Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_2_klass_.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик «Технология», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать
цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных,
регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры
как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий современном мире;
- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно- пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно- конструкторских и технологических задач;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека,
непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.
Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн).
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость,
последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
3. Место предмета в учебном плане
На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 34 учебные недели по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», КУРСА.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности предложенной в учебнике;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
– умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
– интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
– понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
– ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной
задачи;
– способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
– представления о себе как гражданине России;
– уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников и учителей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– умению проговаривать свои действия после завершения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
– сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
– описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
– под руководством учителя ,осуществлять синтез как составление целого из частей;
–осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
– под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания;
– контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
–задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
– проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;
– называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе профессии;
– понимать правила создания рукотворных предметов;
– использовать эти правила в своей деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
– называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– называть новые свойства изученных ранее материалов;
– подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
– распознавать простейшие чертежи и эскизы;
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.
Обучающийся получит возможность научиться:
– изготавливать изделия по простейшим чертежам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
– изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.
Обучающийся получит возможность научиться:
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;
– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни;
– понимать и объяснять смысл слова «информация»;
– с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с помощью текстового редактора;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
6. Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа.
Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная
и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.
Новые свойства материалов:
- разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;
-наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;
-рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.
Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем.
Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.
Виды художественной техники
Лепка
Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки - обрубовка). Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).Лепка из теста.
Аппликация
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).
Мозаика
Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Объемная мозаика. Выполнение мозаики из разных материалов.
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии. Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.
Плетение
Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы. Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке). Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитье и вышивание
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).
Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть. Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.
3. Конструирование и моделирование
Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.
Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур. Аппликация и мозаика из геометрических фигур
Объемное конструирование и моделирование из готовых форм
Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм. Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Объемное моделирование и конструирование из бумаги
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.Летающие модели.
Моделирование несложных моделей из деталей конструктора
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Общее количество часов |
1 | Лепка | 4 часа |
2 | Аппликация | 4 часа |
3 | Мозаика | 4 часа |
4 | Художественное складывание | 3 часа |
5 | Плетение | 4 часа |
6 | Шитье и вышивание | 4 часа |
7 | Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических фигур
| 2 часа |
8 | Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм | 4 часа |
9 | Объемное конструирование и моделирование из бумаги | 4 часа |
10 | Работа с конструктором | 1 час |
Всего: | 34 часа |
Национально – региональный компонент
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.
При составлении тематического планирования ввожу национально-региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своей области, как части России, развитию способностей учащихся понимать и оценивать природные и социальные явления и процессы.
Реализацию национально-регионального компонента можно осуществлять как на уроках, так и во внеклассной работе.
Количество часов во 2 классе – 34 ч, региональный компонент – 3 ч
2 класс
№ | Тема | Цели и задачи | Общие понятия | ||
