор МБОУ СОШ с. Шебунино      

                                                          А.В.Погорелов_______________

                                                                Приказ №240-ОД от 15.08.2022 г    

                                                                                             

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

4 класс

                                                                                                                                                                                      Учитель : Копорушкина М.В.

с. Шебунино

2022  

Пояснительная записка

   

        Рабочая  программа  учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом  примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир»

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

            Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

4 класс

Количество часов для изучения предмета – 68 (из расчета 2 часа в неделю)

Количество недель - 34

Земля и человечество (9 ч)

        Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России ( 11 ч)

        Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

        Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (11 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории 6 ч.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории России ( 20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

Современная Россия 9 ч

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование

 

Тема раздела

Количество

часов

1.Земля и человечество

9

2.Природа России

11

3.Родной край – часть большой страны

11

4.Страницы всемирной истории

6

5.Страницы истории России

20

6.Современная Россия

9

Итого

68ч

Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру

4 класс

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования и УМК «Школа России».

Автор учебно-методического комплекта Плешаков А.А. Учебник: Окружающий мир. 4 класс : Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. М.: Просвещение, 2015.

№ уро-ка

Тема урока

Календар-ные сроки

Планируемые результаты обучения

Дом.

задание

Предметные результаты

Метапредметные  результаты

КЭС

Контролируемые элементы содержания

КПУ

Проверяемые умения

Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома

1.09

1.3.1

1.3.2

Звёзды, созвездия,  планеты Солнечной системы

Форма и размеры Земли. Глобус как модель Земли

1.6

1.9

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации

Понимать характер взаимоотношений человека с природой

Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Принимать и сохранять учебную задачу

П – Устанавливать аналогии

К – Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 4-8). Выполнить задания (с. 8)

2

Планеты Солнечной системы

2.09

1.3.1

1.4

Звёзды, созвездия,  планеты Солнечной системы

Времена года

1.1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 9-15). Выполнить задания 1, 2 (с. 15)

3

Звездное небо – Великая книга Природы

8.09

1.3.1

Звезды, созвездия,  планеты солнечной системы

1.6

1.9

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации

Понимать характер взаимоотношений человека с природой

Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Принимать и сохранять учебную задачу

П – Устанавливать аналогии

К – Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 18-22). Составить памятку «Как наблюдать звездное небо?»

4

Мир глазами географа

9.09

1.3.3

Географическая карта и план. План Москвы

1.7

Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов

Л – Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

К –Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 22-28). Выполнить задания 1, 2 (с. 27)

5

Мир глазами историка

15.09

2.3.1

2.3.4

Счет лет с истории

Охрана памятников истории и культуры

2.2

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»

Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 29-35). Выполнить задания 1, 2 (с. 35)

6

Когда и где?

16.09

2.3.1

2.3.4

Счет лет с истории

Охрана памятников истории и культуры

2.2

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»

Л – Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

К –Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 36-40). Выполнить задания 1, 2 (с. 40)

7

Мир глазами эколога

22.09

1.17.2

Охрана природных богатств

1.8

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Л - Основы экологической культуры

Р – Принимать и сохранять учебную задачу

П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 41-47). Выполнить задания 1, 2 (с. 47)

8

Сокровища Земли под охраной человечества

23.09

1.17.2

1.17.4

Охрана природных богатств

Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

1.9

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Л -  Основы экологической культуры

Р - Оценивать правильность выполнения действий

П - Осуществлять анализ объектов

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 48-56). Сообщение по выбору

9

Контрольная работа  по теме «Земля и человечество»

29.09

1.3.1

1.4

1.17.2

1.17.4

2.3.1

2.3.4

Звёзды, созвездия,  планеты Солнечной системы

Времена года

Охрана природных богатств

Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Счет лет с истории

Охрана памятников истории и культуры

1.7

1.8

1.9

2.2

Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

Понимать характер взаимоотношений человека с природой

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Сочинение на тему «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»

Начать работу над проектом

Природа России ( 11 ч)

10

Равнины и горы России

30.09

1.6.1

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)

1.2

1.7.1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения

Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Осуществлять анализ объектов

К – Договариваться и приходить к общему решению

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 60-65). Выполнить задания 1, 2 (с. 64)

11

Моря, озёра и реки России

6.10

1.7.1

Океан, море, река, озеро, пруд

1.2

1.7.1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 66-70). Выполнить задания 11-3 (с. 69)

12

Природные зоны России

7.10

1.16.1

Природные зоны России

1.7

Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов

Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р - Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

К – Строить понятные для партнера высказывания

Рассказать о России по карте природных зон

13

Зона арктических пустынь

13.10

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.2

1.9.1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Л – Основы гражданской идентичности, чувства сопричастности за свою родину  

