"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
методическая разработка по теме

Валинурова Файруза Халасовна

Гуманизация образовательной среды в школе как условие

личностно – ориентированного образования.

§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.

§2 Личностно – ориентированные технологии - центральное звено образовательной системы

Глава I I. Инновационная технология творческого развития

§1 Структура технологии урока творческого развития

§2 Метод проектного обучения труда

Глава I I I. Технологические разработки уроков  творческого развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давайте познакомимся!C:\Users\Файруза\Desktop\DSC03062.JPG

C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02471.jpg Шарипова Файруза Халасовна - учитель начальных классов средней общеобразовательной школы села Карманово.

Родилась 12 февраля 1984 года в городе Нефтекамск. В 1991 году пошла в первый класс школы №13. В 1999 году поступила в Нефтекамский педагогический колледж по специальности - учитель начальных классов.С 2003 года работаю учителем. Школа для меня - это становление профессионального и жизненного пути. С 2003 по 2007гг. Обучалась в Башкирском педагогическом университете по специальности педагог - психолог.

Профессиональное кредо: знания и умения, полученные в школе должны стать фундаментом построения целостной, творческой, самодостаточной личности; составляющим звеном обучения должен стать самостоятельный творческий подход к успешному решению проблемных ситуаций.

Применяемые технологии: Если ты учитель, то главная цель – овладение технологией реализации выбранной педагогической системы. Применяю на практике технологию творческого развития, которая  даёт школьникам уверенность в своих познавательных возможностях, увлечённое овладение ими учебной деятельностью, формирование теоретического разумного мышления. Я выбираю  сотруднические, искренние отношения в общении, творческий стиль работы.

        

        Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Янаульский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Карманово

Методическая разработка

на тему

«Применение новых педагогических технологий.

Личностно – ориентированные технологии.

Технологии творческого развития»

учителя начальных классов

средней общеобразовательной школы села Карманово

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Шариповой Файрузы Халасовны

С. Карманово

Содержание

Глава I. Гуманизация образовательной среды в школе как условие

личностно – ориентированного образования.

§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.

§2 Личностно – ориентированные технологии - центральное звено образовательной системы

Глава I I. Инновационная технология творческого развития

§1 Структура технологии урока творческого развития

§2 Метод проектного обучения труда

Глава I I I. Технологические разработки уроков  творческого развития

Глава I. Гуманизация образовательной среды в школе как условие

личностно – ориентированного образования.

§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.

    Образовательная среда — это совокупность общественных, материальных и духовных воздействий, которые благоприятно или неблагоприятно влияют на развитие личности. Образовательная среда, в которой находятся дети и взрослые, воспринимается ими по-разному. Она означает нечто большее, чем просто то, что физически, пространственно окружает участников образовательного процесса. Д. Дьюи писал: «Некоторые объекты, удаленные от человека во времени и пространстве, могут образовывать окружающую его среду даже в большей мере, чем некоторые близкие к нему объекты». То, в связи с чем человек изменяется, составляет его истинную образовательную среду, состоящую как из внешних, так и из внутренних условий, которые поддерживают или сдерживают, стимулируют или пресекают характерные действия участников образовательного процесса. Потому под образовательной средой необходимо понимать весь комплекс факторов и условий, оказывающих воздействие на участников образовательного процесса в школе.
   Образовательная среда, формируемая администрацией школы, классными руководителями, методическими объединениями учителей, определяет психолого-педагогический социальный статус ученика, который характеризует благополучие или неблагополучие ребенка в школе. Рассматриваемый статус определяет социальные качества личности и представляет – собой «…систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обучения и развития. Это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребенка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях». Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика школы являются:
• отношение школьника к самому себе — устойчивая положительная оценка себя  как умелого, знающего ученика, способного много добиться и имеющего адекватный уровень притязаний;
• отношение к значимой деятельности - эмоционально-положительное восприятие школы и учения;
• устойчивое эмоциональное состояние в школе — отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя), родителей и актуальными возможностями ребенка;
• активность и автономность поведения учащегося — самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;
• взаимодействие с педагогами — установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности педагога и системы его отношений с воспитателями;
• взаимодействие школьника со сверстниками — владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;
• умственная работоспособность и темп умственной деятельности — способность сосредоточенно работать над учебной задачей, стремление трудиться в едином темпе со всем классом;
• сформированность важнейших сторон познавательной сферы — умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность плана умственных действий.  
   Приведенные характеристики социального психолого-педагогического статуса ученика показывают, что благоприятное влияние на учащегося оказывает такая окружающая его образовательная среда, с которой он активно взаимодействует, принимая ее в свой внутренний мир.
   Первой среди них педагоги считают функцию
ответственности как фундаментальную личностную характеристику. Ответственность за что? За всё. Чем выше переживаемая личностью сфера ответственности, тем более развита личность. Ответственность перед кем? Перед собой, обществом, природой. Причем эта личностная ответственность, в отличие от различных социально-нормированных ее проявлений, носит подлинно нравственный характер. К этой области личностных функций относятся функции нравственного выбора, мотивационного обоснования жизнедеятельности.
Ко второй группе отнесем функции, относящиеся к
самореализации. Сюда могут быть отнесены функции творчества, свободы, самостоятельности, состязательности с различными жизненными препятствиями, развития индивидуальности, обеспечения духовного уровня жизнедеятельности.
Третья группа —
рефлексивные функции личности, обеспечивающие ее поисковую деятельность, развитие образа «Я».
Реализация приведенных групп функций в школьном образовании проходит в диалоговых системах
учитель ученик, ученик учебный материал, ученик ученик, ученик ученики.

