Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания
план-конспект урока (3 класс)

Черкашина Татьяна Ивановна

Сценарий

интерактивной игры «Финансовые ребусы»

1. Цель и задачи мероприятия

Форма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы многоуровневой сложности.

Цель - знакомство с основными понятиями и систематизация существующих знаний участников через погружение в предметный материал в игровой форме.

Задачи:

  • формирование познавательных УУД: освоение устойчивого интереса обучающихся к исследовательской деятельности;
  • Формирование регулятивных УУД: повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности;
  • Формирование личностных УУД: развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений.
  • Формирование коммуникативных УУД: согласовывать свои действия.

При подготовке презентации использовался ресурс http://www.lenagold.ru/

2. Характеристика мероприятия

Тема

«Решение многоуровневых заданий по финансовой грамотности»

Формат

онлайн/очно

Технические требования

При онлайн формате: Интернет, компьютер или телефон, приложение для групповой видеосвязи с возможностью демонстрации презентации

При очном формате: Компьютер (проектор)

Количество участников

Не ограничено

Возраст участников

3 класс

Ведущий

1

Модератор

0-2 (в зависимости от количества участников и формата проведения)

Продолжительность

40 минут – 1 час

 

2.1. Этапы игры

Вводная часть

5 минут

«Ребусы» (6 терминов)

6 минут

«Что за слово?» (7 терминов)

8 минут

«Найди лишнее…» (6 понятий)

6 минут

«Математическая задача»

5 минут

Подведение итогов

5 минут

3. Правила проведения

Интерактивная игра подразумевает активную роль ведущего, использование презентации, возможно музыкальное сопровождение для создания соответствующей атмосферы и повышения интереса участников.

Участники могут не иметь начальной предварительной подготовки.

Соревновательный характер мероприятия способствует вовлечению участников, задания разнообразны и задействуют разные стороны личности.

Ведущий организует конструктивные коммуникации, процесс общения с участниками. Его главная задача – за короткий промежуток времени сформировать у участников интерес к игре, а по ее окончании – базовый понятийный аппарат. Ведущий должен разъяснить участникам правила игры, постараться управлять вниманием аудитории, быть беспристрастным и корректным в общении.

3.1. Порядок при очном формате проведения игры

Игра может проводиться как индивидуально, так и в команде. В случае командного проведения, необходимо разделить участников на команды.

Ведущий демонстрирует слайд (Приложение1), задает вопрос, участники стараются ответить на вопрос не только быстро, но и правильно.

Результаты фиксируются в турнирную таблицу (Приложение 2) модератором или ведущим.

В заключении подводятся результаты, награждаются победители.

3.2. Порядок при онлайн форме проведения игры

Игра проводится индивидуально, каждый участник отвечает сам за себя. Ведущий демонстрирует слайд (Приложение1), задает вопрос, участники стараются ответить на вопрос не только быстро, но и правильно.

Результаты фиксируются при помощи автоматизированных средствах приложения видеоконференции или вручную вносятся модератором в турнирную таблицу (Приложение 2).

Команда модераторов должна состоять из двух человек. Основная их задача – фиксация результатов и работа в чате (переименование участников, ответы на вопросы, удаление некорректных сообщений и т.д.). При проведении интерактивной игры для небольшого количества участников (до 50 чел.) достаточно привлечение одного модератора.

В заключении подводятся результаты, награждаются победители.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий906 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

интерактивной игры «Финансовые ребусы»

1. Цель и задачи мероприятия

Форма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы многоуровневой сложности.

Цель - знакомство с основными понятиями и систематизация существующих знаний участников через погружение в предметный материал в игровой форме.

Задачи:

  • формирование познавательных УУД: освоение устойчивого интереса обучающихся к исследовательской деятельности;
  • Формирование регулятивных УУД: повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности;
  • Формирование личностных УУД: развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений.
  • Формирование коммуникативных УУД: согласовывать свои действия.