1 | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Утка мандаринка», «Птичка варакушка» | Формировать целостный взгляд на окружающий мир. активизация опыта работы с бумагой. Знакомство с понятием «живописная мозаика». Знакомство с некоторыми птицами родного края | Живописная мозаика | ||
2 | Двойной шов «вперёд иголку». Пуговицы в поделках. | Освоение первоначальных навыков пришивания пуговиц. Использование пуговиц для создания художественных образов. Знакомство с одеждой русского народа. | Двойной шов «вперёд иголку». Художественный образ. Приёмы безопасной работы с иглой. Одежда русского народа. | ||
3 | Летающие модели «Вертушки» | Формирование навыков моделирования. Знакомство с заводом, выпускающим вертолёты. | Летающая модель. Авиазавод в Бурятии |
7.2. Календарно-тематическое планирование курса «Технология» во 2 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности обучающихся | дата | ||
Предметные результаты | метапредметные | план | факт | ||||
I ПОЛУГОДИЕ 1 четверть (9 часов) | |||||||
Мир природы (11 часов) | |||||||
1 | Аппликация Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Композиции «Кошка», «Улитка» | 1 | Умение наблюдать за объектами природы, понимать их красоту, бережно использовать природные дары, пытаться совершенство природных форм, используя различные материалы | Личностные УУД: -положительное отношение к занятиям прикладным творчеством в ходе знакомства с историческими сведениями; -навыки организации рабочего места Регулятивные УУД: -понимание выделенных на странице учебника ориентиров; -сравнение уже известного детям способа обрывания бумаги с новым способом обрывания – по криволинейному контуру; -умения работы с бумагой без ножниц; -навыки правильного расположения пальцев при подготовке деталей для обрывной аппликации; -на основе имеющихся знаний принимать практические решения Познавательные УУД: -понимание условных знаков; -проведение вместе с учителем эксперимента по способу обрывания бумаги в разных направлениях; -начальные навыки обрывания бумаги по спирали; -понимание информации, предложенной в учебнике; -поиск информации по другим источникам; Коммуникативные УУД: -первоначальные навыки проведения эксперимента и умение делать вывод; -построение логической цепочки рассуждения; -активизация навыков работы в группе; -умение контролировать свои действия во время выполнения коллективной работы
| Знакомство с правилами безопасной работы, инструментами и приспособлениями. Накопление и обогащение сенсорного опыта. Развитие навыков обрывания бумаги по контуру, обрывание по спирали. (Рабочая тетрадь «Волшебные секреты», с.6-9 и тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.5-8) | ||
2 | Объёмная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Жгутики из бумаги. «Дерево настроения» | 1 | Активизация летних впечатлений детей, а также знания о конструировании из природного материала. Различные техники выполнения объёмной аппликации | Личностные УУД: -интерес к работе с бумагой, желание создавать оригинальные поделки из бумаги Регулятивные УУД: -понимание представленных в учебнике задач; -умение проговаривать свои действия при поэтапном выполнении работы; -понимание правильного расположения пальцев рук при скручивании бумаги для получения хорошего жгутика Познавательные УУД: -первоначальные навыки проведения эксперимента; -поиск информации по другим источникам Коммуникативные УУД: -навыки контроля своих действий при выполнении работы в малых группах; -представления о правилах общения в классе, умение адекватно воспринимать мнение другого человека и его позицию; -умение слушать и вести диалог
| Конструирование на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. Развитие навыка работы со скрученной бумагой (Рабочая тетрадь «Волшебные секреты», с.10-14 и тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.9-10, с. 13-16) | ||
3 | Аппликация из птичьих перьев. «Фламинго» | 1 | Активизация знаний об использовании природного материала в поделках, в частности способы работы с птичьими перьями | Личностные УУД: -интерес к работе над поделкой из природного материала; -понимание эстетической, моральной и нравственной ценности в жизни человека предметов, выполненных из природного материала в качестве подарка; -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных изделий из предметов, встречающихся в повседневной жизни, в быту; -интерес к результатам собственной практической деятельности Регулятивные УУД: -понимание поставленных в учебнике учебных задач; -умение определять необходимые способы работы Познавательные УУД: -навык поиска дополнительной информации для выполнения учебной задачи. Поиск новых образов для воплощения их в поделках; -активизация знаний художественных текстов Коммуникативные УУД: . -умение делиться своими наблюдениями, впечатлениями, строить чёткие, понятные для одноклассников, высказывании; -первичные умения оценки работ | Накопление и обогащение сенсорного опыта, изображение природных объектов на плоскости из птичьих перьев ( Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.17-18) | ||
4 | Лепка Рисунок на пластилине. «Аквариум» | 1 | Активизация знаний и опыта работы с пластилином. Навыки получения различных отпечатков на пластилиновой основе | Личностные УУД: - интерес к работе с пластилином, желание создавать оригинальные поделки из этого материала; -навыки правильной организации рабочего места; -умение использовать различные приёмы работы с пластилином; -аккуратность в работе Регулятивные УУД: -понимание поставленных в учебнике задач и предлагаемых вопросов Познавательные УУД: -навыки проведения эксперимента Коммуникативные УУД: -умение контроля своих действий при выполнении работы с пластилином | Дети строят изображение на плоскости при помощи различных средств-штампов на пластилиновой основе. Техника отпечатков на пластилине усложняется, добавляется многоцветная основа | ||