    В традиционной образовательной среде развитие личности школьника обеспечивается в основном информационно-содержательной составляющей образования, замыкается в ней. В личностно-ориентированном образовании не менее определяющее значение имеет то, насколько школьная среда, создаваемая учителем на уроке, благоприятна для развития способностей ребенка, как она обеспечивает самореализацию его личностного потенциала и побуждает к поиску собственных результатов обучения. В ходе личностно-ориентированного образования на указанных выше стадиях работа с учащимися опирается не столько на их память, чувство долга как в традиционном обучении, сколько на уже имеющийся внутренний личностный опыт ребенка («Я») — слушателя, преобразователя, мыслителя, наблюдателя, собеседника, партнера (друга). Система обучения перестраивается на основе использования опыта ребенка. Из монологической она превращается в диалогическую, когда знания открываются и усваиваются при помощи активной деятельности ребенка в его образовательной среде.
   Таким образом, образовательная среда означает все то, что вмешивается в жизнь человека.
   Основополагающие личностные качества человека предполагают и некие базовые характеристики образовательной среды, отрицательно или положительно влияющих на развитие этих качеств. Так, ситуация, обеспечивающая ответственность, должна обладать некоторой контекстуальностью по отношению к внутреннему миру личности. Для самореализации необходимо, например, создание условий игры с присущими ей свободой и состязательностью. Рефлексивная функция востребуется и развивается в условиях взаимодействия личности с открывающимся перед ней миром культуры.

§2 Личностно – ориентированные технологии - центральное звено образовательной системы

    Переход к личностно-ориентированным технологиям, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечивают создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития и реализации ее природных потенциалов. В центре внимания педагога — уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта. Личностно - ориентированные технологии характеризуются сотрудничеством участников педагогического процесса, демократизмом, равенством, партнерством в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Ситуация современного урока — это ситуация расставания с так называемым строгим уроком, характеризующимся порядком, абсолютной исполнительностью учеников и встреча с уроком свободным. Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразовалось в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели и содержание обучения, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества. Педагогика сотрудничества предполагает наличие у взрослого умения выслушать ребенка, дать ему возможность выразить свое мнение. При этом необходимо учить школьников думать размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения, что формирует коммуникативные свойства личности, к которым относятся:
-  действенное общение;
-  риторические умения (построение фраз, умение убеждать и т.п.);
- умение вести диалог, ставить вопросы;
- умение слушать, слышать, вести спор, приводить аргументацию;
- умение встать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
   Педагогу ни в коем случае нельзя подчеркивать свое превосходство перед учениками. Он обязан искать вместе с ними ответы на возникшие вопросы. Лишь при таком обучении, воспринимаемом как общение, дети смогут почувствовать себя раскрепощенно, развивать и проявлять свое «Я».
   Групповая (в том числе парная) форма работы более природосообразна для младшего школьного возраста и предполагает отсутствие давлеющего вмешательства со стороны взрослого в психологию учения, комфортное нахождение ребенка в группе сверстников.
Применение групповых способов обучения показал, что у младших школьников:
— появляются навыки общения и риторическая грамотность;
— улучшается успеваемость;
— возрастает самоуважение;
— укрепляется дружба.
  Рассмотрим
технологию группового обучения, направленную на развитие коммуникативных свойств личности.
Работая с применением групповых способов обучения, учитель должен прежде всего установить правила работы в группе и обучить им детей. При проведении инструктажа нужно представить ученикам готовые правила или предложить разработать их самостоятельно, а также необходимо обсудить эти правила, что будет уроком ответственности и демократии.
Приведем примеры формулировок правил:
говори тихо и спокойно; к своим товарищам относись с уважением; внимательно слушай партнера; старайся не перебивать товарища, выслушивай его до конца; делай замечания тактично, не груби; в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.
    Элементы групповой работы можно и нужно вводить уже с 1 класса. Замечено, что первоклассникам интересно работать в паре. Удовлетворение этого интереса способствует активизации познавательной деятельности и формированию таких качеств личности, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