Р – Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

П - Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

К –Адекватно использовать коммуникативные средства

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 76-83). Выполнить задания 1, 2 (с. 82)

14

Тундра

14.10

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.2

1.9.1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 84-94). Выполнить задания 1-3 (с. 93)

15

Леса России

20.10

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.2

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Л -  Основы экологической культуры

Р - Оценивать правильность выполнения действий

П - Осуществлять анализ объектов

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 95-102). Выполнить задания 1, 2 (с. 102)

16

Лес и человек

21.10

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.9.1

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Л - Основы экологической культуры

Р – Учитывать выделенные учителем материалы

П – Проявлять познавательную инициативу

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 103-109). Выполнить задания 1-3 (с. 108)

17

Зона степей

27.10

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.2

1.9.1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

определять характер взаимоотношений человека с природой

Л - Основы экологической культуры

Р – Принимать и сохранять учебную задачу

П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 110-117). Выполнить задания 1-3 (с. 117)

18

Пустыни

28.10

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.2

1.9.1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Осуществлять анализ объектов

К – Договариваться и приходить к общему решению

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 118-125). Выполнить задания 1, 2 (с. 125)

19

У Черного моря

10.11

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.2

1.9.1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Л - Основы экологической культуры

Р – Принимать и сохранять учебную задачу

П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 126-134). Выполнить задания 1-4 (с. 134)

20

Контрольная работа  по теме по теме «Природа России»

11.11

1.6.1

1.7.1

1.12.1

1.14.1

1.16.1

1.17.3

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)

Океан, море, река, озеро, пруд

Разнообразие растений

Животные, их разнообразие

Природные зоны России

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Особо охраняемые территории России

1.1

1.3.2

1.8

1.9

Различать (узнавать) изученные объекты

Проводить простейшую классификацию

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Продолжать работу над проектом

Родной край – часть большой страны (11 ч)

21

Наш край

17.11

1.2

   1.6

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки. Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации

Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Принимать и сохранять учебную задачу

П – Осуществлять синтез как составление целого из частей

К – Задавать вопросы

Устный рассказ «Мой край»

Сочинение «Что я расскажу иностранцам о своем городе»

22

Поверхность нашего края

18.11

1.6.1

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)

1.2

1.3

1.9

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их существенные признаки

Сравнивать объекты и проводить простейшую классификацию

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Л -  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям 

К – Адекватно использовать коммуникативные средства

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 139-144). Выполнить задания 1-3 (с. 143)

23

Водные богатства нашего края

24.11

1.9.2

Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека

1.8

1.9

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

Понимать характер взаимоотношений человека с природой

Л - Основы экологической культуры

Р – Принимать и сохранять учебную задачу

П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 145-148). Выполнить задания 1-2 (с. 148)

24

Наши подземные богатства

25.11

1.10.1

Полезные ископаемые и их значение

1.6

1.9

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации

Понимать характер взаимоотношений человека с природой

Л -  Основы экологической культуры

Р - Оценивать правильность выполнения действий

П - Осуществлять анализ объектов

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 149-159). Выполнить задания 1-3 (с. 158)

25

Земля-кормилица

1.12

1.11.1

1.11.2

1.17.2

Состав почвы

Значение почвы

Охрана природных богатств

1.8

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Учитывать выделенные учителем ориентиры

П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию

К – Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 149-159). Выполнить задания 1-3 (с. 158)

26

Жизнь леса

2.12

1.15.1

1.17.2

Лес, луг, водоём  как примеры основных природных сообществ России

Охрана природных богатств

1.2

1.9

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию

К - Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 164-169). Выполнить задания 1-3 (с. 169)

27

Жизнь луга

8.12

1.15.1

1.17.2

Лес, луг, водоём  как примеры основных природных сообществ России

Охрана природных богатств

1.2

1.9

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Л - Основы гражданской идентичности, чувства сопричастности за свою родину  

Р – Различать способ и результат действия

П – Осуществлять синтез как составление целого из частей

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 170-177). Выполнить задания 1-3 (с. 176)

28

Жизнь в пресных водах

9.12

1.15.1

1.17.2

Лес, луг, водоём  как примеры основных природных сообществ России

Охрана природных богатств

1.2

1.9

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Л – Основы экологической культуры

Р – Допускать возможность существования различных точек зрения

П – Строить рассуждения

К – Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 178-186). Выполнить задания 1-3 (с. 184)

29

Растениеводство в нашем крае

15.12

1.12.1

1.12.6

Разнообразие растений

Роль растений в природе и жизни людей

1.1

1.3

Различать (узнавать) изученные объекты

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 187-194). Выполнить задания 1-3 (с. 193)

