РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я читатель»
методическая разработка (2 класс)
Курс «Я читатель» направлен на достижение следующих целей:
- создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся;
- формирование нравственных ценностей учащихся, гражданского отношения к Отечеству, чувства любви и преданности своей семье;
- возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Основными задачами курса являются:
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся; развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-chitatel.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я читатель»
2 класс
Учитель:
Лубневская И.Л.
Воронеж, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 4
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Я читатель» для 2 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Образовательная программа МБОУ «Лицей №1» (утверждена приказом директора __________________ от __________________).
- Учебный план МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора ______________ от ____________________).
- Календарный учебный график МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора _________________ от _____________________).
- Программа Е. В. Посашковой «Вдумчивое чтение» - Екатеринбург, 2010.
Курс «Я читатель» направлен на достижение следующих целей:
- создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся;
- формирование нравственных ценностей учащихся, гражданского отношения к Отечеству, чувства любви и преданности своей семье;
- возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Основными задачами курса являются:
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся; развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
Место в учебном плане:
учебным планом МБОУ «Лицей №1» на изучение курса «Я - читатель» во 2 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;
2) проговаривает последовательность действий на уроке;
3) учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
4) учится работать по предложенному учителем плану;
5) учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку;
6) ориентируется в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
7) находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
8) делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;
9) преобразовывает информацию из одной формы в другую;
10) оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
11) слушает и понимает речь других;
12) выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);
13) договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах общения;
14) учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Познавательные результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Самое великое чудо на свете (1 ч).
Вводное занятие. Литературная игра. Заполнение читательской анкеты
Книги о детях и для детей (10 ч)
Знакомство с самыми читаемыми книгами. Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», Л.Д. Каминского из сборников «Рассказы про Машу» и «Урок смеха», К.В. Драгунской из сборника «Целоваться запрещено».
Знакомство с рассказами Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города».
Люби живое (4 ч)
Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина, рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля из сборника рассказов «Про них»; сказки М.Л. Москвиной «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях», игровые стихотворения, стихотворения о животных Б.В. Заходера
Сказочная поэзия (4 ч)
Сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако», Б.В. Заходер Стихи о животных, игровые стихи, переводы, «Сказки для людей»
Книги о Родине и защитниках (5ч.)
С.П.Алексеев «Сто рассказов о войне». Л.Ф. Воронкова. Лучшие произведения для детей о Великой Отечественной войне. Поэтическая тетрадь: стихи о защитниках Отечества.
Т.Шапиро «Я в солдатики играю», «Была война», «Мой брат», «Дедушка», К.Авдеенко «Маленький офицер», «Защитники Отечества родного». Г.Башеев «Поклон солдату», Е.Благинина «Шинель».
К.Д.Паустовский «Солдатские сказки»
Литературные сказки (2 ч)
Сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Огниво», «Свинопас». Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Любимые с детства книги (2 ч)
Семейная сказка английского писателя А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера
Проект «Дружим с книгой» (3ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Познавательная литература (1 ч)
Известная современная детская энциклопедия – «Почемучка» Г. Юрмина, А. Дитриха, Р. Кошурникова.
Обобщение пройденного (3 ч)
Обобщение пройденного. Создание книжки-раскладушки «Мои любимые произведения». Библиотечный урок в районной библиотеке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Самое великое чудо на свете (1 ч) | ||
1 | Вводное занятие. Литературная игра. Заполнение читательской анкеты | 1 |
Книги о детях и для детей (10 ч) | ||
2-5 | Урок смеха Леонида Каминского. Рассказы: «Как Маша пошла в школу» (из сб. «Рассказы про Машу»); «Про бабушку и бегемота Борю», «Пропущенные буквы» (из сб. «Урок смеха») | 4 |
6-7 | Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина. Рассказы «Крути снежные вертя», «Карусель в голове» (из сб. рассказов «Карусель в голове») | 2 |
8-9 | Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. Рассказы «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено») | 2 |
10-11 | Знакомство с рассказами Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города». Иллюстрирование рассказов. Инсценирование рассказов. Чтение рассказов «Солнечный денек», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Девочка из города». | 2 |
Люби живое (4 ч) | ||
12 | Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки» | 1 |
13 | Новые сказки Марины Москвиной. Сказки «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях» | 1 |
14-15 | Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля Рассказы «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» (из сб. рассказов «Про них») | 2 |
Сказочная поэзия (4 ч) | ||
16-17 | Сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако» | 2 |
18-19 | Б.В. Заходер Стихи о животных, игровые стихи, переводы, «Сказки для людей» | 2 |
Книги о Родине и защитниках (5ч.) | ||
20 | С.П.Алексеев «Сто рассказов о войне» | 1 |
21 | Л.Ф. Воронкова. Лучшие произведения для детей о Великой Отечественной войне. | 1 |
22 | Поэтическая тетрадь: стихи о защитниках Отечества. Конкурс выразительного чтения. Т.Шапиро «Я в солдатики играю», «Была война», «Мой брат», «Дедушка», К.Авдеенко «Маленький офицер», «Защитники Отечества родного». Г.Башеев «Поклон солдату», Е.Благинина «Шинель». | 1 |
23 | К.Д.Паустовский «Солдатские сказки» | 1 |
24 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. Мультфильмы: «Детство Ратибора», «Два богатыря», «Солдатский долг». | 1 |
Литературные сказки (2 ч) | ||
25-26 | Любимые сказки Х.К. Андерсена Сказки «Дюймовочка», «Огниво», «Свинопас» | 2 |
Любимые с детства книги (2 ч) | ||
27-28 | Сказка «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б.В. Заходера) Чтение и просмотр отрывков мультфильма. Обсуждение. | 2 |
Познавательная литература (1 ч) | ||
29 | Самая умная книга. Г. Юрмин, А. Дитрих, Р. Кошурникова Энциклопедия «Почемучка» | 1 |
Проект «Дружим с книгой» (3ч) | ||
30-32 | Представление проектов .Обсуждение | 3 |
Обобщение пройденного (3 ч) | ||
33-35 | Библиотечный урок в районной библиотеке. Знакомство с возможностями библиотеки. Рекомендации для летнего самостоятельного чтения и чтения с родителями. | 3 |
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы - читатели"
Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...