При подготовке презентации использовался ресурс http://www.lenagold.ru/ 

2. Характеристика мероприятия

Тема

«Решение многоуровневых заданий по финансовой грамотности»

Формат

онлайн/очно

Технические требования

При онлайн формате: Интернет, компьютер или телефон, приложение для групповой видеосвязи с возможностью демонстрации презентации

При очном формате: Компьютер (проектор)

Количество участников

Не ограничено

Возраст участников

3 класс

Ведущий

1

Модератор

0-2 (в зависимости от количества участников и формата проведения)

Продолжительность

40 минут – 1 час

2.1. Этапы игры

Вводная часть

5 минут

«Ребусы» (6 терминов)

6 минут

«Что за слово?» (7 терминов)

8 минут

«Найди лишнее…» (6 понятий)

6 минут

«Математическая задача»

5 минут

Подведение итогов

5 минут

3. Правила проведения

Интерактивная игра подразумевает активную роль ведущего, использование презентации, возможно музыкальное сопровождение для создания соответствующей атмосферы и повышения интереса участников.

Участники могут не иметь начальной предварительной подготовки.

Соревновательный характер мероприятия способствует вовлечению участников, задания разнообразны и задействуют разные стороны личности.

Ведущий организует конструктивные коммуникации, процесс общения с участниками. Его главная задача – за короткий промежуток времени сформировать у участников интерес к игре, а по ее окончании – базовый понятийный аппарат. Ведущий должен разъяснить участникам правила игры, постараться управлять вниманием аудитории, быть беспристрастным и корректным в общении.

3.1. Порядок при очном формате проведения игры

Игра может проводиться как индивидуально, так и в команде. В случае командного проведения, необходимо разделить участников на команды.

Ведущий демонстрирует слайд (Приложение1), задает вопрос, участники стараются ответить на вопрос не только быстро, но и правильно.

Результаты фиксируются в турнирную таблицу (Приложение 2) модератором или ведущим.

В заключении подводятся результаты, награждаются победители.

3.2. Порядок при онлайн форме проведения игры

Игра проводится индивидуально, каждый участник отвечает сам за себя. Ведущий демонстрирует слайд (Приложение1), задает вопрос, участники стараются ответить на вопрос не только быстро, но и правильно.

Результаты фиксируются при помощи автоматизированных средствах приложения видеоконференции или вручную вносятся модератором в турнирную таблицу (Приложение 2).

Команда модераторов должна состоять из двух человек. Основная их задача – фиксация результатов и работа в чате (переименование участников, ответы на вопросы, удаление некорректных сообщений и т.д.). При проведении интерактивной игры для небольшого количества участников (до 50 чел.) достаточно привлечение одного модератора.

В заключении подводятся результаты, награждаются победители.

3.3. Инструкция для игротехника

 Вводная часть

Ведущий объявляет о начале мероприятия, представляется. Рекомендуется уделить отдельное внимание представлению самого мероприятия, его темы и образовательной цели. Затем ведущий рассказывает о формате мероприятия и представляет основные правила игры.

Добрый день, дорогие участники!

Я рада вас всех приветствовать сегодня на интерактивной игре «Финансовые ребусы».

Если Вы рады поаплодируйте.

Здорово!!!!  Как Вы думайте, что ждёт Вас сегодня на игре? (ЦЕЛЬ)

(ЦЕЛЬ) Эта игра позволит вам не только приятно провести время, разгадывая вопросы на финансовую тему, показать высокий уровень работы в команде, но и улучшить свои знания в области финансовой грамотности!

Это командное интеллектуальное соревнование, которая обрела широкую популярность, и она только растет! Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех раундов.

Чтобы было всё по честному, надо объединиться в команды.  Помогут нам………СЛАЙД  стикеры под стулом. Пересаживаемся по цвету.

Команды сформированы.

Игроков интерактивной игры ожидает 4 интеллектуальных раунда:

- «Ребусы»; Ставим задачу……

- «Что за слово?»; Формулируем задачу…..

- «Найди лишнее…»; Какая задача….

- «Математическая задача» Следовательно, задача…..

После каждого вопроса, вы советуетесь и вносите ответ на планшет ответов. После проверки это делать запрещается. Ответы после проверки не принимаются, поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

Ну что же, давайте начнем!

Тогда предлагаю посовещаться и придумать название команд, согласно теме игры….

