Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-4 классах малокомплектной школы
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)
Тема урока: "Что за прелесть эти сказки".
3-4 класс, малокомплектная школа
Урок - обобщение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки
Авторы, разработчики | Учитель начальных классов Сучкова Н.В. (МБОУ «Сонская сош»). |
Предмет | Литературное чтение, музыка |
Класс | 3 – 4 класс (малокомплектная школа) |
Дата проведения | 18.10.2018 г. |
Тип урока | Интегрированный урок литературного чтения и музыки (урок – обобщение) |
Тема | «Что за прелесть эти сказки!» |
Рекомендуемая литература | Литература. 3, 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 1 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В... М., Просвещение,2016. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Римский-Корсаков Опера «Сказка о золотом петушке», А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», А.С.Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» |
Цель | Создание литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А.С.Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» |
Задачи | Обучающая: раскрыть возможности литературы и музыки для характеристики сказочных образов. Развивающая: развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности воображение. Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу. |
Основные термины, понятия | Сказка, опера, сюита, либретто, челеста |
Планируемые результаты | Личностные УУД: -приобщение к миру искусства; -развитие чувства прекрасного, чувства гордости за талантливых людей в мире искусства, которые заставляют нас переживать, волноваться; Регулятивные УУД: -проговаривание последовательности действий на уроке; -осуществление самоконтроля. Познавательные УУД: -формулирование проблемы, -построение логической цепи рассуждений; -выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: -умение слушать и слышать друг друга; -формулирование и аргументация своего мнения и позиции; -умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Формы работы | -индивидуальная -групповая -фронтальная |
Ресурсы | -тексты «Сказки о царе Салтане» -таблицы для заполнения -ТСО (ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр) |
Ход урока
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Цель: создание проблемной ситуации | |||
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) 3 мин | У меня в одной руке книга сказок, а в другой - ноты… Ребята, может, вы догадались почему? Да, сегодня у нас на уроке состоится диалог искусств: литературы……и музыки! | Ответы детей | Л: положительное отношение к учебной деятельности. |
Цель: анализ литературных образов в произведениях А.С.Пушкина | |||
2. Актуализация знаний. 7 мин | В ходе урока мы будем заполнять таблицу, работать в группах. Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке? Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина? Вспомните строки из сказок. 1.Ну, так и быть - возьми, да с уговору, С общего нашего приговору- Чтобы впредь не было никому горя: Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят мешок… (слайд 1) 2.Пошел он ко своей землянке, А землянки не уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты… (слайд 2) 3.Перед утренней зарею Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить… (слайд 3) 4. «Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский, Хоть коня с конюшни царской, Хоть полцарства моего!» «Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу»… (слайд 4) 5.«Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу». «А кого же на примете ты имеешь?» - «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает»… (слайд 5) Молодцы, справились с заданием! О какой сказке мы будем говорить сегодня? Что вы можете сказать о сказках Пушкина? Я предлагаю вам назвать наш урок «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 6) | Читали, анализировали сказки А.С.Пушкина. Ответы детей Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Сказка о золотом петушке Сказка о царе Салтане В сказках добро всегда побеждает зло. Они удивительные, добрые, полны красоты, вдохновения. Пушкин свои сказки создавал на основе тех, что ему рассказывала в детстве няня, Арина Родионовна. | Р: фиксация затруднения К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Цель: показать взаимосвязь литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Римского - Корсакова | |||
3.Постановка учебной задачи. 5 мин | Ребята, а вы любите сказки? Вот и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков тоже очень любил сказки. Мы с вами уже знакомы с этим композитором, изучали некоторые произведения Римского-Корсакова. Что вы знаете о нем? А.С.Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на создание оперы «Сказка о царе Салтане». Вспомним, что такое опера? Эта опера была написана к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Знаете, в чем необычность этой оперы? Обычно оперы начинаются с увертюры. Что такое увертюра? Молодцы! А в этой опере нет увертюры. Назовите главных героев сказки Пушкина. Ребята, а вы знаете, как композиторы с помощью средств музыкальной выразительности могут показать тот или иной образ? Хотите попробовать сами охарактеризовать образы сказки о царе Салтане? Музыка и литература помогут вам более ярко раскрыть образы героев «Сказки о царе Салтане». Так какую же проблему нам предстоит решить на уроке? (слайд 7) | Ответы детей Он очень любил море, стал морским офицером, гардемарином. Служил на военном паруснике «Алмаз». Любил сказки Пушкина. Опера-это музыкальный спектакль, в котором актеры поют. Ответы детей Краткое вступление ко всему произведению (« У Лукоморья дуб зеленый»… - Тоже можно назвать увертюрой к поэме «Руслан и Людмила»!) Салтан, Гвидон, царица, царевна, ткачиха, повариха… Ответы детей Хотим! Выяснить, как при помощи музыки и литературного текста можно создать сказочные картины. | П: преобразование информации из одной формы в другую. К: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ. |
