Рефлексивно-деятельностные технологии
статья

Вашуркина Наталия Алексеевна
Технологии, в рамках которых осуществляется субъектный подход, создаются ситуации для рефлексии и самостоятельной деятельности учащихся, развития ключевых компетенция учащихся можно определить, по мнению В.К.Зарецкого как рефлексивно-деятельностные технологии.
Сочетание рефлексии и деятельности проявляется в практике проведения большого числа педагогических технологий, которые могут быть использованы на различных уровнях обобщенности (микротехнологии или педагогические техники, предметно-тематические технологии, макротехнологии). Следует отметить, что этим критериям соответствуют, прежде всего, технологии интерактивного обучения как сочетание методов организации взаимодействия, а также использование методов активного, проблемного обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivno-deyatelnostnye_tehnologii.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивно-деятельностные технологии в образовательном процессе

Технологии, в рамках которых осуществляется субъектный подход, создаются ситуации для рефлексии и самостоятельной деятельности учащихся, развития ключевых компетенций учащихся можно определить, по мнению В.К.Зарецкого как рефлексивно-деятельностные технологии.

Сочетание рефлексии и деятельности проявляется в практике проведения большого числа педагогических технологий, которые могут быть использованы на различных уровнях обобщенности (микротехнологии или педагогические техники, предметно-тематические технологии, макротехнологии). Следует отметить, что этим критериям соответствуют, прежде всего, технологии интерактивного обучения как сочетание методов организации взаимодействия, а также использование методов активного, проблемного обучения.

Можно выделить различные подходы и основания для классификации рефлексивно-деятельностных технологий.

  1. По ведущей функции в педагогическом взаимодействии – интерактивные методы (С.С.Кашлев):
  • методы организации коммуникации (прогноз погоды, поменяемся местами, заверши фразу);
  • методы организации обмена деятельностями (метаплан, мастерская будущего, аквариум, перекрестные группы);
  • методы организации мыследеятельности (четыре угла, чье это?, выбор, логическая цепочка);
  • методы организации смыслотворчества (заверши фразу, алфавит, работа с понятиями, интеллектуальные качели, аллитерация понятия);
  • методы организации рефлексивной деятельности (рефлексивный круг, мишень, мини-сочинение, ключевое слово и др.).
  1. По организации сотрудничества учащихся (Н.И.Запрудский):
  • методы кооперативного обучения (по Е.С.Полат - обучение в команде, учимся вместе, пила или мозаика);
  • интегральная технология;
  • методы проектного обучения;
  • технология педагогических мастерских (индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия)..
  1. По критерию развития мышления учащихся (Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл – «Развитие критического мышления через чтение и письмо»):
  • методы мотивации деятельности с новой информацией на основе определения границ своего знания и незнания, актуализации личного опыта (мозговой штурм, прогнозирование по ключевым словам, прогнозирование по названию, восстановление логической цепочки, аллитерация, алфавит);
  • методы осмысления содержания (карта идей/понятий, знаю/хочу узнать/узнал, зигзаг, инсерт, двучастный дневник, схема предсказаний, концептуальная таблица,  кластер, перекрестная ассоциация, ротация)
  • методы размышления и оценки (рефлексии - эссе, рефлексивный круг, рефлексивная мишень, заверши фразу, острова, футбольное поле, телеграмма, чемодан-мясорубка-корзина, ресторан, все у меня в руках, заключительная дискуссия, дерево настроения, мухомор, звезда сбывших ожиданий, ХИМС, яблонька)
  • проблемное обучение
  • Кейс-технологии .
  1. По критерию субъектности учащегося на различных этапах урока (В.К.Зарецкий):
  • в начале урока (дюжина вопросов, составление списка известной информации, аллитерация (алфавит), вопросы по опорным словам,  логические цепочки (перепутанные логические цепочки),  верные-неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, шапка вопросов, графическая организация материала);
  • в ходе урока (двучастный дневник, мозговой штурм, ротация, зигзаг, ЗХУ, кластер, синквейн, перекрестные ассоциации, метаплан, четыре угла, инсерт, проект, дискуссия (ранжирование, в два круга, шкала, перекрестная), концептуальная таблица и др.);
  • в конце урока (мишень, заверши фразу, острова, футбольное поле, телеграмма, все у меня в руках, заключительная дискуссия, ресторан, чемодан-мясорубка-корзина, мухомор и др.).
  1. По критерию использования информационных средств обучения (компьютер):
  • Источник информации (интернет);
  • Средство демонстрации (объекты, явления, процессы – фото и видеоматериалы);
  • Средство моделирования деятельности (виртуальный эксперимент);
  • Средство организации контроля и самоконтроля (тесты)
  • Компьютерная лекция (мини-лекция, презентация)
  • Практическое занятие (выполнение тренировочных упражнений, решение задач)
  • Лабораторная работа
  • Тестирование (входная, промежуточная, выходная диагностика)
  • Программированное обучение (обучающая компьютерная программа).

Список использованных источников

  1. Авраменко В.В. Рефлексивно-деятельностные технологии в работе педагога. Метод. пособие / В.В. Авраменко. – Могилев: УО «МГОИРО», 2011. – 92 с.
  2. Буйских Т.М., Задорожная Н.П. Критическое мышление в преподавании общественных дисциплин: Методическое пособие для преподавателей вузов / Т.М. Буйских, Н.П. Задорожная. – Бишкек: ОФЦИР, 2003. – 190 с.
  3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения /В.В.Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
  4. Дусавицкий А.К., Погребняк О.Н. Педагогическая деятельность в развивающем образовании. Восхождение к личности: Учеб. пособие /А.К.Дусавицкий, О.Н.Погребняк. – Харьков: Изд. Центр Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина, 2006. – 200 с.
  5. Запрудский Н..И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск.: Сэр-Вит, 2003. – 288 с.
  6. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Педагогика, 1998. – 198 с.
  8. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /П.И.Пидкасистый [и др.]; под общ. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
  9. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
  10. Чернобровкина, Г.П. Использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса / Г.П. Чернобровкина // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - № 5с. - 46 – 53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....