Первый раунд «Ребусы»

Правильный ответ: Рубль.

Комментарий ведущего: Существует несколько версий происхождения слова «рубль». По одной из версий, оно происходит от слова рубить.

В 13 веке не было бумажных банкнот, а деньги были только в виде серебра или золота. Одна гривна равнялась 200 г серебра, что по своей ценности было слишком много. Вот и стали эти гривны рубить на более мелкие части, которые получили название рубль - от слова «рубить».

Правильный ответ: Пенсия.

Комментарий ведущего:

В России первые пенсии по старости были учреждены при Петре I и полагались лишь морским офицерам. Позже назначать пожизненные выплаты из казны начали и другим категориям подданных, но без какого-то единого правила. Первая полноценная пенсионная система в России появилась только при Николае I в 1827 году.

Правильный ответ: Кредит.

Комментарий ведущего: Кредит - удобный финансовый инструмент, если знать, как им правильно пользоваться. Однако заемные деньги требуют ответственности, дисциплины и правильного подхода к выбору кредита. Прежде чем взять кредит, подумайте, насколько вам нужны эти деньги, можно ли обойтись без них и как вы будете возвращать полученную сумму.

Правильный ответ: Доход.

Комментарий ведущего: Более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета, почти каждому десятому точно неизвестно, сколько денег поступило и будет потрачено в течение месяца.

Правильный ответ: Бизнес.

Комментарий ведущего: Что такое бизнес, наверняка, знают все. А вот несколько интересных фактов о бизнесе: какой день недели признан во всем мире признан наиболее производительным днем? (именно вторник); вторым из самых продаваемых в мире товаров после бензина? (кофе является); ежедневно в мире появляется около 33 новых товаров, а самые популярные? (из них 13 – игрушки).

Правильный ответ: Банк России.

Комментарий ведущего: Кто знает с чего началась история Банка России? В 1860 году российский император Александр II подписал указ об образовании Государственного банка. Так началась история Банка России.

На сегодняшний день Банк России является высокотехнологичным мегарегулятором, который отвечает за стабильность всей финансовой системы страны.

 Поднимите руку у кого есть карты Банка России?

Как в жизни они вам помогают?

Переходим к проверке. Если у вас верный ответ ставим 1 балл.

Пока модератор ЕП проверит и посчитает общие баллы, мы немного поиграем.

Игра на внимание «Руки-ноги». Если я хлопну 1 раз вы первый раз поднимете руки, если я хлопну второй раз и тоже 1 раз то вы опускаете. Если я хлопну 2 раза работают ноги вы встаёте, а если хлопну 2 раза второй раз то вы садитесь.

ЕП озвучьте промежуточный результат.

Второй раунд «Что за слово?»

Определение: Общее название денежных единиц разных стран.

Правильный ответ: Валюта.

Комментарий ведущего: На сегодняшний день в мире существует более 250 государств и около 160 валют. Таким образом, по меньшей мере, каждое второе государство имеет собственные деньги. Приведите примеры из жизни.

Определение: Аппарат для выдачи и приема денег, а также оплаты услуг и погашения кредитов без участия сотрудника банка, с использованием банковских карт.

Правильный ответ: Банкомат

Комментарий ведущего: По социальным сетям уже много лет ходит «лайфхак»: если при снятии наличных в банкомате вас пытаются ограбить, наберите свой пин-код наоборот, банкомат отправит сигнал тревоги в полицию, а деньги не выдаст, чтобы они не достались грабителям. Как вы думайте это правда?

Идея с запуском «тревожной кнопки» после ввода пин-кода наоборот действительно была. Она всерьез обсуждалась в 1990-х годах, когда американец Джозеф Зингер подал соответствующий патент. Тем не менее идея не была реализована: она оказалась слишком дорогой, надо было оборудовать каждый банкомат сигнализацией. Плюс при наборе клавиатура шифрует пин-код, понять, что комбинация цифр введена в обратном порядке, система не может.

Определение: Установленный законом обязательный платеж юридических и физических лиц в пользу государства для финансового обеспечения его деятельности.