« - Многие ваши родители работают на заводах, стройках. Часто они работают в бригадах группах, которые делают одно задание вместе. Сегодня мы тоже попробуем работать сообща. Вы должны решить задачу, сначала ее надо составить по краткой записи, затем проанализировать, сформулировать вопросы и найти ответ. При этом вы будете учиться работать быстро, не отвлекаясь, помогать друг другу, отстаивать свою точку зрения. Вникайте в то, что делает ваш товарищ по группе. Если кто-то из вас будет отвечать недостаточно четко, то оценка работы группы будет ниже».
   В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между ее членами. С целью развития памяти учащихся педагог предъявляет задание только один раз, дети запоминают его и выполняют следующие действия: рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное; придумать условие задачи по краткой записи; подготовиться к анализу задачи; поставить вопрос и выбрать действие для ответа на него, доказать правильность выбора; назвать ответ задачи; экономно расходовать время; самостоятельно распределить роли при подготовке к отчету о работе группы.
   Время, которое отводится на эту работу, зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида. Оно обязательно сообщается ученикам.
Групповой отчет происходит следующим образом: один ученик рассказывает условие, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и доказывает целесообразность его выбора. Высказываются группы поочередно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач. Затем представитель от каждой из групп идет к доске и под краткой записью задачи, решенной учащимися другой группы, записывает выражение. Этот прием способствует развитию внимания.
   Опыт показывает, что на первых порах овладения приемами групповой работы учащиеся не очень внимательны к ответам одноклассников. После того как они поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по задаче другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их
, а там, где это необходимо, тактично помогать.
   Совместная работа школьников на уроках в начальных классах не подменяет традиционно сложившиеся формы организации учебной деятельности, а удачно дополняет их. Мы считаем, что опасения, что организация совместной деятельности приведет к обезличиванию учебного труда, к тому, что в парах и группах будут активно работать только отдельные ученики, а остальные ограничатся пассивным присвоением результатов их работы, лишены оснований. В рамках совместной работы создаются благоприятные условия
для развития коммуникативных свойств личности через формирование таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля результатов учебного труда.
   Таким образом, мы показали, что групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.
   Личностно-ориентированные технологии направлены на осознание учащимся особенностей собственной личности, своего отношения к миру через слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения. Это не противоречит идеям развивающего обучения, а дополняет их. В свою очередь, такие технологии обеспечивается следующими факторами гуманизации образовательной среды:
1) востребованность в процессе образования субъектного опыта ученика, опора на этот опыт;
2) здоровьесберегающая направленность процесса образования;
З) удовлетворение в равной мере социально и индивидуально обусловленных образовательных потребностей в форме, адекватной возрасту ученика;
4) поддержание комфортности обучения (создание ситуации успеха у учащегося, использование реагентов счастья, благоприятствующее общение, сотрудничество, эмпатийное сопереживание);
5) предоставление возможности выбора
(способа получения нового знания, объёма, вида и сложности задания, вида, средства учебной деятельности, позиции исполнителя или лидера.) и ответственности за него;
6) включение в учебный процесс новой информации, витагенных методов обучения, благоприятствующих образованию.