5 | Мозаика Мозаика из обрывных кусочков. «Ваза для сменного букета» | 1 | Дети приучаются к анализу изображения, к ситуации выбора, исходя из имеющихся материалом и личных предпочтений | Личностные УУД: -навыки организации рабочего места для работы с бумагой; -соблюдение правила безопасной работы с ножницами, аккуратность при работе с клеем; -эстетические чувства Регулятивные УУД: -умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работ; -навык работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работ; -навыки определения этапов работ; -проговаривание пошагового выполнения работы Познавательные УУД: -активизация знаний по курсу 1 класса; -умение делать обобщения, сравнения. Умение анализировать представленные материалы и давать им характеристик; -понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы Коммуникативные УУД: -умение находить компромиссные решения; -умение контролировать свои действия при выполнении коллективной работы | Осуществляется переход к технике обрывания бумаги для изображения природных объектов (Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.19-22) | ||
6 | Мозаика из газетных комков. «Барашек или Грустная овечка», «Пудель» | 1 | Навык работы с «бросовым» материалом (газетная, журнальная бумага) | Личностные УУД: -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных изделий из предметов, встречающихся в повседневной жизни, в быту; -стремление к успешности в учебной деятельности; -навыки аккуратности при работе с клеем Регулятивные УУД: -навыки работы по значкам; -определение этапов работы; -умение находить рациональный способ выполнения поставленной учебной задачи Познавательные УУД: -первоначальные навыки проведения эксперимента; -поиск разных способов выполнения комочков; -поиск нового материала для выполнения поделки; -поиск новых образов для воплощения их в поделках; -активизация знаний художественных текстов с целью нахождения новых образов для поделок Коммуникативные УУД: -навык работы в группе; -умение контролировать свои действия при коллективной работе | Дети открывают для себя новые практические способы выполнения мозаики. Навыки скатывания комочков из бумаги. Получение комочков разного оттенка – от белого до чёрного (Рабочая тетрадь «Волшебные секреты», с.16-17 и тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.23-26) | ||
7 | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Утка мандаринка», «Птичка варакушка». | 1 | Активизация опыта работы с бумагой. Знакомство с понятием «живописная мозаика» | Личностные УУД: -соблюдение правил рационального использования материалов; -поддержание порядка на рабочем месте; -интерес к результатам собственной практической деятельности; -интерес к художественной культуре на основе знакомства с понятием «живописная мозаика»; -навык аккуратности при работе с клеем; -стремление к успешности в учебной деятельности Регулятивные УУД: -умение работать по этапам, предложенным в учебнике; -выбор способа выполнения поставленной учебной задачи; -умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; -умение работать с выкройками Познавательные УУД: -поиск дополнительной информации и использование этой информации для выполнения учебной задачи; -поиск новых образов для воплощения их в поделках; -активизация знаний художественных текстов с целью нахождения новых образов для поделок Коммуникативные УУД: -умение делиться своими наблюдениями, впечатлениями; -строить чёткие, понятные для одноклассников, высказывания; -первичные умения оценки работ | Поэтапное выполнение работы над картиной, созданной из обрывных кусочков бумаги. Конструирование из природного материала, но на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт ( Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.27-34) | ||
8 | Объёмная мозаика из гофрированной бумаги. «Филин на ветке» | 1 | Активизация знаний и навыков работы с гофрированной бумагой. Создание образа | Личностные УУД: -интерес к работе с гофрированной бумагой, желание создавать оригинальные поделки из этого вида бумаги; -правильная организация рабочего места; -умение использовать различные приёмы работы с бумагой; -аккуратность и безопасность при работе с ножницами Регулятивные УУД: -понимание поставленных в учебнике задач; -умение делать простейшие умозаключения; -способствовать освоению действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий Познавательные УУД: -навыки проведения эксперимента; -навыки сравнения разных видов бумаги Коммуникативные УУД: -умение оценки работы; -навыки сравнения работ, выполненных из разных материалов; -воспитывать умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, воспитание выдержки; -навыки организации выставки | Первоначальные навыки работы с кусочками (обрывная мозаика) гофрированной бумаги. Выполнение экспериментов с таким видом бумаги | ||
9 | Оригами Из истории оригами. Складываем из квадрата бумаги Композиция к стихотворению К. Чуковского «Путаница» | 1 | Активизация знаний условных обозначений оригами. Способ выполнения исходной формы «водяная бомбочка» | Личностные УУД: -навыки организации рабочего места для работы с бумагой; -понимание эстетической, моральной и нравственной ценности в жизни человека предметов, выполненных из бумаги; -использование поделок в качестве подарка Регулятивные УУД: -навыки работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работы; -понимание условных обозначений оригами; -умение контролировать свои действия; -ориентироваться на страницах учебника; -умение делать обобщения, сравнения Познавательные УУД: -умение находить дополнительные сведения по предложенной теме; -понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы Коммуникативные УУД: -умение находить компромиссные решения; -умение создавать понятные для партнёра высказывания, делиться собственным опытом решения поставленной задачи | Создание объектов живой природы в технике оригами с привлечением различных видов бумаги (Рабочая тетрадь «Волшебные секреты», с.18-21, с. 34-49 и тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.37-44) | ||
2 четверть (7 часов) | |||||||
10 | Складываем из ткани Салфетка для праздничного стола | 1 | Формирование навыков работы с накрахмаленной тканью | Личностные УУД: -понимание эстетической, моральной и нравственной ценности в жизни человека предметов декоративно-прикладного творчества Регулятивные УУД: -навыки работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работы; -умение контролировать свои действия; -сравнение свойств бумаги и ткани Познавательные УУД: -умение применять в жизни навыки и умения, приобретённые на уроках технологии Коммуникативные УУД: -обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и её результаты; -использовать простые речевые средства для формулирования своего мнения; -воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции | Складывание праздничной салфетки по схеме | ||