Правильный ответ: Налог

Комментарий ведущего: На что в России в 1698 году Петром I был введен налог? на бороду. Тем саамы он хотел привить своим подданным моду, принятую в Европе: там бороду не носили. Для контроля был введен специальный металлический жетон, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне – «Деньги взяты», на другой «Борода – лишняя тягота».

А в Англии на что налог был введен? Налог на окна был введен в Англии в 1696 году для пополнения королевской казны. Фактически это был косвенный налог на богатство: чем больше окон было в доме, тем больше была сумма налога. Это привело к тому, что бедняки стали закладывать лишние окна кирпичами. Богатые семьи, напротив, покупали или строили дома с большим количеством окон или просто делали новые окна в старом доме. Налог на окна был отмене лишь в 1851 году.

Налог на соль выгодно взимать, потому что это продукт первой необходимости. В России налог был введен в 1646 году, что привело к удорожанию этого продукта в четыре раза.

Определение: Регулярная плата человеку за работу в той организации, которая его наняла по трудовому договору для выполнения определенных обязанностей.

Правильный ответ: Заработная плата

Комментарий ведущего: Самую маленькую зарплату в мире получают кто? послы доброй воли ООН. Джерри Холлиуэлл, Стинг, Элтон Джон, Майкл Дуглас, Стиви Уандер и многие другие получали на этой должности всего 1 доллар в год.

Определение: Долгосрочный кредит на покупку жилья, которое становится залогом по этому кредиту.

Правильный ответ: Ипотека

Комментарий ведущего: А откуда пришло такое название?  Во времена Древней Греции на земле задолжавшего устанавливали табличку, обозначавшую задолженность. Такую табличку называли «ипотекой», и она означала простую вещь – если должник не сможет выплатить свой долг, то вся земля перейдет кредитору.

Определение: Особый вид экономических отношений для финансовой защиты жизни, здоровья, имущества или ответственности перед другими гражданами при наступлении негативного события, предусмотренного договором.

Правильный ответ: Страхование

Комментарий ведущего: В страховании знаменитого судна «Титаник» участвовали около 100 компаний. Кто-то страховал корпус и машинное отделение, кто-то шикарные каюты, а кто-то и человеческие жизни.

Что касается выплат по полисам страхования жизни погибших пассажиров, то спустя сто лет после трагедии некоторые родственники погибших получали деньги по страховым выплатам.

Переходим к проверке. Если у вас верный ответ ставим 1 балл.

Пока модератор ЕП проверит и посчитает общие баллы, мы немного поиграем.

Игра «Монетка». Я спрятала монетку в кабинете, можно передвигаться. Тот, кто первый найдет не кричит, а должен спокойно сесть.

Третий раунд  «Найди лишнее». Доказывая свою точку зрения.

  • Ужин в ресторане
  • Коммунальные платежи
  • Плата за детский сад

Правильный ответ: Ужин в ресторане

Комментарий ведущего: Все расходы можно разделить на две группы: обязательные и необязательные. Различие между ними определяется просто: в одних расходах есть абсолютная необходимость, а другие предназначены для исполнения наших желаний. Например, коммунальные платежи и плата за детский сад – это ….обязательные платежи, а ужин в ресторане – пример необязательных расходов…..

  • Адвокат
  • Бухгалтер
  • Бонист

Правильный ответ: Бонист

Комментарий ведущего: У многих из нас есть увлечения, которым мы посвящаем свое свободное время. Кто-то любит рисовать, кто-то играть на гитаре, а кто-то коллекционирует денежные знаки, лотерейные билеты, ценные бумаги, вышедшие из употребления. Именно этим занимается бонист. А адвокат и бухгалтер – это профессии. Идеальный вариант для любого человека – ситуация, когда его профессия является одним из его увлечений.

  • Микроперфорация
  • Водяные знаки
  • Магнитная полоса

Правильный ответ: Магнитная полоса.

Комментарий ведущего: Микроперфорация и водяные знаки – элементы банкнот и признаки их подлинности. Микроперфорация представляет собой мельчайшие отверстия цифрового обозначения номинала. Водяные знаки - это видные на просвет изображения.

Магнитная полоса – элемент банковской карты, содержащий информацию о карте и ее держателе.

