Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы
учебно-методический материал на тему

Лисьева Татьяна Александровна
В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

Слайд 1. В настоящее время в педагогической психологии наблюдается усиление внимания исследователей к изучению особенностей самооценки у младшего школьника, её влияние на результативность  познавательной  деятельности обучающегося и в свою очередь  на его успеваемость.

Очевидно, что формирование самооценки происходит под влиянием ряда факторов.  Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в начальной школе. Неадекватная самооценка характерна для детей младшего школьного возраста

Слайд 2. Заниженная самооценка, как правило,  это результат  длительных учебных неудач, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением  адекватно оценить свою деятельность.

 Получение только положительных оценок со стороны значимых для учащегося взрослых и сверстников своих действий в свою очередь  приводит у завышенной самооценке,    при этом тем в большей степени учащиеся  завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.

Среди педагогических условий развития адекватной самооценки младших учащихся  необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться – умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения.

Современные цели образования, образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы без изменения системы оценивания учебных достижений на школьном уровне.  Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно,  так как результатом  образования предполагается выявление предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся.

При традиционном оценивании все рычаги контроля находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого.

А при использовании технологии формирующего оценивания  учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и оценивает свои результаты учебной деятельности.

Слайд 3. На схеме представлена структурная модель «Технологии формирующего оценивания».

Функции самооценки очень широки.  Контролирующая и диагностическая помогают учащимся на основе самоконтроля  понять, что из изученного учебного материала или освоенного  учебного действия он знает и умеет хорошо, а что недостаточно.

Стимулирующая и ориентирующая функции самооценки позволяют учащимся  разобраться, что удалось в учебно-познавательной деятельности за определенный период и на что необходимо обратить внимание,  чтобы достичь более высоких результатов, и таким образом,  не отстать от других одноклассников.

Слайд 4. Проектировочная функция способствует выстроить индивидуальную  программу  собственных  действий  по устранению недочетов, выявленных в  результате самооценки знаний и умений.

Схема  Структурная модель «Технологии формирующего оценивания»

Используемые мной  оценочные карты и оценочные листы разрабатывались и внедрялись мною как инструменты самооценки образовательных достижений учащихся, их индивидуального продвижения. Критерии самооценки должны быть четкими, предельно однозначными, понятными и вырабатываться совместно с обучающимися.

Текущая, повседневная самооценочная деятельность выполнялась учащимися. Участие учителя в ней было  связано с обучением учащихся рациональным методам и приемам этой деятельности, с формированием у них правильных и разумных эталонов контроля, нормативных критериев оценки, способов корректировки своей учебной работы, потребности и привычки самоконтроля и самооценки. Самооценка ученика предшествовала учительской оценке.

Слайд 5. Использование оценочных листов позволяет:

- осуществлять самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий;

- проводить самостоятельную  экспертизу уровня собственных знаний;

- создавать  положительную мотивационную перспективу для формирования адекватной самооценки продвижений в учебной деятельности.

Примеры листов самооценки

Слайд 6.  Карта знаний Тема: «Однокоренные слова».

Учебные действия

Задание 1

Задание 2

Умею подбирать однокоренные слова

Умею находить корень в слове

Умею определять значение слова

Умею пользоваться памяткой

Слайд 7. Оценочный лист для одноклассников (+/-)  Предмет «Литературное чтение».

Список предметных действий

Миша

Маша

Назвал автора и заглавие произведения.

Читал наизусть без ошибок.

Выделял голосом ключевые слова.

Делал паузы внутри и в конце высказывания

Текст прочитал с достаточной громкостью

Передал настроение автора текста

Я с интересом слушал (а) исполнение

Слайд 8.  «Лесенка успеха» Оцени свои знания и умения по теме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология формирующего оценивания» Учитель начальных классов: Лисьева Т.А.

Слайд 2

Факторы формирования неадекватной самооценки

Слайд 3

ФУНКЦИИ Оценочный лист контролирующая диагностическая Карта знаний проектировочная Оценочная карта стимулирующая ориентирующая Инструменты самооценки

Слайд 4

Образовательные результаты Что? Предметные Метапредметные (универсальные учебные действия) Субъекты оценивания Кто? ученик учитель ученик + ученик +учитель

Слайд 6

пример Карта знаний и умений Учебные действия 1 задание 2 задание Умею подбирать однокоренные слова Умею находить корень в слове Умею определять значение слова Умею пользоваться памяткой

Слайд 7

пример Оценочная карта для одноклассников Список предметных действий Миша Маша Назвал автора и заглавие произведения Читал наизусть без ошибок Выделял голосом ключевые слова Делал паузы внутри и в конце высказывания Текст прочитал с достаточной громкостью Передал настроение автора текста Я с интересом слушал (а) исполнение

Слайд 8

пример Оценочный лист « Лесенка успеха » Оцени свои знания и умения по теме Не знаю Требуется помощь Знаю хорошо Знаю, умею

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты обследования учебных достижений обучающихся начальной школы

Цель обследования: контроль качества образования начальной ступени обучения; контроль соблюдения государственного образовательного стандарта по русскому языку, математике , уровень готовности уч...

Технология оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы

Актуальность исследования. Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовате...

«Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, ...

Презентация «Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, ...