11 | Итоговый урок-фантазия Выставка поделок «На суше», «В воздухе», «В воде» | 1 | Презентация тематических выставок поделок «На суше», «В воздухе», «В воде» | Отвечая на вопросы итогового урока, учащиеся обобщают знания и умения, полученные при изучении первого раздела учебника | |||
Подарок своими руками (10 часов) | |||||||
12 | Аппликация Обрывная аппликация из журнальной бумаги и фантиков. «Гусеница» и «Индеец» | 1 | Решаются задачи личностного развития обучающихся средствами художественного труда,формирования у детей нравственно-эстетических чувств, стремления активно взаимодействовать с другими обучающимися в процессе выполнения поисково-творческих задач | Личностные УУД: -соблюдение правил рационального использования материалов, поддержание порядка на рабочем месте; -интерес к результатам собственной практической деятельности; -интерес к миру животных Регулятивные УУД: -умение выбрать наиболее подходящий материал для выполнения поделки; -навыки сравнения и обобщения в приемах работы; -навыки проведения исследовательской работы Познавательные УУД: -поиск дополнительной информации и использование этой информации для новых образов; -активизация знаний персонажей художественных произведений Коммуникативные УУД: -умение делиться своими наблюдениями, впечатлениями; -навыки строить интересные презентационные сообщения; -навыки использования простых речевых средств для формулирования своего мнения | Создание аппликации из различных видов бумаги: журнальной, оберточной (фантики от конфет), фольги (Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.27-34) | ||
13 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе. Костюм для девочки «Нарядное платье», Костюм для зайчика | 1 | Формирование навыков работы с кружевом, тюлем. Создание открыток с аппликациями в этой технике | Личностные УУД: -соблюдение правил рационального использования материалов, правил безопасной работы с ножницами; -поддержание порядка на рабочем месте; -навыки аккуратной работы с клеем; -творческий подход; -стремление к успешности в учебной деятельности Регулятивные УУД: -навыки проведения эксперимента; -навык работы с пошаговыми этапами, показывающими последовательность работы Познавательные УУД: -навык соотносить произведения декоративно-прикладного творчества по настроению, форме, по средствам художественной выразительности, по технологии выполнения Коммуникативные УУД: -навыки использования простых речевых средств для формулирования своего мнения | Поэтапное создание художественных образов из кружева. Различные способы наклеивания деталей (Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.53-56) | ||
14 | Мозаика Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Cирень» | 1 | Активизация знаний о технике мозаики из различных «бросовых» материалов (из кусочков клеёнки, из кусочков пластиковых трубочек) | Личностные УУД: -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных изделий из предметов, встречающихся в быту; -формирование интереса к результатам собственной практической деятельности Регулятивные УУД: -умение определять этапы работы; -контролировать свои действия; -проговаривать последовательность выполнения работы; -навыки проведения эксперимента; -на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла, воплощенного в поделке Познавательные УУД: -умение анализировать рассматриваемые объекты с целью выявления их существенных признаков; -умение делать обобщения, сравнения, анализировать представленные материалы и давать им характеристику; -понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы; -навыки поиска дополнительной информации на заданную тему Коммуникативные УУД: -навыки использования простых речевых средств для формулирования своего мнения | Конструирование из различных материалов. Работа над созданием композиции | ||
15 | Мозаика из кусочков клеёнки. Мозаика из фольги. «Подставка для карандашей» | 1 | Закрепление навыков работы над мозаикой и различных материалов | Личностные УУД: -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных изделий из предметов, встречающихся в повседневной жизни, в быту; -формирование интереса к результатам собственной практической деятельности Регулятивные УУД: -умение определять этапы работы; -контролировать свои действия; -проговаривать последовательность выполнения работы над поделкой; -на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла, воплощенного в поделке Познавательные УУД: -навыки анализировать представленные материалы и давать им характеристику; -навыки поиска новых «бросовых» материалов для выполнения поделки Коммуникативные УУД: -навыки аргументированно доказывать свое мнение на основе собственного опыта и наблюдений
| Оклеивание предмета (например, баночки из-под пищевых продуктов) в технике мозаики | ||
16 | Мозаика из ватных шариков, из кусочков поролона. Мозаика из кусочков ткани «Весёлый гномик», «Ягода-малина» | 1 | Активизация знаний о мозаике из кусочков ваты (ватных шариков), поролона, ткани | Личностные УУД: -интерес к различным видам творчества; -положительное отношение к деятельности на уроке; -стремление к достижению успешности в учебной деятельности; -понимание необходимости соблюдать правила безопасной работы с ножницами, аккуратность работы с клеем; -творческий подход к работе; -осознание роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека; -первоначальная потребность воплотить в поделке эстетические замыслы Регулятивные УУД: -первоначальные навыки планирования; -умение определять этапы работы; -контролировать свои действия; -понимание условных знаков; -навыки работы с выкройками; -навык самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы; -умение вместе с учителем и одноклассниками находить разные техники выполнения работы Познавательные УУД: -навыки поиска «бросовых» материалов для выполнения поделки; -навык активизации знаний по другим предметам, в частности по курсу литературного чтения Коммуникативные УУД: -навыки аргументированно доказывать свое мнение на основе собственного опыта и наблюдений; -умение создавать понятные для одноклассников высказывания, делиться собственным опытом решения поставленной задачи; -интерес к общению; -навык работы в паре | Конструирование из различных материалов. Формирование навыка скатывать плотные ровные ватные шарики одинакового размера
