Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."
план-конспект урока (4 класс)
В технологической карте предствлен интегрированный урок( чтение +музей) по программе УМК "Перспектива" для 4 класса по теме "Мифы и легенды Древней Греции.
Урок способствует сформированию представлений об особенностях создания героического образа в скульптуре, закрепить навык восприятия скульптурного образа героического содержания;
любови к мифологии, бережного отношения к окружающим и содействует к воспитанию интереса к произведениям и скульптурам Дрекней Греции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 546
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Красносельского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта
Интегрированный урок
Предмет: литературное чтение 4 класс и «Мир музея»
Мифы Древней Греции. Деревянный конь.
Боги, герои и люди.
Составитель: учитель начальных классов,
Матушкина Наталья Владимировна
Санкт-Петербург
2021 год
Учитель: Матушкина Наталья Владимировна
ГБОУ СОШ №546
Технологическая карта урока
Класс | 4 | |||||||
Предмет | Литературное чтение | |||||||
Тема урока | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди. | |||||||
Место урока в разделе | Истоки литературного творчества | |||||||
Тип урока | Интегрированный | |||||||
Цель урока | Способствование формированию читательской компетентности младшего школьника на основе знакомства с мифом Древней Греции «Деревянный конь» | |||||||
Задачи урока |
-познакомить с мифами древней Греции -сформировать представление о причинах мифологизации реальных героев средствами изобразительного искусства; 2) развивающие: -формировать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать умение анализировать текст; -сформировать представление об особенностях создания героического образа в скульптуре; - закрепить навык восприятия скульптурного образа героического содержания. 3) воспитательные: - воспитывать любовь к мифологии; воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим; воспитывать дружбу и взаимовыручку; -содействовать воспитанию интереса к произведениям и скульптурам древней Греции. | |||||||
Планируемые результаты изучения темы | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1. понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий 2 иметь представление о мифологии, уметь различать мифологию от фольклора | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий; оценивать промежуточный и итоговый результат Находить и использовать оптимальные средства и способы работы Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение | 1. Осмысление собственной деятельности на основе вопросов учителя 2. Уважительно относиться к чужому мнению | ||||||
Ресурсы | ||||||||
Учебно-методическое сопровождение:
Раздел «Мир музея»/ Б.А. Столяров., Н.Д.Соколов., Т.А. Барышева., О.Р.Лузе МК РФ, ФГБУК «ГРМ», РЦМПиДТ, РАО, Союз музеев России.-4-изд.-СПб.:ГРМ,2018. | Дидактические материалы Раздаточный материал изображение скульптуры «Группа Лаокоона».мрамор 1 век до н.э. |
| ||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, внеурочное занятие «Мир музея» | |||||||
Организация пространства | Фронтальная и индивидуальная работа | |||||||
Этапы урока | ||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | |||
1 | Организационный этап (1мин.) | Проверка подготовленности классного помещения; | - Здравствуйте, ребята! - Прозвенел уже звонок – Начинается урок. | Форма: фронтальная Методы обучения: диалог-общение | Учащиеся приветствуют учителя | |||
2 | Актуализация знаний | Актуализация субъективного опыта учащихся | - Вы любите путешествовать? -Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. | Форма: фронтальная, индивидуальная, Методы обучения: диалог-общение, частично-поисковый |
| |||
3 | Постановка цели и задач (3 мин) | Направить деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуации. слайд 2
| -Ребята, капитан корабля передал мне информацию, что во время вхождения в порт нашего города, поднялся шторм и карта улетела. К счастью, юнга с соседнего корабля нашел карту у берега. На карте осталась только одна надпись «Дорогой друг! Ты плывешь в Древнюю …- на родину мифов. - Давайте разгадаем ребус и узнаем, какая страна является родиной мифов. -Попробуйте отгадать ребус. Когда отгадаете ребус, поднимите руку. Не выкрикивайте ответ. - Закройте глаза: мы совершим виртуальное путешествие в Древнюю Грецию | Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная Методы обучения: диалог-общение, частично-поисковый |
| |||
4 | Первичное усвоение новых знаний (15минут) | Обеспечить восприятие, осмысление. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - Откройте глаза - мы прибыли в удивительную страну. Мы называем эту страну Греция, а греки называют ее Элладой. - Давайте определи по карте мира, на каком материке находится Греция? -Назовите столицу Греции? -Посмотрите на карту, какие моря омывают эту страну? В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, и Спарту… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни. - Вспомним, что такое миф, откройте учебник на стр.40 (Слайд 3) Миша, прочитай определение вслух. -И сегодня мы откроем для себя литературное наследие эллинской культуры- мифы Древней Греции. Знакомство с мифологией Древней Греции начнем с «Мифа о деревянном коне». Откройте учебник на стр.41 и посмотрите, все ли слова вам понятны? Найдите выделенные слова. | Форма: фронтальная Методы обучения: диалог-общение | -Материк Евразия; - Афины; -Эгейское море -Ионическое море; -Средиземное море; -Критское море.