30

Животноводство в нашем крае

15.12

1.14.1

1.14.7

Животные, их разнообразие

Роль животных в природе и жизни людей

1.1

1.3

Различать (узнавать) изученные объекты

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 195-203). Выполнить задания 1-4 (с. 203)

31

Контрольная работа  по теме  по теме «Родной край – часть большой страны»

22.12

1.6.1

1.10.1

1.11.1

1.12.6

1.14.1

1.14.7

1.15.1

1.17.2

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)

Полезные ископаемые и их значение

Состав почвы

Роль растений в природе и жизни людей

Животные, их разнообразие

Роль животных в природе и жизни людей

Лес, луг, водоём  как примеры основных природных сообществ России

Охрана природных богатств

1.2

1.3

1.8

Описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Сравнивать объекты и проводить простейшую классификацию

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Начать работу над проектом

Страницы всемирной истории (6 ч)

32

Начало истории человечества

23.12

2.3.1

2.3.3

Счет лет с истории

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.3.2

Различать прошлое, настоящее и будущее

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

Находить место изученных событий на «ленте времени»

Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 4-7). Выполнить задания 1-3 (с. 7)

33

Мир древности: далёкий и близкий

12.01

2.3.1

2.3.3

Счет лет с истории

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.3.2

Различать прошлое, настоящее и будущее

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

Находить место изученных событий на «ленте времени»

Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным признакам

К – Учитывать разные мнения и стремиться к координации  различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 8-14). Выполнить задания 1,2 (с. 14)

34

Средние века: время рыцарей и замков

13.01

2.3.1

2.3.2

2.3.3

Счет лет с истории

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.3.2

Различать прошлое, настоящее и будущее

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

Находить место изученных событий на «ленте времени»

Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 15-21). Выполнить задания 1,2 (с. 21)

35

Новое время: встреча Европы и Америки

19.01

2.3.1

2.3.2

2.3.3

Счет лет с истории

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.3.2

Различать прошлое, настоящее и будущее

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

Находить место изученных событий на «ленте времени»

Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 22-27). Выполнить задания 1,2 (с. 27)

36

Новейшее время: история продолжается сегодня

20.01

2.3.1

2.3.2

2.3.3

2.2.4

Счет лет с истории

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Государственные праздники

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.3.2

Различать прошлое, настоящее и будущее

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

Находить место изученных событий на «ленте времени»

Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 28-32). Выполнить задания 1-4 (с. 32)

37

Контрольная работа  по теме по теме «Страницы всемирной истории»

26.01

2.3.1

2.3.2

2.3.3

2.2.4

Счет лет с истории

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Государственные праздники

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.3.2

Различать прошлое, настоящее и будущее

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

Находить место изученных событий на «ленте времени»

Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Составить кроссворд по изученному разделу.

Продолжать работу над проектом

Страницы истории России ( 20 ч)

38

Жизнь древних славян

27.01

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

2.2

2.3

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 34-39). Выполнить задания 1-3 (с. 39)

39

Во времена Древней Руси

02.02

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Адекватно воспринимать предложение и оценку 

П – Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К – Адекватно использовать  коммуникативные средства

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 40-45). Выполнить задания 1, 2 (с. 45)

40

Страна городов

3.02

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 46-54). Выполнить задания 1, 2 (с. 53)

41

Из книжной сокровищницы Древней Руси

9.02

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 55-58). Выполнить задания 1 (с. 58)

42

Трудные времена на Русской земле

10.02

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 59-64). Выполнить задания 1,2 (с. 64)

43

Русь расправляет крылья

16.02

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

2.2

2.3

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с.65-69). Выполнить задания 1-3 (с. 69)

44

Куликовская битва

17.02

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию

К - Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 70-74). Выполнить задания 1, 2 (с. 74)

45

Иван Третий

2.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л -  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям 

К – Адекватно использовать коммуникативные средства

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 75-81). Выполнить задания 1 (с. 79)

46

Мастера печатных дел

03.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л – Основы гражданской идентичности

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 82-86). Выполнить задания 1,2  (с. 86)

47

Патриоты России

09.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

2.2

2.3

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Учитывать выделенные учителем ориентиры

П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию

К – Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 87-91). Выполнить задания 1, 2 (с. 90)

48

Пётр Великий

10.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию

К - Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 94-100). Выполнить задания 1-3 (с. 100)

49

Михаил Васильевич Ломоносов

16.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л -  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям 

К – Адекватно использовать коммуникативные средства

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 101-104). Выполнить задания 1 (с. 104)

50

Екатерина Великая

17.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

2.2

2.3

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Учитывать выделенные учителем ориентиры

П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию

К – Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 105-111). Выполнить задания 1-3 (с. 111)

51

Отечественная война 1812 года

30.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л - Основы гражданской идентичности, чувства сопричастности за свою родину  

Р – Различать способ и результат действия

П – Осуществлять синтез как составление целого из частей

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 112-119). Выполнить задания 1, 2 (с. 117)

52

Страницы истории XIX века

31.03

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию

К - Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 122-126). Выполнить задания 1 (с. 126)

53

Россия вступает ХХ век

06.04

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л – Основы гражданской идентичности

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 127-133). Выполнить задания 1-3 (с. 133)

54

Страницы истории 1920-1930-х годов

07.04

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

2.2

2.3

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Л -  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям 

К – Адекватно использовать коммуникативные средства

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 136-139). Выполнить задания 1,2 (с. 139)

55

Великая Отечественная война и Великая Победа

13.04

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л – Основы гражданской идентичности

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию

К – Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 140-146). Выполнить задания 1-3 (с. 146)

56

Страна, открывшая путь в космос

14.04

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Л -  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям 

К – Адекватно использовать коммуникативные средства

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 147-152). Выполнить задания 1-3 (с. 150)

57

Контрольная работа  по теме по теме «Страницы истории России»

20.04

2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

2.2

2.3

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Продолжать работу над проектом

Современная Россия (9 ч)

58

Основной закон России и права человека

21.04

2.2.2

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка

2.4

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)

Л – Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

К –Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 154-163). Выполнить задания 1, 2 (с. 163)

59

Мы – граждане России

27.04

2.2.2

2.2.3

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка

Президент Российской Федерации – глава государства

2.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

Узнавать флаг и герб Российской Федерации

Называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы

Узнавать (приводить примеры) достопримечательности Москвы

Находить на карте Российскую Федерацию и Москву

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 164-167). Выполнить задания 1, 2 (с. 167)

60

Славные символы России

28.04

2.2.1

Государственная символика России (герб, флаг, гимн)

2.1.1

2.1.2

Узнавать флаг и герб Российской Федерации

Называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 168-174). Выполнить задания 1, 2 (с. 174)

61

Такие разные праздники

4.05

2.2.4

Государственные праздники

2.2.2

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Л – Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

К –Строить понятные для партнера высказывания

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 175-179). Выполнить задания 1, 2, 3 (с. 179)

62

Путешествие по России

05.05

2.2.7

2.2.9

Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история)

Моя родина. Мой родной город – Москва

2.5

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

Л -  Основы экологической культуры

Р - Оценивать правильность выполнения действий

П - Осуществлять анализ объектов

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 180-203). Выполнить задания 1-3 (с. 203)

63

Контрольная работа  по теме по теме «Современная Россия»

11.05

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.2.7

Государственная символика России (герб, флаг, гимн)

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка

Президент Российской Федерации – глава государства

Государственные праздники

 Города России. Главный город родного края (достопримечательностb, история)

2.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2.2

Узнавать флаг и герб Российской Федерации

Называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы

Узнавать (приводить примеры) достопримечательности Москвы

Находить на карте Российскую Федерацию и Москву

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Подготовиться к защите проектов

64-

Путешествие по России

12.05

2.2.7

2.2.9

Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история)

Моя родина. Мой родной город – Москва

2.5

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

Л -  Основы экологической культуры

Р - Оценивать правильность выполнения действий

П - Осуществлять анализ объектов

К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 180-203). Выполнить задания 1-3 (с. 203)

6566

Презентация проектов

18.0519.05

1.3.1

1.6.1

1.7.1

1.10.1

1.12.1

1.14.1

1.16.1

1.17.2

1.17.4

2.2.1

2.2.7

2.3.1

2.3.2

2.3.4

Звёзды, созвездия,  планеты Солнечной системы

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)

Океан, море, река, озеро, пруд

Полезные ископаемые и их значение

Разнообразие растений

Животные, их разнообразие

Природные зоны России

Охрана природных богатств

Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Государственная символика России (герб, флаг, гимн)

Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история)

Счет лет с истории

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Охрана памятников истории и культуры

1.8

2.1

2.3

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Л – Внутренняя позиция школьника

Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П – Владеть рядом общих приёмов решения задач

К – Формулировать собственное мнение

Подготовить учебник к сдаче

67-68

Подведение итогов

25.05

25.05

2.5

2.6

Использовать различные справочные издания  и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Л – Способность к оценке своей учебной деятельности

Р – Оценивать правильность выполнения действий

П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

К –Задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Продолжать активно интересоваться окружающим нас миром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...