  • Заработная плата
  • Квартплата
  • Социальное пособие

Правильный ответ: Квартплата.

Комментарий ведущего:

Доход – это всё, что поступает в семейную казну, источниками дохода могут быть зарплата, премии, бонусы, гонорары, социальные пособия, стипендии, прибыль от собственного бизнеса, прибыль от инвестиций и др. Квартплата же входит в группу расходов, причем является обязательным платежом.

  • Visa
  • PayPass
  • American Express

Правильный ответ: PayPass.

Комментарий ведущего: платежная система - это сервис для перевода денег. Международная платежная система - платежная система, услуги которой доступны в разных странах. Наиболее известные платежные системы: Мир, VISA, Mastercard, American Express. В Российской Федерации функционирует платежная система «Мир» - национальная российская платежная система, не зависящая от работы иностранных платежных систем. Первые пластиковые карты новой платежной системы выпущены в декабре 2015 года.

PayPass - система бесконтактных платежей международной платежной системы MasterCard. Создана для ускорения и упрощения процесса оплаты покупки.

Подчитайте свои баллы самостоятельно, каждый правильный ответ 1 балл. ЕП нужна ваша помощь.

Четвёртый раунд «Математическая задача»

Не пользуясь калькулятором, посчитайте

Правильный ответ: 53.

Комментарий ведущего:

25 + 25 + 25 = 75

25 + 4 + 4 = 33

4 – 3 = 1

3 + 25 × 4 = 103

Сдаём планшеты. Пока наш модератор считает общее количество баллов. Мы подведём итог нашему интеллектуальному соревнованию, вы многое узнали, вспомнили, повторили.

Продолжив фразу, что для Вас ФГ….

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же важна для каждого человека, как и умение читать, писать и считать.

Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения на финансовом рынке, исходя из своих интересов, избегать излишней закредитованности, ориентироваться в сложных финансовых инструментах и услугах, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.

Для меня ФГ это возможность доказать другим, что наш город в скором будущем станет городом миллионщиком, ведь не просто эту землю открыл русский колумб Г.И.Шелихов, путешествуя по чайному пути. И об этом бы будем говорить на следующем занятии.

А теперь давайте послушаем результаты. Все участники получают сертификаты. А победители приглашены на…….

Поздравляем команду-победителя игры «Финансовые ребусы»! И, конечно же, большое спасибо всем участникам, что проявили интерес к данной игре! Надеюсь, вам всем было интересно погрузиться в мир финансов, экономики и Банка России, вы смогли открыть для себя что-то новое и познавательное!

Всем спасибо и до новых встреч!

Приложение 2

Турнирная таблица

№ задания

Вариант ответа

Максимальный балл

Ребус 1

Ребус 2

Ребус 3

Ребус 4

Ребус 5

Ребус 6

Что за слово 1

Что за слово 2

Что за слово 3

Что за слово 4

Что за слово 5

Что за слово 6

Найди лишнее 1

Найди лишнее 2

Найди лишнее 3

Найди лишнее 4

Найди лишнее 5

Задачка

Итого, максимальный балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Квест -технология и финансовая грамотность". Возможно ли это?

Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Правила игры "Финансовая грамотность"

В рамках проекта "Уроки финансовой грамотности" проведена экономическая игра. На протяжении учебного года дети зарабатывали импровезированные деньги, учились вести счет своим сбережениям, ра...

Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)

Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)...

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай "

Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай"...

«ФИНАНСОВЫЙ ПАЗЛ» Гайд для педагогов по формированию финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности

Аннотацияк гайду для педагогов«Финансовый пазл»       Данный гайд создан с целью формирования финансовой грамотностина уроках и во внеурочной деятельности. Он...

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности М.Пляцковский "Урок дружбы", 1 класс

Тема: М.  Пляцковский  «Урок дружбы».Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.Задачи урока:Образовательная: формирова...

Конспект внеурочного занятия по образовательной робототехнике с применением конструктора LEGO EDUCATION WEDO 2.0 в начальной школе "Мельница"

Конспект внеурочного занятия по образовательной робототехнике с применением конструктора LEGO EDUCATION WEDO 2.0 в начальной школе "Мельница"...