- Жрец- в языческих религиях: лицо, совершающее жертвоприношение, служитель божества. | |||
Физкультминутка (1 мин.) | Разрядить обстановку. Дать возможность детям отдохнуть. | -Отдохнем немножко с вами, | Форма: фронтальная | Выполняют упражнения | ||||
6 | Первичная проверка понимания ( (5 мин.) | Установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести их коррекцию | -Давайте узнаем, что будет дальше. | Форма: фронтальная Методыобучения: деятельностный | Ответы детей. Выразительное чтение слов жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности. | |||
7. | Первичное закрепление (10 мин) | Формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | Откройте учебник на стр.42, посмотрите на иллюстрацию. -Прочитайте, кто на ней изображено. . - Как вы поняли из прочитанного, кто такой Лаокоон? Немного интересной истории о скульптуре см. приложение 2 ) Попробуйте описать скульптуру.(см приложение 3) Откройте учебник на стр.45 | Методы: наглядный, практический Фронтальная, индивидуальная работа Приемы: учебный диалог | -Ответы детей -Служитель Бога Аполлона жрец Лаокоон. Ответы детей. Открывают учебник на стр.45 «Троянский конь»- подарок с тайным злым умыслом. | |||
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 1.Вам необходимо дочитать миф до конца. 2.Устно ответьте на вопросы к тексту на стр. 46. 3.Сотавить описание скульптуры «Лаокоон и сыновья». | - | ||||
9. | Рефлексия (3 мин) | Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся | Вот и подошло к концу наше путешествие по Древней Греции.
| Форма: фронтальная Методы обучения: диалог-общение | - «Деревянный конь» |
Приложение 1
Приложение 2
История скульптуры
Обучение изобразительному искусству исторически начиналось с изучения памятников античного искусства, посвящённых богам и их героям, которых греки, создавшие их по образу и подобию человека, считали самым совершенным и прекрасным. Не случайно в процессе становления профессионального мастерства художники и скульпторы, постоянно копировали их, а потом использовали этот опыт при создании произведений признанных сохранить у потомков наглядную память о славных делах и подвигах, уподобляя исторических персонажей их мифологическим прототипам.
Прошли века, прошли тысячелетия, а сцена смерти Лаокоона и его сыновей от объятий морских змиев, как одна из самых трагических и знаковых, продолжала вдохновлять людей искусства.
Многие художники и скульпторы древности пытались создать образ Лаокоона.
Так например, скульптурная группа «Лаокóон и его сыновья» — изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями.
Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса —Агесандра, Полидора и Афинодора; является по некоторым источникам мраморной копией второй половины I века до н. э.(по другими источникам I век н.э, с оригинала, который был выполнен в 200 году до н.э в бронзе в Пергаме и не сохранился.
Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землёй на месте Золотого дома Нерона.
Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти.
Сангалло подтвердил достоверность работы со словами: «Это Лаокоон, которого упоминает Плиний». Юлий II распорядился установить Лаокоона в так называемом ватиканском "дворе статуй" или Бельведере, где была спроектирована особая ниша.