| ||
3 четверть (10 часов) | |||||||
17 | Плетение Из истории плетения. Косое плетение в четыре пряди. «Плетёный человечек» | 1 | Активизация знаний о технике плетения | Личностные УУД: - интерес и положительное отношение к деятельности на уроке; -стремление к достижению положительного результата в практической деятельности; -осознание роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека; -первоначальная потребность воплотить в поделке эстетические замыслы Регулятивные УУД: -первоначальные навыки работы со схемами; -навык самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы; -умение вместе с учителем и одноклассниками находить разные способы решения поставленной учебной задачи; -проведение сравнения материалов и выделение общего признака на основе сравнения Познавательные УУД: -навык поиска дополнительной информации, используя книги, словари, энциклопедии, знания и опыт старших Коммуникативные УУД: -навыки аргументированно доказывать своё мнение на основе собственного опыта и наблюдений; -умение создавать понятные для одноклассников высказывания, делиться собственным опытом решения поставленной задачи
| Плетение различных поделок из четырёх прядей | ||
18 | Прямое плетение из полосок бумаги. «Плетёные картинки. Плетень» | 1 | Знакомство с шахматным плетением. Овладение новой техникой плетения | Личностные УУД: -стремление к достижению положительного результата в практической деятельности; -понимание необходимости соблюдать правила безопасной работы с ножницами; -творческий подход в учебной деятельности; -первоначальная потребность воплотить в поделке эстетические замысли Регулятивные УУД: -первоначальные навыки работы по разметке; -навык адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы; -умение делать обобщения, сравнения; -понимание поставленных учебных задач Познавательные УУД: -навыки использования опыта старших Коммуникативные УУД: -обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты; -использовать простые речевые средства для формирования своего мнения; -воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции; -договариваться, приходить к общему решению | Выполнение разметки и на её основе создание художественных образов с помощью прямого плетения (Рабочая тетрадь «Волшебные секреты», с.22-23 и тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.45-52) | ||
19 | Узелковое плетение. Макраме. Декоративные узлы. | 1 | Работы, связанные с плетением из шнура. Приобретение навыков завязывания узлов (беседочный, узел «счастья», узел «древо жизни», турецкий узел) | Личностные УУД: -интерес к результатам собственной практической деятельности; -интерес к технике макраме, желание научиться завязывать оригинальные узлы и найти применение этих знаний и умений в жизни, в быту Регулятивные УУД: -умение работать по схемам и этапам, предложенным в учебнике; -выбор способа выполнения поставленной учебной задачи; -умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; -умение делать обобщения, сравнения Познавательные УУД: -навыки проведения эксперимента; -навыки сравнения разных видов узлов; -поиск дополнительной информации и использование этой информации для выполнения учебной задачи Коммуникативные УУД: -умение делиться своими наблюдениями, впечатлениями; -строить четкие, понятные для одноклассников, высказывания; -первичные умения оценки работ, выполненных одноклассниками; -навыки работы в коллективе
| Плетение из шнура. Завязывание различных узлов. Использование узелкового плетения в поделках | ||
20 | Объёмное моделирование и конструирование из бумаги Игрушки из бумажных полосок. «Забавные животные» | 1 | Активизация знаний о работе с бумагой. Приобретение навыков объёмного моделирования | Личностные УУД: -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных изделий из бумаги; -интерес к миру животных; -представление о практическом использовании изготовленных поделок; -соблюдение правил рационального использования материалов, -поддержание порядка на рабочем месте; -навыки аккуратной работы с клеем Регулятивные УУД: -навыки проведения сравнения предметов и выделение общего признака на основе сравнения; -умение определять этапы работы; -контролировать свои действия; -проговаривать последовательность выполнения работы над поделкой; -выбор способа выполнения учебной задачи; -учитывать в своих действиях предложенные учителем и одноклассниками этапы работы Познавательные УУД: -навыки сравнения и обобщения; -умение анализировать предложенные материалы для работы; -понимание учебной задачи, вопросов учителя; -умение строить в простой устной форме ответы на вопросы, предложенные в учебнике Коммуникативные УУД: -обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты; -воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции; -договариваться, приходить к общему решению | Выполнение поделок из бумажных полосок. Поэтапное выполнение игрушек из бумажных полосок (Рабочая тетрадь «Волшебные секреты», с.22-23) | ||
21 | Итоговый урок-фантазия. Праздник «Всем подарочек найдётся» | 1 | Итоговые вопросы в конце раздела приучаютанализировать изученный материал, делать логические выводы | Организация и проведение праздника «Всем подарочек найдётся» | |||
Мир сказочных героев (6 часов) | |||||||
22 | Лепка Из истории лепки. Лепка конструктивным способом. Обрубовка. «Парусник», «Волшебный цветок»
| 1 | Создание образов литературных героев и придумывание собственных. Изучение новых технологий работы с пластилином (раскатывание, обрубовка, лепка вытягиванием)
