Технология формирующего оценивания
учебно-методический материал
Учебно-методический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология оценивания учебных успехов. | 373.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология формирующего оценивания учебных успехов.
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах ГОС НОО находятся соответствующие комментарии:
Раздел 1 «Общие положения…»
- стандарт направлен на обеспечение формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП НОО;
- на ступени НОО осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Это задаёт новый ракурс организации процесса оценивания, перенося его с оценочной деятельности учителя на оценочную деятельность ученика.
Раздел 2 «Требования к результатам освоения ООП НОО…» метапредметные результаты связываются с оценочной компетентностью ученика и предполагают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Таким образом, формирование метапредметных результатов учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности.
Раздел 3 « Требования к структуре ООП НОО…», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО»
- оценивание позиционируется как многоаспектный процесс, предполагающий богатый инструментарий, соответствующий разным формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам;
- в процессе оценки достижения планируемых результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
Вопросом оценка – отметка уже давно уделялось большое внимание такими педагогами, как Г. А. Цукерман, С. И. Шияновская, Н. Л. Табачникова, Л. А. Суховерша, М. П. Романеева, В. А. Миндарова, Е. Л. Изволенская
Принятый новый ГОС, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
- Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.
Заявленные в государственном стандарте принципы и форматы оценивания полностью отвечают формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.
Формирующее оценивание
1.Выстраивается в личностно-
ориентированное обучение 3.оценивается не только результат,
но и процесс
2.носит системный
характер
4.ориентировано на обучающегося 5. отслеживается процесс каждого
обучающегося
6.ориентировано на формирование
личностных и метапредметных умений
Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».
Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Принципы использования формирующего оценивания
- Центрировано на ученика. В центре формирующего оценивания – ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
- Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем – либо помимо собственного класса.
- Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
- Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
- Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учётом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации.
- Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот процесс интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе.
- Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.
Рассмотрим оценочную методику, типичную для формирующего оценивания. Цель её использования – проверить, насколько ученик овладел конкретными математическими умениями. Овладеть ими было учебной целью. Учитель выделил три возможных уровня, которых мог достичь ученик:
- Уровень знания – умение действовать по алгоритму. Для проверки того, достиг ли ученик этого уровня, даётся первое задание. Оно проверяет, знает ли ученик формулу вычисления площади.
- Уровень понимания – умение анализировать ситуацию, опираясь на имеющееся знание. Для проверки этого уровня даётся второе задание, которое проверяет, умеет ли ученик рассуждать и проводить такой анализ.
- Уровень применения – умение применять знание для решения практических задач, определять, каким алгоритмом нужно воспользоваться в прикладных целях. Для проверки этого уровня даётся третье задание, которое требует решить практическую задачу в понятной ученику жизненной ситуации.
Поскольку цель учителя не только проверить учеников, но и научить их проводить рефлексию и оценку своих знаний, он предлагает каждому ученику проверить себя самостоятельно по опроснику.
Опросник для самодиагностики математических знаний и умений
Инструкция. Учащимся предлагается ответить на вопрос, заполнив таблицу.
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? | Очень уверенно | Уверенно | Довольно уверенно | Неуверенно |
1. Я могу высчитать площадь квадрата и прямоугольника | ||||
2. Я могу объяснить, почему две фигуры с одинаковой площадью выглядят неодинаково | ||||
3.Я могу вычислить, сколько квадратных метров ковра необходимо для конкретной комнаты |
Проверяя себя по такому опроснику, ученики определяют, какие задания они могут выполнить, а какие нет, выясняют, в каких вопросах или темах они себя чувствуют неуверенно и над чем им надо работать в первую очередь.
Подобная оценка может быть проведена накануне контрольной работы, в которой ученики будут выполнять аналогичные задания. Определив, какого уровня владения материалом они достигли, ученики смогут вместе с учителем поставить новые задачи, которые могут быть разными для разных детей.
Итак, можно представить общие идеи использования формирующего оценивания.
Учителю для того, чтобы совершенствовать преподавание. Нужно прежде всего определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем наладить обратную связь. Полученная информация покажет ему, в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения материалом.
Учащимся, чтобы совершенствовать учение, необходимо получить вовремя и по всей полноте соответствующую обратную связь, а также научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся.
