Технология формирующего оценивания. "Методика активной оценки"
статья на тему
Теоретический материал познакомит учителя с элементами стратегии активной оценки. Ведь, когда учитель оценивает активно, он вместе с учениками проживает очень интересную жизнь, втягивая их в процесс мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Методика активной оценки" | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Причулымская СШ»
«Методика активной оценки»
выступление на заседании РМО начальных классов
Учитель начальных классов
Беллер Надежда Константиновна
2016-2017 уч. год
Одной из составляющей технологии формирующего оценивания является «Методика активной оценки». Выделяют семь элементов стратегии активной оценки:
- Учебная цель
- Целеполагающая деятельность обучающихся
- Критерии оценки учебной деятельности
- Подытоживающая и активная оценка
- Обратная связь, работа с родителями
- Взаимо и самооценка
- Стимулирующие ключевые вопросы.
В данной технологии цель рассматривается как ожидаемый или предполагаемый результат деятельности. Цель основа любого действия и его результата.
Учебная цель – заявление о том, что мы вместе с обучающимися надеемся достичь на протяжении урока или другого времени. Она должна быть сформулирована коротко и конкретно. Цель должна быть диагностируемой, т. е., должны быть некие средства, которые помогут понять, достигли этой цели или нет.
Экономист, педагогПитер Друкер в середине XX века сформулировал 5 важнейших критериев постановки правильных целей:
- Конкретность (есть ли в формулировке цели информация, которая отвечает на вопросы кто? что? где? когда? как?)
- Измеряемость (есть ли надежная возможность измерить степень достижения цели)
- Достижимость (может ли цель быть достигнута разумными силами и средствами)
- Реалистичность (ориентирована ли цель на конкретные результаты)
- Ограниченность во времени (определены ли сроки дотижения цели).
Следующая составляющая стратегии активной оценки является целеполагающая деятельность обучающихся. Что они должны уметь?
- Переформулировать цель своими словами после предварительного обсуждения в парах
- Вносить изменения в предложенный учителем вариант формулировки целей урока
- Определять цель урока по «ключевым словам»
- Выходить на цель урока через проблему, задачу
- Самостоятельно выбирать цель из предложенных учителем.
В конце урока необходимо возвращаться к цели урока, проверяя, удалось ли её достичь и делать вывод: двигаться дальше или ещё какое-то время посвятить данной теме. Целль должна быть переведена на язык учащихся. Они должны учиться самостоятельно ставить цели. Оценка степени достижения заявленных целей – обязательный элемент учебной деятельности.
Следующий элемент стратегии активной оценки – определение критериев оценки учебной деятельнсти. Чтобы сформулировать критерии оценки, нужно ответить себе на вопрос, как я узнаю, что ученик усвоил тему? Если критерии будут прозрачны, т.е., учащиеся будут знать, на что мы будем обращать внимание, то ученики будут:
- точно знать, какую работу они должны выполнить и что именно ждёт от них учитель
- у учителя не будет проблем с оцениванием работы ученика
- будет формироваться атмосфера доверия между учителем и учениками, действия учеников будут более самостоятельными.
Критерии оформляются в начале изучения темы, чтобы было легко оценить итоговую работу. Критерии должны быть деференцированы: на «3» достаточно знать то и то, на «4» то и то + это, а на «5» то и то + это, это и это.
Хорошо,когда учащиеся принимают участие в выработке критериев. В этом случае они будут мотивированы к самостоятельной работе по достижению успеха.
Подытоживающая оценка (отметка) выражается баллом, она даёт учащемуся информацию лишь о том, насколько его работа близка к идеалу или отдалена от него.
Активная оценка – безотметочная обратная связь учителя и ученика. Учитель готовит отзыв или комментарий на работу. Хороший отзыв должен содержать 4 элемента:
- подчёркивание и похвала того хорошего и правильного, что есть в работе
- выделение того что должно быть исправлено или над чем нужно поработать дополнительно
- подсказки, как это можно сделать
- совет по поводу того, в каком направлении ученик должен двигаться дальше.
