Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»
материал
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность учащимся с ОВЗ освоить элементарные эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовность выражать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»
1. Введение
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность учащимся с ОВЗ освоить элементарные эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовность выражать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям.
Оценивание – это и процесс, и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата. Результат оценивания – личностный рост ученика и достигнутое им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.
Формирующее оценивание – это оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценка, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик.
Цели формирующего оценивания:
• Улучшать качество учения, а не обеспечить основания для выставления отметок;
• Создание непрерывной обратной связи.
Основные задачи оценивания:
- Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
- Обеспечить обратную связь;
- Оценить степень достижения намеченных целей; и другие
Преимущества ФО:
- обеспечение непрерывного контроля качества образовательных результатов;
- прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция;
- выявление пробелов и восполнение их с наибольшей эффективностью;
- изменение межличностных отношений в классном коллективе.
Отличительные особенности системы оценки:
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений учащихся с ОВЗ;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представления данных;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; и другие.
Основная черта: применение приемов и методов, улучшающих качество знаний обучающихся.
2. Презентация педагогического опыта
Хочу поделиться опытом использования некоторых приемов формирующего оценивания из своей практики. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я стала использовать такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.
Начиная с 1-го класса использую приём «Светофор». Этот прием даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки трёх цветов – красный, желтый, зеленый. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.
Прием «Солнышко»
На уроках математики на начальном этапе можно использовать прием «Солнышко». В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
Прием «Неоконченных предложений»
Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было трудно….
- Я не понял….
Проводя системную работу из урока в урок, наблюдала как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения стали более интересней (Я научился работать в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…).
Приём «Лесенка успеха»
Основной целью использования этого приема является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Следующий оценочный прием, который я применяю – это карта понятий. Опыт применения карт понятий показал, что этот прием можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. В начале я определяю тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Рассматривая карту понятий, я делаю выводы о том, как ученики воспринимают отдельные темы урока, оцениваю уровень их знаний, проверяю, нет ли ложных толкований понятий. Таким образом, карта понятий помогает ребёнку активизировать свою познавательную, рефлексивную деятельность.
Для взаимооценивания творческих работ учащихся применяю приём «Две звезды и желание». Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
3. Заключение
Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания. Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формирующего оценивания.
Формирующее оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами. Я нахожусь в постоянном поиске, изучаю литературу, стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате формирующего оценивания уровень качества повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу.
Завершить свое выступление хотелось бы словами писателя, педагога Любови Рафаиловны Кабо «От писателя остаются книги, от художника - картины. От каждого яркого, думающего учителя остается его неповторимый опыт…»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирующее оценивание как фактор создания учебно - развивающей среды на уроках русского языка в начальных классах"
В статье показаны приёмы работы на уроках русского языка в начальной школе по самооценке учащихся....
Доклад по теме " Использование технологии учебного исследования на уроках в начальной школе"
Цель: рассмотреть использование технологии учебного исследования в образовательном процессе.Задачи: изучить материал по данной тематике; определить элементы технологии учебного исследования; разработа...
Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы
В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....
Доклад на тему"Использование технологии совершенствования общеучебных навыков в начальной школе(по Зайцеву В.Н.) на примере уроков чтения.
Данный доклад поможет учителю начальных классов усовершенствовать технику чтения.Технологии В.Н. Зайцева помогают достичь ученикам максимальной скорости чтения. Техника "жужжащего чтения&qu...
Доклад по теме: «Использование технологии проблемного обучения в учебном процессе ».
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Каждый ребенок нуждается в социальной ...
Современные педагогические технологии – основа достижения качественного образовательного результата
В статье содержаться рекомендации, как организовать проектную деятельность в начальной школе....
Доклад на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
О взаимодействии семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников...