Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_lit.cht_.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
в 1-а классе
(Система Л. В. Занкова)
Тема урока. Характер литературного героя.
Проверь себя. Трудности
существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты).
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
Ащеулова Ирина Сергеевна
Тема. Характер литературного героя. Проверь себя. (Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты).
Цель. Организовать работу детей по практическому освоению приема сравнения в прозаическом тексте. Подводить учащихся к осознанию воспитательного воздействия художественных произведений на примере В. Панова «Кто такой Сережа…»(фрагменты).
Задачи урока: разгадать сравнения в прозаическом тексте «Трудности существования» («зверь с железным клювом» - петух, а «маленькое существо, к которому все доброжелательны», - мальчик Сережа); обратившись к личному опыту ребенка, сделать его соучастником литературных событий, побудить к сравнению себя и литературного героя (на материале рассказа В. Пановой «Кто такой Сережа»).
Планируемые результаты:
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Понимание и сопереживание чувствам других.
Предметные:
- использовать простейшие приемы анализа текста; понимать фактическое содержание текста;
- искать нужную информацию в художественном тексте; оценивать героя литературного произведения по его поступкам; соотносить поступок героя с нравственными нормами; читать осознанно, правильно и выразительно. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Познавательные: осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Тип урока: Комбинированный
Основные понятия: поэзия, проза, загадка, стихотворение, рассказ, приём сравнения, герой, персонаж.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изо.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в группах, в статистических парах.
Методы обучения: частично-поисковый; метод стимулирования интереса к учению; метод самоконтроля; метод самостоятельной деятельности учащихся:
- закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений;
- выработка и усовершенствование навыков;
- различие самостоятельных работ по характеру и уровню самостоятельной деятельности (конструктивный, творческий уровень заданий без помощи и с направляющей помощью учителя).
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии, технология создания ситуации успеха на уроке, технология критического мышления; личностно-ориентированные, Икт-технологии.
Ресурсы: основные: учебник. Дополнительные: портрет В. Пановой, презентация, фрагмент фильма «Серёжа», карандаши, компьютер, интерактивная доска.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мобилизационный. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
(слайд 1) | Придумано кем-то просто и мудро – При встрече здороваться: «Доброе утро» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера… И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось целый день. - Прочитайте пословицу: «Чтение - вот лучшее учение». Объясните ее смысл. - Многие книги учат и воспитывают людей. И пусть эта пословица станет эпиграфом, девизом нашего урока. | - Если человек много читает, он узнает много нового, становится умнее, мудрее. |
II Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Обеспечить мотивацию. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи (слайд 2) | -А начнём наш день с зарядки для ума, которую, надеюсь, подготовили вы. О чём я говорю? - Какое условие вы должны были не забыть при сочинении загадки? - Кто хотел бы загадать нам свои загадки? - Давайте прочитаем загадки, которые так же придумали дети. Откройте тетрадь «Я читаю» на стр. 15. - А какие приёмы использовали? (Олицетворение, сравнение) - Этот приём можно даже использовать для весёлой игры. Сейчас вы попробуете превратить в игру стихотворение Романа Сефа «Всё на всё похоже» (чтение по 3 строчки, учебник стр. 74). - Да, этот приём (сравнение) помогает отгадать предмет, а хотите и вы поиграть? Попробуйте подсказать пропущенные слова в стихотворении Ю. Мориц «ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ» На горе шумит ветла, На ветле шумит пчела, Полосатая, как ... (зебра) В нашу лодку иногда Набирается вода, В глубине плывет звезда, Серебристая, как ... (рыба). В роще клены и дубы, А под ними есть грибы, Каждый гриб похож на ... (зонтик). Вышел месяц молодой, Небо кажется ... (водой), Туча кажется ... (волной), Месяц - ... (лодкой) деревянной. До чего же все похоже. Значит, я, наверно, тоже На кого-нибудь похож? Я пошел и крикнул козам, Овцам, уткам и стрекозам: - На кого же я похож? Белый козлик повернулся, По-козлячьи улыбнулся И сказал по-человечьи: - Разве ты не видишь сам? Ты добрее, чем теленок, Веселее, чем козленок. Ты совсем еще ребенок, Но похож на ... (человека)! Ю. Мориц - Вот видите, оказывается приём сравнения используется не только в фольклорных текстах, но и в авторской поэзии, мы уже наблюдали это и при чтении других поэтических текстов. - Интересно, а в прозе используют этот приём или нет? Как вы думаете? - Сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. | - О загадках. - Не называть прямо задуманный предмет, а назвать его по-другому или оживить его. Дети загадывают загадки, сочиненные дома, читают загадки в тетради «Я читаю». - Олицетворение, сравнение Чтение стихотворения Р. Сефа «На свете всё на всё похоже». Урок начинается с удивления, у детей загорается интерес. Предполагают. |
III. Открытие нового знания.
Цель: Поиск решения учебной задачи. Побудить детей высказать как можно больше версий, о ком это говорится, и проверить каждую, обращаясь к тексту Отрывки из повести звучат первоначально в чтении учителя, чтобы дети смогли прочувствовать и мягкий юмор текста, и его лиричность, обаяние, тепло и любование автора своим маленьким героем | - А теперь откройте учебник литературы с. 75. - Как называется текст, который сейчас начнём читать и исследовать? - Попробуйте угадайть, о ком рассказывает писательница Вера Панова. Глазами какого героя она взглянула на мир? Может глазами маленького животного, как мы уже видели в рассказе про Томку, а может маленького человека, как в рассказе «Друг детства»? Но чтобы угадать, вам что потребуется? Чтение учителем 1 части главы «Трудности существования» - Как вы думаете, о ком идет речь? - А почему не можете сказать точно? Чтение 1 учеником II части главы «Трудности существования» - Что это за зверь? - Что вам подсказало отгадку? - Что еще? Чтение III части учителем . Отвечаем на вопросы (с.75) Читаем дальше и проверяем наши предположения. - Так мы можем теперь с уверенностью сказать, что это за существо, у кого такие трудности? - Где доказательство того, что вы правы в отгадке? Прочтите - Что за зверь ему угрожает? - Какие характеристики указывают на петуха? | - «Трудности существования» - Внимательность, умение слушать и слышать, анализировать. «Комфортное для ребенка «вхождение» в тему обеспечивается способом актуализации: «без сомнения», «Попробуй!» - снимается возможная тревожность, создаются предпосылки для свободного высказывания. Кроме того, название одновременно зовет в путешествие и обещает поддержку и помощь. Дети будут рассматривать и иллюстрацию, которая намекает на то, что будет в этом «путешествии» и смешно, и немножко страшно, будут чудеса и тайны. - Котёнок, муравей, щенок… - Пока непонятно, ведь все животные маленькие и подходят слова ко всем. - Иллюстрация. - Сравнения: грудь - колесом, клюв - железный. - Стихи, загадка, сказка - Маленький мальчик - «Когда зверь вытягивает шею, он становится одного роста с ним». «Может даже заклевать его». - Петух. Зачитывают отрывки |
| Звучит аудиозапись | Выполняют движения под музыку. |
А) Моделирование. Цель: Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта Построение ориентированной основы нового способа действия. (слайд 3-план) (слайд 4) (слайд 5) Б) Чтение учителем I части рассказа «Кто такой Сережа» (с. 76). Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | - Отдохнули, продолжим исследовать литературный текст, который написала В. Панова, определим жанр этого произведения, попытаемся найти в нём литературные приёмы, в течение урока будем развивать память, мышление, речь. (на слайд выставляю план) 1. Жанр текста. 2. Главный герой – кто он? 3. Литературные секреты текста. 4. Работа в группе: проверь себя! - «Трудности существования» это 2 глава рассказа писательницы В. Пановой. А первую прочитаем вместе. А вас не удивило, что читать начали не с первой части, а со второй, зачем Виктория Владиславовна сначала вторую часть поместила, а потом пойдёт первая? Захотела подшутить над вами. Она знает, что вы любите разные сюрпризы, загадки. - А о ком текст, попробуйте угадать: - Какие буквы странные, Совсем как иностранные. Вот это о ком! - Откройте текст и попробуйте определить жанр текста Рассказ - А как вы, не читая, определили? Хорошо, потом когда прочитаем, проверим, правы вы или нет. - Кому из вас родители уже читали рассказы Веры Пановой? (портрет) краткая биография - Вижу, что вы мало знакомы с ее творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас все еще впереди. Вы научились читать, а значит, сами прочтете ее произведения. Если хотите подробнее познакомиться с её творчеством, посетите библиотеку. А сегодня на уроке мы прочтем небольшой отрывок из произведения «Сережа» (учебник стр. 76) - Судя по названию произведения, кто такой Сережа? А какой он, раз автор про него целый рассказ написал? - Давайте проверим. Послушайте. (Читаю) - Верны ли ваши предположения? - Внимательно просмотрите текст рассказа и зачитайте слова, доказывающие, что это маленький мальчик . - Что еще вы узнали о Сереже? - Похож он на вас хоть чем-то? - Ребята, опишите Серёжу. - Что вам нравится в Сереже? Каким можно назвать Сережу? - У каждого человека воспоминания о детстве очень теплые, они остаются с каждым из нас на всю жизнь. А в трудные жизненные моменты воспоминания детства согревают и вселяют уверенность, что все будет хорошо. Сейчас вы из слушателей превратитесь в читателей и узнаете продолжение истории о Сереже. После этого вы расскажете, что нового узнали о Сереже и оцените чтение своих одноклассников. | Предположения детей. Предположения детей (выборочное чтение текста). - А у Серёжи есть рогатка - За это Серёжа отдал Шурику все ниточные катушки - - Знает и буквы, но читать самому долго - Книжки густо измазаны цветными карандашами… - Немного умеет читать, но ещё раскрашивает книги, а так нельзя… Дети высказывают своё мнение. |
В) Чтение хорошо читающими детьми II части рассказа вслух. | - Сколько лет Серёже по-вашему? Что навело на эту мысль? (фрагмент фильма) - А дальше есть в книге ещё такие слова: Но все-таки он не может перенести, как это дровосек и его жена обманом завели своих детей в лес, чтобы они там заблудились и не вернулись никогда. Хоть Мальчик с пальчик спас их всех, но слушать про такие дела невозможно. Сережа не позволяет читать ему эту книжку. - Что вы можете добавить к характеристике Сережи? Какой у него характер? Почему? - А как ты обращаешься со своими книжками? | - Лет пять, уже немного умеет читать, но ещё раскрашивает книги, а так нельзя… - Ему говорят, что ведьм не бывает, значит, он ещё боится если трудно, выбрать в парах из слов: глупый, ленивый, отважный, любознательный, аккуратный, неряшливый, добрый, |
Г) Чтение III части рассказа Д) Чтение по ролям | - Теперь прочитаем третью часть. Читаю - Какие чувства вызывает у вас Сережа? - Как вы думаете, почему мальчик просит тетю рассказывать ему сказки, которые он знает почти наизусть? - Какую сказку вы любите слушать не один раз? Вам тоже настойчиво приходится просить взрослых об этом? - Давайте попробуем прочитать по ролям разговор Серёжи с тётей, старайтесь передать голосом настроение Серёжи и тёти в этой ситуации. Сколько чтецов нам нужно? - Если ли у вас книги, которые вам нравится перечитывать? - Итак, правы ли вы были, определив жанр, как рассказ вначале урока? | |
Цель. Коррекция отработки способа. | - Понимаете ли вы Сережу, близки ли вам его мысли? Почему? - Расспросите дома родителей, какими вы были в детстве. - А сейчас давайте посмотрим, ответили ли мы на вопросы урока? Все ли пункты плана выполнили? 1. Жанр текста. -рассказ 2. Главный герой – кто он? 3. Литературные секреты текста. - Какой приём, не забывайте, что трудности существования, тот же рассказ, только 1 глава. - В рассказе Драгунского «Друг детства» текст написан от лица мальчика Дениски, а рассказ Серёжа? Докажите. (вопрос сильным учащимся) - На самом деле это сложный вопрос, мы слышим речь рассказчика, который называет героя «он», но в нее словно вплетается голос героя маленького мальчика. Найдите, какие слова могли быть сказаны самим Серёжей? - Это тоже секрет текста, когда отношение автора мы наблюдаем в его фразах, сказанных о герое или от его лица. | - Проза, рассказ (почему) - Серёжа, всё о нём, как он смотрит на мир. - Сравнение. Дети высказывают предположения. - «У девочек, что ли, бывают рогатки?» - «Отдал Шурику все ниточные катушки, которые собирал всю свою жизнь»; - «Звери на самом деле не разговаривают, и ковер самолет летать не может, потому что он без мотора, это каждый дурак знает». |
6. Работа над пословицами в парах | - После рассказа есть пословицы. Прочитайте их в паре обсудите значение. (первые парты – 1 пословицу, вторые – вторую и т.д.) - Этими пословицами заканчиваем тему. Какую? - Какой пункт плана остался? Работа в группе: проверь себя! - Я знаю, что вам очень нравится работать в группе. | - Объясняют значение. -Сады поэзии. Из чего растут стихи. |
IV. Работа в группе: проверь себя! Цель. Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - И как всегда в конце темы вопросы для контроля. Сейчас вы в группах попытаетесь каждый ответить на свой вопрос. Повернитесь к парте сзади. У вас образовалась группы по 4 человека. Вопрос перед вами на карточке. Вспомните правила работы в группе. Можете пользоваться учебником при ответе на вопрос. У вас 2 минутки. | Дети работают. Представляют ответы. |
- Оцените работу в группе . Критерии оценивания:
| ||
V. Рефлексия. ИТОГ Цель. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | - Какую исследовательскую работу провели? - Какое настроение у вас возникло после прочтения этого рассказа? - Чем близок вам этот мальчик? - А теперь давайте подведём итог работы: раскрасьте ладошку в зелёный цвет, если вы всё усвоили и вам всё понравилось; в жёлтый - немного непонятного осталось; в красный - ничего не понял совсем. - Не забудьте, расспросить маму о себе в детстве и сравнить себя маленького с Сережей (сходство и отличие). - А теперь крепко потрите свои ладони так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло своему соседу по парте, соединив все ладони вместе. На этом мы и закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. Спасибо всем за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературное чтение 4 класс П.Бажов "Серебряное копытце"
Урок составлен в соответствие с ФГОС....
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....
Технологические карты к урокам литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"
Технологические карты в помощь учителю при составлении плана урока....
Технологические карты к урокам литературного чтения 3 класс "Школа России"
Представленные технологические карты уроков по предмету " Литературное чтение" для обучающихся 3 класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и ...
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме: "Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает"
Знакомство с буквой Ю, обозначение буквы звуками....
Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс, П.П.Ершов "Конёк-горбунок"
Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс, П.П.Ершов "Конёк-горбунок" составлена согласно ФГОС....
Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"
УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....