Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальных классах»
методическая разработка (1, 2 класс)
Приёмы создания проблемной ситуации
на уроках в начальных классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы создания проблемной ситуации
на уроках в начальных классах»
Цель проведения мастер-класса: представить коллегам проект педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах
Задачи:
- Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования.
- Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций.
- Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций.
- Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
- Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Структура:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели. Содержание.
- Представление опыта работы.
Ознакомление с постановкой проблемной ситуации с удивлением и затруднением.
- Практическая часть.
Распознавание приёма создания проблемной ситуации и доказательство соответствия выбранного приёма фрагменту урока.
- Рефлексия участников. Подведение итогов.
Введение.
Актуальность проблемы.
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.
1.Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД?
2.Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?
3.Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу?
Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Ожидаемый результат:
Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках в рамках проблемного обучения.
Форма проведения: беседа, работа в парах, межгрупповое взаимодействие.
– Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках». Начать мастер – класс мне хочется со стихотворения Н. Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь. Технологии проблемного обучения помогают получать детям предметные знания, развивать их интеллектуальные способности, метапредметные умения, т.е. позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД.
Наш мастер-класс пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
Вступительная часть.
– Что такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение обучающихся, возникающее в случае, когда они не знают, как объяснить возникшее явление, факт или процесс действительности и не могут достичь цели известным им способом.
Проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает их к поиску новых знаний и умений.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации.
Что вызывает у детей проблемная ситуация? Удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Каковы же приемы создания проблемной ситуации? (Раздать памятки). Е.Мельникова предлагает следующую классификацию.
Приём создания проблемной ситуации | Вопросы и предложения для противоречия | Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
| Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? | Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение? |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием. | Сколько мнений? Почему? Чего мы не знаем? | Какая тема урока? Какая цель урока? Зачем нам это надо? |
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». | Что вы предполагали сначала? Что получилось? | Сформулируйте проблему. Как будем действовать дальше? |
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. | Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение? | Чего мы не знаем? Какова цель урока? |
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. | Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? | Какова будет цель урока? |
Данную классификацию я распечатала для каждого из вас в форме памятки.
Сегодня мне хотелось остановиться на этапе мотивации (т. е. введения нового материала) и поделиться опытом создания проблемных ситуаций с использованием данных приемов на разных уроках в начальной школе. Прежде хотелось бы уточнить: на данном этапе тема занятия не называется. Здесь она указывается лишь для ориентации читателей.
Проблемные ситуации с удивлением.
В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.
Приём 1 Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Слайд 6 Урок математики во 2 классе по теме: «Порядок выполнения действий. Скобки».
С целью введения понятия «скобки», как средства обозначения порядка действий, учащимся предлагается выполнить вычисления одинаковых выражений двумя способами, что приводит к различным результатам:
8 – 3 + 4 = 9
8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Предлагается сравнить выражения и задается вопрос «Что вас удивило?», что побуждает учащихся к осознанию противоречия: выражения одинаковые, а результаты разные. Возникает проблемная ситуация.
Вопросы «Почему разные результаты? Как получили? Какой вопрос у вас возникает? И как показать, что первым действием выполняли 3+4?» помогают сформулировать тему и цели урока.
Урок во 2 классе по теме: “Многозначные слова”.
Сказочные герои споря ведут диалог:
Незнайка: Слово ключ имеет одно значение.
Знайка: Нет слово ключ имеет четыре значения.
Данный фрагмент урока показывает, как учитель одновременно предъявляет детям взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены (возникает проблемная ситуация).
Приём 2 предполагает столкновение разных мнений самих учащихся, а не чьих-то чужих точек зрения. Для этого детям предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.
Урок в 1 классе по теме: «Ударение».
На доске слово “кружки”.
Учитель предлагает нарисовать предметы на это слово. (практическое задание)
Рисунки оказываются разными. Отличия в рисунках вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).
Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём № 3.
Приём 3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный, т.к. выполняется в 2 шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Окружающий мир, 2 класс.
Учитель задает вопрос: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики отвечают: Очень мало, почти нет. (Шаг 1. Обнажается ошибочное житейское представление учеников)
Затем зачитывается фрагмент из научно-популярной статьи о цветении растений пустыни в апреле. (шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)
Вопросы – Что вы сказали сначала? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? помогают осознать противоречие. С помощью вопросов:
Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? учащиеся формулируют проблему урока.
Проблемные ситуации с затруднением.
В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие три приёма, расположенные в таблице по нарастанию трудности. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.
Приём 4 Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Справиться с ним у учеников не получается, возникает проблемная ситуация.
Урок математики во 2 классе по теме «Умножение».
Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (например: задача «На одной тарелке 2 яблока. Сколько яблок на 4 тарелках?» решается таким образом: 2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?» (практическое задание не выполнимое вообще). Составляя выражение 9+9+9+9+ …, ученики начинают испытывать затруднение (возникает проблемная ситуация) и не могут записать выражение к задаче.
Побуждаем к осознанию противоречия:
– А почему? В чем затруднение? (Получается слишком длинная запись – происходит осознание затруднения.)
Побуждаем к формулированию проблемы:
– Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (Будем придумывать короткий способ записи- формулируют учебную проблему как вопрос.)
Приём 5 Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Учитель | Ученики | ||
– На доске записан ряд чисел. Что это за числа? – Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. – Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7 (практическое задание, не сходное с предыдущим) | – Однозначные и двузначные числа. Легко справляются с заданием, способ выполнения, которого уже известен. Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания еще не известен (возникновение проблемной ситуации). | ||
Побуждаем к осознанию противоречия:
– Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего?
– Умножать на двузначное число мы не еще умеем (происходит осознание противоречия)
Побуждаем к формулированию проблемы:
– Какова же будет тема нашего урока?
Учебная проблема как тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Приём 6 Самый сложный из всех приёмов. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство.
Урок в 1 классе по теме: «Знаки препинания в конце предложения: вопросительный и восклицательный знаки.»
На карточках написан текст: Паша и Коля шли по лесу Паша ты видишь змею не трогай её.
Учитель дает задание найти предложения, расставить знаки препинания (практическое задание сходное с выполняемым ранее). Дети ставят точки (выполняют задание, применив известный способ). Далее учитель просит прочитать первое предложение. Уточняют, что в предложении интонация повествования — значит надо ставить точку. Читают второе, третье предложения и выясняют, что в них вопросительные и восклицательные интонации, значит точки ставить нельзя (учитель доказывает, что задание не выполнено, ученики осознают это, реакция затруднения способствует возникновению проблемной ситуации).
- Практическая часть
– А сейчас я вам предлагаю поработать в парах: распознать приём создания проблемной ситуации и доказать соответствие выбранного приёма фрагменту урока.
А помогут вам в этом буклеты.
Раздаются фрагменты уроков с проблемной ситуацией.
Представление работ.
– Спасибо за работу.
Рефлексия.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если проблемные ситуации нужны,
Если с ними вы дружны,
То поднимите веселый смайл.
Смайл грустный – не дружу,
И проблемных ситуаций не хочу!
На уроке это мешает
И всё время отвлекает!
Что ж, итог мы подвели,
Выводы для всех просты:
Проблемные ситуации – это клад.
С ними работать каждый рад!
– И я хотела бы пожелать, чтобы со временем каждый из вас уверенно мог сказать «Создать проблему? Нет проблем!»
Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В Рос...
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках./памятка учителю/...