В 1515 году ее (и только ее) потребовал у папы Льва X в качестве контрибуции после победы при Марияньяно французский король Франциск I. Правда, папа с присущей ему изворотливостью нашел выход: он заказал скульптору Бандинелли копию и послал ее во Францию (эта копия с небольшими изменениями находится в наше время в галерее Уффици во Флоренции).
В 1797 году во время итальянского похода Бонапарта «Лаокоон» был увезен в Париж (в качестве части контрибуции за мир с папой, который уступил Франции часть территории Папской области) и находился там девятнадцать лет, после чего был возвращен в Рим. Скульптура находится и поныне, рядом с другим античным шедевром – Аполлоном Бельведерским.
Существует несколько копий этой скульптуры. В музее Эрмитаж в Санкт- Петербурге. В верхнем парке дворцово-паркового Ораниенбаум на территории города Ломоносова (Санкт-Петербург).
Но вернемся к моменту находки скульптурной группы. Она долго пролежала в земле, поэтому неудивительно, что некоторые части ее были отломаны и почему то не найдены сразу. Поэтому восстановление достоверности положения (позы) правой руки Лаокоона, а также правой руки младшего сына и правой кисти руки старшего сына было отдано на откуп фантазии скульпторов.
Правую руку Лаокоона восстановили в виде руки, вытянутой вверх. Именно такого Лаокоона мы и можем увидеть в Эрмитаже (статуя Лаокоона работы Паоло Андреа Трискорни, приобретенная у автора в 1798 г., находится в Иорданской галерее.
Приложение 3
Описание скульптуры
Пред нами скульптурная группа, выполненная скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором, ещё примерно в 1 в. до н.э. создали своё
творение на легендарный сюжет. Когда-то это скульптура украшала дворец
императора Тита, теперь её копии находятся во многих музеях мира.
Во время осады Трои жрец Лаокоон предупреждал своих сограждан о хитрости
Ахейцев, собиравшихся ввести в город троянского коня. За это он повлёк на себя
гнев богини Афины, пославшей на него и сыновей огромных ядовитых змей.
Глядя на скульптуру самого Лаокоона, видно, как он борется. Его тело напряжено, изогнуто, голова закинута в нестерпимой муке.
Один из его сыновей, ещё живой, борется, снимая с ноги кольцо огромной змеи. Смотрит на своего отца, безнадёжным взором, моля о помощи и понимая, что им не спастись.
Младший сын, теряя последние силы, погибает в мучительной и безнадёжной борьбе. Скульпторы с большой достоверностью воплотили бессилие и слабость страдающего мальчика. В жесте его вскинутой к небу руки, пластикой самого мрамора передано, будто последнее покидающее тело дыхание. Слабеющие, тяготеющие к земле формы определяют его гибель в неравной борьбе.
Боль и печаль на лице Лаокоона - очевидно он понял, что это уже конец.
Змеи как будто соединили их борющимися, «канатами» во единое целое.
Они вместе соединены общей бедой, общим страданием.
В полной движения композиции три фигуры отчаянно пытаются освободиться от хватки извилистых змей. Как бы они не уворачивались и не пытались скинуть их с себя, они остаются запутанными, и всё в превращается в переплетение змей и человеческих тел.
Мастерство скульпторов проявилось в создании многофигурной композиции, в таком расположении скульптур, когда с любой точки обзора они рассматриваются,
производя сильное впечатление. Скульптура восхищает своей анатомической реалистичностью и разнообразием выражений лиц и фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Методическая разработка урока на тему: "Мифы Древней Греции. Деревянный конь".
Учебный материал урока носит объяснительный характер, имеет высокую наглядность за счет использования презентации, иллюстраций, карты, которые учитель демонстрирует параллельно своему рассказу. Активи...

Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-4 классах малокомплектной школы
Тема урока: "Что за прелесть эти сказки".3-4 класс, малокомплектная школаУрок - обобщение...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь".
Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь"....
Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир) на тему "Мои домашние питомцы" в 1 классе
В данном конспекте используются методы и приемы смыслового чтения. Интеграция образовательных обласчтей и предметов....