| Личностные УУД: -интерес к работе с пластилином; -первоначальная потребность воплотить в поделке из пластилина эстетические замыслы; -интерес к художественной культуре на основе знакомства с историей лепки из глины; -уважительное отношение к истории и культуре своего народа; -представление о ручном творчестве как средстве создания предметов, встречающихся в повседневной жизни, в быту Регулятивные УУД: -умение определять этапы работы; -контролировать свои действия; -проговаривать последовательность работы над поделкой; -соотнесение изучаемого материала с собственным опытом; -выполнение действия в опоре на заданный ориентир; -выполнение дифференцированных заданий; -выбор из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя; -умение выбрать наиболее подходящие техники для выполнения поделки; -находить общее и различное Познавательные УУД: -навык поиска дополнительной информации, используя книги, энциклопедии, знания и опыт старших Коммуникативные УУД: -интерес к общению; -проявление инициативы в совместной творческой работе; -умение принимать помощь взрослого и одноклассников; -аргументированное обсуждение новых образов для поделок | Знакомство с новыми технологиями работы с пластилином | ||
23 | Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса» | 1 | В ходе разрешения коллизий и проведения эксперимента дети узнают новый способ получения материала для аппликаций, обучаются соединять в одной работе разные, уже знакомые им материалы (коллаж), создавать образы любимых героев и украшать их | Личностные УУД: -стремление к достижению положительного результата в практической деятельности; -творческий подход к учебной деятельности; -соблюдение правил рационального использования материалов; -поддержание порядка на рабочем месте Регулятивные УУД: -навык самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы; -умение выбрать наиболее подходящий материал для выполнения поделки; -находить общее и различное в приемах работы Познавательные УУД: -первоначальные навыки проведения исследования; -на основе имеющихся знаний и навыков принимать практические решения; -понимание информации, предложенной в учебнике; -поиск новой информации по другим источникам; -умения делать обобщения, сравнения Коммуникативные УУД: -умение воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции; -договариваться, приходить к общему решению | Простейшее моделирование и украшение одежды | ||
24 | Лепка из целого куска пластилина способом вытягивания. «Сказочный Змей Горыныч» | 1 | Приобретение опыта работы в технике вытягивания целого куска пластилина и создания из него сказочного образа | Личностные УУД: -соблюдение правил рационального использования материалов; -поддержание порядка на рабочем месте; -навыки аккуратной работы с пластилином Регулятивные УУД: -умение определять этапы работы; -проговаривание пошагового выполнения работы Познавательные УУД: -понимание информации, предложенной в учебнике; -поиск дополнительной информации по другим источникам; -умение делать обобщения, сравнения; -активизация знаний, полученных по курсу «Литературное чтение» Коммуникативные УУД: -навыки выполнения коллективной работы; -обсуждение с одноклассниками хода выполнения работы; -умение воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции, договариваться, приходить к общему решению; -проявлять инициативу при выполнении работы в группе; -строить понятные высказывания; -умение выслушивать чужое мнение и прислушиваться к нему; -навык принимать и оценивать чужое предложение | Знакомство с новыми технологиями работы с пластилином | ||
25 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе. «Мышонок-фигурист», «Дюймовочка» | 1 | Активизация знаний и навыков работы с тканью | Личностные УУД: -интерес к работе с различными видами ткани; -первоначальная потребность воплотить в поделке эстетические замыслы, творческий подход; -соблюдение правил безопасной работы с ножницами, клеем; -соблюдение правил рационального использования материалов; -поддержание порядка на рабочем месте; -понимание важности и значимости учебной деятельности, ее практической направленности Регулятивные УУД: -умение контролировать свои действия; -проговаривать последовательность выполнения работы над поделкой; -навык работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работы; -умение выбрать наиболее подходящий материал для выполнения поделки; -умение ориентироваться на страницах учебника Познавательные УУД: -поиск дополнительной информации и использование этой информации во время урока; -поиск новых образов для воплощения их в поделках; -активизация знаний художественных произведений по курсу «Литературное чтение» Коммуникативные УУД: -мотивация и интерес к коллективной творческой работе; -навыки работы в группе; -умение принимать помощь взрослого и одноклассников; -аргументированное обсуждение использованных приемов выполнения работы | Создание художественных образов из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе (Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.53-56) | ||
26 | Мозаика и аппликация из геометрических фигур. Портрет из разных геометрических фигур | 1 | Создание образов из геометрических фигур. Активизация знаний о композиции | Личностные УУД: -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных изделий из бумаги; -представление о практическом использовании изготовленных поделок; -соблюдение правил рационального использования материалов; -поддержание порядка на рабочем месте; -навыки аккуратной и безопасной работы с ножницами и клеем Регулятивные УУД: -понимание смысла инструкции, данной в учебнике; -оценка результатов своих действий; -учет в своих действиях предложенных учителем и одноклассниками этапов работы Коммуникативные УУД: -навык работы в группе; -навык организации выставки «Геометрический калейдоскоп» | Приобретение навыков в моделировании из геометрических фигур и их частей | ||
4 четверть (8 часов) | |||||||
27 | Итоговый урок -фантазия Игра «Путешествие на бал сказочных героев» | 1 | Личностные УУД: -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных изделий из бумаги; -представление о практическом использовании изготовленных поделок; -соблюдение правил рационального использования материалов; -поддержание порядка на рабочем месте; -навыки аккуратной и безопасной работы с ножницами и клеем Регулятивные УУД: -понимание смысла инструкции, данной в учебнике; -оценка результатов своих действий; -учет в своих действиях предложенных учителем и одноклассниками этапов работы Коммуникативные УУД: -навык работы в группе; -навык организации выставки «Геометрический калейдоскоп» | Обобщение полученных знаний. Игра «Путешествие на бал сказочных героев» (Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп», с.59) | |||
Уютный дом (7 часов) | |||||||