Форма оценивания, которая больше всего помогает совершенствовать учение и преподавание, - это формирующее оценивание, которое проводится не внешними экспертами, а самим учителем.
Возможности использования формирующего оценивания на уроках.
Формирующее оценивание, которое происходит на каждом уроке, - ключевой момент. В начале урока учитель обсуждает с целым классом учебные цели, т.е. то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем надо работать, чтобы продвинуться дальше. Для этого учитель делает следующее: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми.
Одним из эффективных приемов оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы.
Это могут быть вопросы на:
- приложение: Какие ещё примеры ты знаешь?
- анализ: Как ты можешь доказать, что…?
- синтез: Как можно это организовать, решить?
- оценку: Что ты думаешь о…?
При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.
Важной техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.
Например, видя, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, учитель переходит к дифференцированной работе в группах. У него есть две возможности:
- Разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями.
- Сформировать смешанные группы, в каждую их которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.
Другим примером использования наблюдения на уроке может быть случай, когда учитель, заранее определив ученика, который нуждается в помощи, в течение всего урока отслеживает и корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на то, каков прогресс этого ученика, что было удачным в его работе.
Учитель может проводить краткие импровизированные беседы – обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Например, учитель может зафиксировать момент, когда ответы учеников на заданный вопрос оказываются разными, и сделать этот вопрос предметом более тщательного разбора. Он просит учеников обосновать своё мнение, отнестись к мнению других, отнестись к материалу, изученному ранее, и, после того как общее понимание будет найдено, предлагает отдельным ученикам сказать, как изменилось их понимание и суждение, что ещё осталось непонятным или вызывает вопросы.
Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания. Пара учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем и отдельными учениками. Например, учитель может дать детям критерии, по которым можно оценить индивидуальную или групповую работу, и попросить их провести такое оценивание самостоятельно или в парах. Определить, чего пока не хватает, чтобы работа соответствовала этим критериям, и предложить какие – то конкретные изменения. Такое оценивание можно провести и на основание опросников для самодиагностики.
Использование методов самооценивания как способ развития самостоятельности учащихся
Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению.
Навыки самооценивания можно использовать в работе учащихся над проектом или других формах индивидуальной или групповой деятельности. Применение методов самооценивания может быть опорой для группового обсуждения работы, выполняться устно или же в письменной форме.
Рассмотрим варианты методик, которые можно использовать для организации самооценивания учеников.
1.Методика «Карта самоотчёта» позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, поскольку основана на использовании понятных детям простых символов, так и детей более старшего возраста.
При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трём возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:
- «Этого не было – лампочка не горит»;
- «Это было иногда – лампочка горит»;
- «Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».
Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель.
Подобную карту учитель может составить для любого предмета, обозначив в ней как конкретные предметные умения, так и способы деятельности, и общие учебные умения.
«Карта самоотчёта»
Инструкция для учителя: «Используйте этот проверочный лист при работе с учениками начальных классов, чтобы помочь им осмыслить свою работу. Попросите детей прочитать то, что написано в карте, и определить происходило ли это с каждым из них. Скажите о том, что они могут выбрать три варианта ответа – никогда, иногда, часто – и обвести кружком соответствующую лампочку, как вариант – закрасить соответствующий квадратик».
В ходе моего проекта я…
Попробовал новые вещи | |||
Ждал своей очереди | |||
Работал вместе | |||
Спрашивал / помогал | |||
Решал проблемы | |||
Делал правильный выбор | |||
Проверял свою работу | |||
Был сосредоточен на выполнении задачи | |||
Поддерживал других | |||
Продолжал пытаться, даже если не получалось | |||
Делал своё дело хорошо |
2.Методика «Карта оценки групповой презентации» используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.
При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:
«+» - отличная работа (трудно улучшить);
«=» - хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
«- « - слабая работа (многое нужно улучшить).
Фамилия, имя:__________________________________________________________ Дата: _________________________________ Группа, которую наблюдал: ______________________________________________ Группа работала над темой Презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
Презентация была понятной и визуально ясной – она помогла мне лучше понять тему. Все члены группы участвовали в презентации Все участники отнеслись к проекту серьезно Группа подробно и детально отвечала на вопросы Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение) Я узнал новые вещи из презентации Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть) Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно. |
В методике « Самооценка совместной работы» ученикам предлагают не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развёрнутом виде. Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.
Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников. Предлагаемая форма используется при оценке презентаций проектных и исследовательских работ, но может применяться и в других учебных ситуациях по усмотрению учителя.
Форма отзыва о презентации Ваше имя, фамилия:_______________________________________________________ Имя, фамилия рецензируемого: ______________________________________________ Название проекта:_________________________________________________________ Две похвалы работе:_______________________________________________________ _________________________________________________________________________ Два предложения по работе:_________________________________________________ _________________________________________________________________________ Я не вполне согласен с тем, что… Я хочу знать больше деталей о … Другие идеи и замечания: __________________________________________________ |
Основная цель введения элементов формирующего оценивания – это трансформация того, как учатся дети: это делается для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе.
Хочется, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, как они учатся, к каким результатам приходят и были уверены в том, добьются прогресса благодаря своим усилиям. А оценочные инструменты помогут поддерживать учение, улучшать его.
Целью технологии оценивания учебных успехов является развитие контрольно-оценочной самостоятельности.
Что оцениваем? Умение применять знания – качественной оценкой, переводимой в отметку.
Кто оценивает? Ученик в диалоге с учителем («Какое было задание? Выполнил? Верно? Сам? Что себе поставишь?»)
Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Что оценивать, а за что ставить отметки? 1-е правило: «Различение оценки и отметки». Оцениваться может всё. Фиксируется с помощью отметки (за исключением 1-го класс) только демонстрация умения применять знания (решать задачи).
Это словесная характеристика Это фиксация результата оценивания
результатов действия («молодец») в виде знака принятой системы (балл)
Можно оценивать любое действие Ставится только за решение
ученика (а особенно успешное) продуктивной учебной задачи
Кто оценивает? 2-е правило: «Самооценка» Оценку определяют учитель и ученик сообща.
Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил своё решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется -отметку) в диалоге (кратком или развернутом).
Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе.
Когда можно ставить отметку? 3е правило: «Одна задача – одна отметка» За каждую учебную задачу (задание), показывающую овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка, ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель, отдав работу ученику, – информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика сложность, над чем еще необходимо поработать.
Где фиксировать результаты контроля? 4 е правило: «Таблица требований» Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Без изменения заполнения классного журнала.
Когда можно и когда нужно ставить отметку? 5е правило: «Право отказа от отметки и право пересдачи» 2. Действия при тематическом и итоговом контроле. 1. Действия при текущем контроле (опрос, проверка домашнего задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.). За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще только овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. Текущий контроль показывает не столько обученность, сколько старательность ученика, выявляет трудности, с которыми он сталкивается.
7-е правило. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль(блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка- это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
«Уровни успешности». По каким критериям оценивать результаты учеников? Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания:
Необходимый уровень (базовый) –решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания – «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и(или) использование новых знаний по только изучаемой теме − «отлично».
Максимальный уровень (НЕобязательный) − решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе – «превосходно».
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения, прочитанного отрывка по следующим критериям: 1. громко-тихо
2. с запинками – без запинок
3. выразительно – нет
4. понравилось - нет
При этом учу отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочетах высказаться с позиции пожеланий. И в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ товарища. Если при чтении наизусть стихотворения ребята эмоционально реагируют, это создает доброжелательную дружескую атмосферу. Проводится самооценка и рефлексия:
- за что бы я себя похвалил…
- самым интересным было…
- выполнение работы мне понравилось потому, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология формирующего оценивания. "Методика активной оценки"
Теоретический материал познакомит учителя с элементами стратегии активной оценки. Ведь, когда учитель оценивает активно, он вместе с учениками проживает очень интересную жизнь, втягивая их в процесс м...
Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы
В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....
Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологииформирующего оценивания и возможность применения её методов на уроках вначальной школе.Ключевые слова: формирующее оценивание, условия формиру...
Технология формирующего оценивания в начальной школе как инструмент повышения мотивации к обучению
Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...
Технология формирующего оценивания
УМК ОС Эльконин - ДавыдовКласс 2Предмет литературное чтениеТема занятия: «Творческая работа по литературному чтению: способы создания нового текста на основе произведения С.Г.Козлова «Как ...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания
Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...