Цель: умение работать в группах | |||
4. Основной этап. Работа с таблицей по группам. 10 мин 5. Подведение итогов урока. 2 мин Рефлексия 3 мин | У каждой группы сегодня будет задание, результаты которого мы в конце урока и сравним. Подготовьте тексты сказки, они вам пригодятся для работы. Скажите, какое число в сказках является магическим? Приведите примеры. (например, было у царя 3 сына…) А в «Сказке о царе Салтане» есть это число? Докажите. Возьмите листочки. Перед вами таблицы. Найдите в текстах описание белки. Какая она? Это задание для 1-й группы. Описание 33 богатырей ищет в тексте 2-я группа. Образ царевны-лебеди достается 3-й группе. Заполняйте таблицы. Вывод. Как вы охарактеризовали белку? А какие 33 богатыря? Интересно, какой вы увидели царевну? Молодцы, справились с заданием. ФИЗМИНУТКА Немного отдохнем! (представим, как море волнуется,… как Гвидон стреляет из лука…) А теперь, ребята, прослушайте сюиту из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и попробуйте определить, какой из фрагментов соответствует вашему заданию. Заполните 2-ю колонку таблицы. Напишите, какая музыка по характеру, какие музыкальные инструменты вы услышали. Вывод Все справились с заданием? Молодцы, ребята. (слайд с музыкальными инструментами 8) Возможно, не все музыкальные инструменты вам знакомы. (Кратко говорит о челесте). На какой музыкальный инструмент он похож? Посмотрите еще раз на ваши таблицы. Какой вывод вы можете сделать? Понравилась вам музыка Римского-Корсакова? Помогла она вам нарисовать в воображении сказочные картины, созданные Пушкиным? Что можно сказать о них, что их объединяет? Пушкин – сказочник, Римский-Корсаков – тоже сказочник, музыкальный. Ребята, а какова роль сказок, по-вашему? Чем они вас привлекают? Музыка и литература помогают нам выразить свои чувства, человек становится светлее, добрее, учится сопереживать…если люди будут больше обращаться к произведениям любого искусства, то меньше будет в жизни злобы и равнодушия, ведь мир искусства прекрасен! Ребята, какую проблему мы решали на уроке? (слайд с целью урока 9, вернуться) Мы справились? Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Кто, по-вашему, был самым активным? Я бы хотела отметить еще… (называю) В ваших таблицах есть специальная колонка для оценивания. Кто доволен своей работой? Выберите свой вариант ответа. Ребята, свои таблицы сдайте, мы их проверим и тоже оценим вашу работу. Домашнее задание на выбор: Выразительное чтение понравившегося вам эпизода сказки или его иллюстрация. В заключение нашего урока исполним вместе самую настоящую сказочную песню! Вам понравилось? Поаплодируем! Молодцы. Спасибо за урок! | Число 3 Называют примеры из разных сказок Три девицы под окном…, три чуда - белка, 33 богатыря, царевна-лебедь, 3 раза Гвидон летал к Салтану… Работают в группах Слушают, определяют. Высказываются, дополняют друг друга Заполняют таблицу На пианино Образы литературные и образы музыкальные похожи! Передают более точную, яркую картину… Ответы детей Да, помогла Они оба сказочники Сказки учат нас быть более добрыми Выясняли, как при помощи музыки и литературы можно создать сказочные картины. Ответы детей Исполняют песню «В гостях у сказки» | П: умение находить нужную информацию. Р: умение решать проблему. Л: способность самооценки своих действий. К: умение слушать и понимать речь других. Л: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке К: умение слушать, понимать речь других. П: умение находить нужную информацию. Анализ объектов с целью выделения признаков. П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности. Л: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. К: умение слушать и понимать речь других. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература | Музыка | Оценивание |
Описание белки: | Характер музыки: Музыкальные инструменты: |
Литература | Музыка | Оценивание |
Описание 33 богатырей: | Характер музыки: Музыкальные инструменты: |
Литература | Музыка | Оценивание |
Описание Царевны - лебеди: | Характер музыки: Музыкальные инструменты: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива
РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-702346-1476809664.jpg)
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой "Акула", 3 класс, УМК "Школа России". Фрагмент урока (для аттестации).
3 класс, УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/10/picture-1029918-1523360899.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.
Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).Уче...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/08/picture-1014924-1533748823.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-265685-1371052701.jpg)
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/30/picture-786078-1622366372.jpg)
Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."
В технологической карте предствлен интегрированный урок( чтение +музей) по программе УМК "Перспектива" для 4 класса по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...
Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир) на тему "Мои домашние питомцы" в 1 классе
В данном конспекте используются методы и приемы смыслового чтения. Интеграция образовательных обласчтей и предметов....