28 | Шитьё и вышивание Из истории вышивания. Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперёд иголку» | 1 | Освоение первоначальных навыков шитья, простейшей вышивки, пришивания пуговиц. | Личностные УУД: -интерес к работе с различными видами ткани; -интерес к результатам собственной практической деятельности; -соблюдение правил рационального использования материалов, поддержание порядка на рабочем месте, правил безопасной работы с иглой; -развитие самостоятельности в выборе материалов и способов деятельности; -представление о практическом использовании полученных на уроке знаний и навыков Регулятивные УУД: -умение контролировать свои действия; -проговаривать последовательность выполнения работы над поделкой; -навык работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работы; -умение ориентироваться на страницах учебника; -первоначальные навыки экспериментальной работы Познавательные УУД: -поиск дополнительной информации и использование этой информации во время урока; -поиск новых образов для воплощения их в поделках; -активизация знаний художественных произведений по курсу «Литературного чтения» Коммуникативные УУД: -умение принимать помощь взрослого и одноклассников; -аргументированное обсуждение использованных приемов выполнения работы | Формирование умения пришивать разные пуговицы (с двумя дырочками, с четырьмя, с ушком) | ||
29 | Двойной шов «вперёд иголку». Пуговицы в поделках | 1 | Освоение первоначальных навыков пришивания пуговиц. Использование пуговиц для создания художественных образов | Личностные УУД: -стремление к достижению положительного результата в практической деятельности; -понимание необходимости соблюдать правила безопасной работы с иглой; -творческий подход в учебной деятельности Регулятивные УУД: -навык самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы; -умение делать обобщения, сравнения; -понимание поставленных в учебнике учебных задач Познавательные УУД: -поиск дополнительной информации по теме урока Коммуникативные УУД: -обсуждение с одноклассниками хода выполнения работы и ее результаты; -использование простых речевых средств для формулирования своего мнения; -умение воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции; -договариваться, приходить к общему решению | Создание художественных образов с помощью пуговиц. Использование приёмов безопасной работы с иглой | ||
30 | Объёмное моделирование и конструирование. Модели из крупных коробок. «Многоэтажный дом», «Гараж» | 1 | Активизация знаний по моделированию и конструированию | Личностные УУД: -интерес к различным видам творчества; -первичные умения оценки работ одноклассников и своей собственной деятельности; -соблюдение правил безопасной работы с ножницами, аккуратной работы с клеем; -мотивация к коллективной творческой работе Регулятивные УУД: -конструкторское мышление; -понимание поставленных в учебнике учебных задач; -умение определять этапы работы; -контролировать свои действия; -понимание схем и символов, приведенных в учебнике, умение выполнять работы согласно схемам; -понимание практической направленности учебной деятельности Познавательные УУД: -понимание условных знаков; -навыки работы со справочным материалом; -соотносить произведения декоративно-прикладного творчества по настроению, форме, по средствам художественной выразительности, по технологии выполнения; -навык использования накопленного опыта Коммуникативные УУД: -навык выполнения коллективной работы; -умение воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции; -договариваться, приходить к общему решению | Выполнение моделей из готовых форм | ||
31 | Летающие модели «Вертушки» | 1 | Формирование навыков моделирования | Личностные УУД: -представление о ручном творчестве как средстве создания оригинальных игрушек из бумаги; -представление о практическом использовании поделок; -представление о практическом использовании поделок; -соблюдение правил рационального использования материалов, поддержание порядка на рабочем месте; -навыки аккуратной и безопасной работы с ножницами и клеем Регулятивные УУД: -понимание смысла инструкции, данной в учебнике; -оценка результатов своих действий; -учет в своих действиях предложенные учителем и одноклассниками этапы работы Познавательные УУД: -понимание условных знаков; -навыки работы со справочным материалом; -первоначальные навыки работы со справочным материалом; -первоначальные навыки проведения эксперимента Коммуникативные УУД: -обсуждение с одноклассниками этапов работы; -умение воспринимать и учитывать мнения других людей, умение договариваться, приходить к общему решению | Создание летающих моделей | ||
32 | Изготовление моделей из деталей конструктора | 1 | Развитие навыков конструирования, мелкой моторики рук | Личностные УУД: -навыки аккуратной и безопасной работы с мелкими деталями конструктора, поддержание порядка на рабочем месте Регулятивные УУД: -оценка результатов своих действий; -первоначальные навыки оценки результатов работы одноклассников Познавательные УУД: -в ходе работы с конструктором активизация знаний профессий Коммуникативные УУД: -умение воспринимать и учитывать мнения других людей, умение договариваться, приходить к общему решению | Знакомство с различными видами конструкторов, изготовление моделей из их деталей | ||
33 | Электробытовая техника. Другие виды электрической техники | 1 | Знакомство с новой бытовой техникой. Понимание необходимости бережного отношения к техническим устройствам | Личностные УУД: -навыки безопасного обращения с бытовыми электроприборами, которые окружают детей и в школе, и дома Регулятивные УУД: -оценка результатов своих действий; -первоначальные навыки оценки результатов работы одноклассников Познавательные УУД: -активизация знаний по дизайну интерьера помещения Коммуникативные УУД: -умение воспринимать и учитывать мнения других людей | Знакомство с возможностями компьютера и сети Интернет. Знакомство с различными видами бытовой техники | ||
34 | Итоговый урок-фантазия. «Город самоделок» | 1 | Обобщение полученных знаний и умений | Активизация навыков, умений и знаний, полученных за год обучения |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения
конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами
и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
- материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».