Активное оценивание не предполагает выставления отметки в баллах. Оно даёт возможность учащимся осознать что у них получается хорошо, а что пока не удаётся, подсказывает, каким образом улучшить свои учебные достижения.
Следующий элемент стратегии активной оценки обратная связь, работа с родителями. Чтобы быть эффективной, обратная связь должна отвечать на вопросы «Куда я иду?», «Как я иду?» и «Что дальше?». Такая обратная связь – фундамент активной оценки. Обратная связь рассматривается как ученик учитель («светофор»), учитель ученик (отзыв на работу), ученик ученик (самооценка и взаимооценка), школа родители (родительские собрания, индивидуальные беседы).
Следующий элемент стратегии активной оценки взаимо и самооценка. Активной и сознательной учебная деятельность учащихся будет, если выполняются условия:
- учащиеся осознают цель своей деятельности, участвуют в её определении, в идеале – самостоятельно её формулируют
- учащиеся знают критерии определения успешности своей деятельности
- учащиеся могут, ориентируясь на цели и критерии успешности, оценить свою учебную деятельность и деятельность своих товарищей, обозначить достижения и проблемы, определить пути преодаления проблем.
Там, где возможно, ученик должет себя оценивать. Оценочная деятельность учащихся такова:
- чтобы дать оценку, нужно иметь возможность сравнить работу с эталоном
- само и взаимооценка должны быть оцениванием, а не выставлением отметки
- оценщик должен выполнять следующие правила:
- оценивается работа, а не личность
- проверяется только то, что записано в критериях оценки
- правильные ответы отмечаются знаком «+», неправильные «- »
- при оценивании используются образцы ответов
- в случае сомнений следует обратиться за помощью к учителю.
Когда ученик может сам оценить, как много он узнал и что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели, когда учится оценивать достижения других, это не только помогает ему в процессе обучения, но и превращает в активного участника этого процесса.
Следующий элемент умение ставить стимулирующие ключевые вопросы.
Если вопрос правильно поставлен, он стимулирует учащихся на освоение знаний. Как превратить вопрос в стимулирующий?
- по возможности откажитесь от закрытых вопросов, переиначивая их,
добавьте набор ответов,
измените вопрос на утверждение,
используйте противопоставление,
включайте в вопрос ответ,
подчёркивате иную перспективу;
- увеличьте время ожидания ответа
- предложите обсудить вопрос в парах
- измените отношение к неправильным ответам.
Ключевые вопросы должны:
- быть связаны с темой и целями урока
- быть достаточно сложными, на них нельзя дать ответ сразу
- побуждать учащихся выходить за рамки материала, очерченного учебным планом
- зацепить учеников, вызвать желание найти ответ
- опираться на изучаемый материал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда учитель оценивает активно, он:
- определяет цели урока, как ожидаемые результаты деятельности учеников и формулирует их в доступной для учеников форме
- вместе с учениками определяет критерии успешной деятельности: на что он будет обращать внимание при оценке работы ученика
- проводит различие между активной и подытоживающей оценкой
- эффективно организует обратную связь по направлениям: ученик—учитель, ученик – ученик, учитель – родители родители – ученик
- знает, как сформулировать ключевые вопросы и умеет задавать вопросы так, чтобы втягивать всех учащихся в процесс мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активная оценка
Презентация на тему " Использование методики активной оценки"....
Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся
В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...
Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы
В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....
Технологии формирующего (развивающего) оценивания.
Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого...
Презентация опыта работы Рубцовой А.М. учителя начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьевка по теме: «Оценивание достижений учащихся. Метод активной оценки»
Участие в 3-ем районном педагогическом форуме «Реализация ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» - площадка «Разнообразные формы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП&ra...
Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания
Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...