Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы - читатели"
рабочая программа по чтению (3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Екимовичская средняя школа»
Рославльского района Смоленской области.
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________
Батина Н.А.
Протокол № 1
от«28»августа2017г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
________________ Мишина В.Е.
«__» ______2017г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по ВР
_____________
Мартьянова С.В.
«__» ______2017г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________
Тарасенко С.В.
Приказ № ____
от «___»______2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурного направления
«МЫ – ЧИТАТЕЛИ»
3 - 4 класс
2017-2019 учебный год
(программа рассчитана на 2 года)
Составила
учитель начальных классов
Батина Надежда Александровна
высшая квалификационная категория
с. Екимовичи
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы – читатели» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № З73;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Екимовичская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
- План внеурочной деятельности школы.
- Авторская программа М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению».
Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.
Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, воспитание грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Основные задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
2. Планируемые результаты.
Личностные.
- Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; ученический оптимизм.
- Социальная компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.
- Умение давать нравственно-этическую оценку через моральное содержание и нравственное значение действий персонажей.
- Осознание целостной научной картины природного и социокультурного мира, правил взаимоотношения с природой, обществом, отдельными людьми.
- Владение основами экологического сознания, грамотности и культуры, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур.
- Доброжелательная и эмоционально-нравственная отзывчивость и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные.
Регулятивные.
- Умение учиться; способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка).
- Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- Умение осмысливать цель чтения и соответственно выбирать вид чтения.
- Умение прогнозировать результат деятельности.
- Умение строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении.
Познавательные.
- Умение искать и выделять необходимую информацию, в том числе решать практические и познавательные задачи с использованием справочников, энциклопедий, словарей и интернета, овладение начальными формами исследовательской деятельности.
- Умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, умение упорядочивать и ранжировать информацию.
- Умение находить информацию в явном и неявном виде, добывать недостающую информацию.
- Способность понимать текст после его самостоятельного прочтения и при его прослушивании.
- Умение строить план текста.
- Умение выбирать наиболее эффективные способы решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий.
- Умение воспринимать текст как носитель способов «открытия» новых знаний, включения их в свою картину мира.
- Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия.
- Умение осуществлять выборочное чтение с целью нахождения нужной информации.
- Умение свободно ориентироваться в текстах разных стилей.
- Умение строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность и ложность утверждений.
- Умение различать способ осуществления деятельности и ее результат.
- Умение переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.
Коммуникативные.
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Общее речевое развитие на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса, практическое овладение диалогической речью, монологической в соответствии с учебной задачей, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
- Умение формулировать простые выводы на основе информации из текста.
- Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение управлять интонацией при построении устной речи.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Владение современными средствами коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Умение ориентироваться на партнера, его высказывание, поведение, эмоциональное состояние и переживания, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме; продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе читательской деятельности и анализа текста.
Предметные результаты изучения курса.
- Умение оценивать уместность использования различных слов в тексте, правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения; при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.
- Знание и использование норм речевого этикета и правил устного общения.
- Умение обнаруживать недостоверные сведения.
- Умение классифицировать предложения по цели высказывания, различать простые и сложные предложения, делить сложные предложения на простые.
- Умение перефразировать текст для предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок.
- Умение использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое
- Умение пересказывать текст подробно и выборочно, пересказывать от другого лица.
- Умение находить в тексте средства художественной выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты, иносказание, сравнение).
- Умение различать произведения разных жанров (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица).
- Знать особенности текстов различных видов, уметь определять художественный, научный, справочный текст.
- Умение анализировать текст, используя литературоведческие понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор, средства художественной выразительности), использовать при анализе прием «тонких» и «толстых» вопросов, давать анализ с позиции нравственности и научности.
- Умение передавать содержание по плану, составлять небольшие повествовательные тексты с элементами описания и рассуждения.
- Умение озаглавливать текст, передавая в заголовке тему или основную мысль текста, озаглавливать части текста в соответствии с главной мыслью, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
- Умение составлять характеристику героев.
- Умение определять позицию героев и позицию автора.
3. Содержание программы.
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 - 4 класс. – Москва « ВАКО» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся и методическими рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста.
Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного
обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов
составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и
задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на
номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и
увязать его с ранее прочитанным.
Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию.
Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и
знания в устной и письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Тематическое планирование 3 класс
№ Тема /Страницы учебника
1. Резные лошади* С 4-5
2. Надувные дома С 6-7
3. О том , как змея стала ядовитой* С 8-9
4. Искусственный риф С 10-13
5. Розовые кролики* С 14-15
6. Самоцветы С 16-19
7. Сказка о глупой акуле* С 20-22
8. Как пугало было вороньим царём* С 23-25
9. Символ Франции С 26-27
10. Обезьяна и слон * С 28--29
11. Очень красивые лодки* С 30-31
12. Откуда пошли пельмени С 32-35
13. Замечательные часы С 36-37
14. Всякое ли молчание- золото? С 38-39
15. « Читать» людей. С 40-41
16. Тысяча глиняных горшков* С 42-43
17. « Тошу обижать не дам!» С 44-45
18. Как я кормила синичек и белочек* С 46-47
19. Необычная ёлка С 48-49
20. Сказка о пирожке* С 50-52
21. Одинокий мухомор* С 53-55
22. «Мы триста лет этим занимаемся» С 56-57
23. Колизей С 58-59
24. Памятник дереву С60--61
25. Магниты в древности С62-63
26. Бабушка огородника * С 64-65
27. Санта- Клаусы в разных странах С 66-67
28. Пришельцы. Лёгкий и прочный* С 68-71
29. У каждого мастера есть свои секреты*.
Неуклюжий паучок. С72-75
30. Гусеница , которая хотела летать* С 76-77
31. Первый микроскоп. Подходящий камень* С 78-81
32. Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом – моя крепость» С 82-85
33. Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес* С 86-89
34. Ночной урок*. Итоги года
Тематическое планирование 4 класс
№ Тема /Страницы учебника
1. Резиновый мяч* С 4-6
2. Свитера С 7-9
3. В большом деле не без убытка* С 10-11
4. « Замените меня Васей – он умнее!» С 12-13
5. Самоочищающиеся окна С 14-17
6. Гонки на верблюдах С 18-19
7. Ушная раковина китайского императора С 20-21
8. Антиквариат С 22-23
9. Поплавать в воздухе С 24-25
10. Запах газа С 26--27
11. Пуантилизм и пиксель С 28-29
12. Большой автомобиль С 30-31
13. Ключ и замок С 32-33
14. Железная ложка С 34-35
15. Яд и лекарство С 36-37
16. Трескучие морозы С 38-39
17. Чей дом красивее?» С 40-42
18. Неожиданный результат* С 43-46
19. Обработка камня огнём С 47-49
20. Рыцари С 50-51
21. Красивый пустоцвет* С 52-53
22. Тамплиеры С 54-55
23. В космос по канату С 56-57
24. Терминатор С58--59
25. По воде или по воздуху? С60-63
26. Скидки и акции С 64-65
27. Удачное плавание* С 66-68
28. Паучок, который не знал, что такое осень* С 69-71
29. Зима- хлопотунья* С72-74
30. Сказка о кролике и сахарных клёнах* С 75-77
31. Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад* С 78-81
32. В большом деле нужны разные люди. Такси – малютка* С 82-86
33. Богатый заяц* С 87-89
34. Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года С 90- 93
4. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения
1) Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 -й класс.- Москва: «ВАКО», 2016 г
2) Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.
И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
3) Детские книги
4) Экранно – звуковые пособия
5) Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
8) Компьютер
9) Цифровые и электронные образовательные ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс
На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2 классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...