Учебно-практическое оборудование
- Природный материал
- Пластилин
- Цветная бумага
- Белый картон
- Цветной картон
- Ткань
- Пуговицы
- Иголки
- Разноцветные нитки
- Карандаш
- Линейка
- Спички и спичечные коробки
- Клей
- Ножницы
- Кисти
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Тематический план ориентирован на использование следующего УМК:
- для учащихся:
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. -
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
2. Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И. Бумажный калейдоскоп: тетрадь для
практических работ к учебнику «Технология. Уроки творчества». 2 класс. – Самара:
Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
3. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. – 5-е
изд. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
- для учителя:
1. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
2.Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к курсу «Технология».2 класс. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
3. Пономарёва Л.А. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК система Л.В. Занкова-
М.: Планета, 2012
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по технологии за курс 2 класса
Дата___________Класс_________
Фамилия, имя ______________________________________
Часть А
1. Технология – это:
а) знания о технике;
б) последовательность операций по обработке материала для изготовления изделия;
в) техническая характеристика изделия.
2. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:
а) игла;
б) глина;
в) бумага;
г) ножницы;
д) цветной картон;
е) клей.
3. При изготовлении аппликации из цветной бумаги
а) детали склеиваются;
б) детали сшиваются;
в) детали сколачиваются гвоздями.
4. При работе за компьютером делай перерыв:
а) через каждый час;
б) через каждые 15 минут;
в) через каждые 5 минут.
5. Шаблон – это:
а) инструмент;
б) материал;
в) приспособление.
6. Как называется изображение детали или изделия на листе бумаги с обозначением всех необходимых для его изготовления размеров?
а) технический рисунок;
б) эскиз;
в) чертёж.
7. Оригами – это…
а) блюдо японской кухни;
б) техника складывания из бумаги;
в) японский национальный костюм.
8. Как можно размягчить пластилин?
а) горячей водой
б) разогреть теплом своих рук;
в) подождать некоторое время.
9. Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) стеки;
б) посуда с водой;
в) подкладная доска;
г) ножницы.
Часть В
10. Закончи высказывания о материалах и инструментах:
То, из чего изготавливают изделия, - это…
То, чем работают, - это…
11. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, не тянется, разноцветная - это…
б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это…
в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это...
12. Подумай, о каком инструменте идёт речь? Напиши ответ______________________
– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие.
– Во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им.
– На столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.
13. Установи правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации:
Разметить детали по шаблону. | |
Составить композицию. | |
Вырезать детали. | |
Наклеить на фон. |
14.Напиши пословицу о труде._______________________________________________
ОТВЕТЫ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ
к итоговой контрольной работе (промежуточная аттестация) по технологии
№ задания | Проверяемые умения | Правильный ответ | Баллы |
1 | Умение раскрывать понятие «технология». | б) | 1 |
2 | Умение перечислять материалы. | б), в), д) | 1 |
3 | Умение оценивать правильность поведения при работе с аппликацией из бумаги. | а) | 1 |
4 | Умение оценивать правильность поведения при работе за компьютером. | б) | 1 |
5 | Умение раскрывать понятие «шаблон». | в) | 1 |
6 | Умение связывать понятие с его определением. | в) | 1 |
7 | Умение связывать понятие с его определением. | б) | 1 |
8 | Умение оценивать правильность поведения при подготовке пластилина к работе. | б) | 1 |
9 | Умение выбирать инструменты при работе с пластилином. | а), в) | 1 |
10 | Умение раскрывать понятие «материалы», «инструменты». | материалы, инструменты | 1 |
11 | Умение определять материалы по их свойствам | а) бумага б) картон в) пластилин | 1 |
12 | Умение называть предмет по его признакам. | Ножницы | 1 |
13 | Умение устанавливать правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации. | Разметить детали по шаблону- 2 Составить композицию- 1 Вырезать детали-3 Наклеить на фон-4 | 1 |
14 | Знание пословиц о труде. | 1 |
Максимальный 14-13 б. – «5» |
Программный 12-8 б. – «4» |
Необходимый предметный 7 б. – «3» |
Недостаточный менее 7 баллов – «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Технология" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной прогр...
Рабочая программа учебного курса «Технология» 1 класс
Рабочая программа учебного курса «Технология»1 класс...
Рабочая программа учебного курса "Технология" (1 класс)
Рабочая программа учебного курса "Технология" (1 класс)...
Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)
Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа Учебного курса «Технология» 1 класс УМК « Школа России».
Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...