Гибельная для образования, но, к сожалению, повсеместно существующая рутина может постепенно преодолеваться с помощью такой организации образовательной среды, которая стимулировала бы деятельность учения, — не заучивание заданных на дом параграфов, а постановка собственных вопросов и поисков ответов. Проектирование среды, способствующей пробуждению творческой активности, и поиск адекватных способов управления в ней — задачи, которые мы ставим перед собой.
Школа должна построить такую среду, которая предоставляет ученику все возможные средства и условия для самообразования, т.е. помогает открыть в себе то положительное, что в нем есть, стимулирует развитие всех человеческих качеств ученика, а не формирует извне только социально заданных качеств личности.                                                                                                                                                  Направленность на
поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы принятия самостоятельных решений — условия личностно-ориентированного обучения. Описывая теоретические аспекты реализации педагогики поддержки, Г.Б. Корнетов отмечает, что наставник должен стремиться не вести ребенка за собой, не управлять им, а как бы следовать за воспитанником, создавать условия для самоопределения, самоидентификации и самореализации.
   По мнению Е.Н. Шиянова и Н.Б. Ромаевой, модель
поддерживающего образования практически исключает неприятие педагогических целей учителя учеником, так как воспитатель не стремится навязать ребенку цели, а должен сделать цели воспитанника своими. Это предотвращает столкновение мотивов и действий участников образовательного процесса, резко повышает его эффективность. Задача учителя — создание условий для развития индивидуальности ребенка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы.
   Остановимся на видах педагогической поддержки.
Внешняя поддержка служит для создания эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию и определению цели урока, создание ситуаций взаимного (коллективного и группового) обучения, использование элементов деятельностного обучения, а именно игр, драматизаций, творческих работ, позитивной оценки достижений, диалогического общения.  Внутренняя поддержка направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику развития обученности, воспитанности, выявления личных проблем детей, отслеживание (мониторинг) процесса развития каждого ребенка. Осуществление помощи необходимо на всех этапах проявления у ребенка самостоятельности, развивающейся в следующей цепочке процессов: самосознание — самоопределение — самовыражение (самораскрытие, самопредъявление, самопрезентация) — самоутверждение — самореализация — саморегуляция.
   Для осуществления педагогической помощи и поддержки учитель начальной школы должен:
— правильно оценивать внутреннее (психологическое) состояние учащихся, сочувствовать и сопереживать;
— вызывать у ребенка желание и стремление быть лучше;
— находить нужный стиль общения с каждым учащимся;
— уметь запустить механизм успеха для каждого учащегося с первых дней существования детского коллектива.
   Учет психологического состояния детей, в том числе и настроения, возможен через выявление форм их психологической защиты. Психологически младший школьник защищает свой мир детства, свою ведущую деятельность, свой ведущий канал восприятия, свои принципы целостности восприятия окружающей действительности и комфортности-успешности обучения, а также свой стиль поведения. Если учитель хочет понять ребенка, то он должен осознать и принять субъективное пространство его личности.                                                                                                            Чтобы школьники захотели и были в состоянии понимать педагога, он должен выражать знания с учетом их мировосприятия, миропонимания и мироощущения. Чувство свободного выбора траектории образования личности и педагогическая поддержка являются условиями активного функционирования познавательных сил детей в процессе обучения, что обеспечивается: а) установлением атмосферы взаимного доверия и уважения; б) управлением учебным процессом в формах «со...» педагога и школьника; в) созданием условий для свободного выбора педагогически однозначных (с одной и той же учебной задачей), но субъективно (для школьника) разнообразных учебных материалов; г) удовлетворением потребности в экспансивной учебно-познавательной деятельности и обеспечением развития всех познавательных сил; д) пробуждением, формированием и поощрением творческой и созидательной самостоятельности учебно-познавательной деятельности.
   Методическим обеспечением выполнения сформулированных выше условий выступают  личностно-ориентированные технологии: учет субъективного опыта учащихся, адаптированное наведение на понятие, сюжетное построение урока или учебного дня, уровневая дифференциация, различные виды групповых и коллективных способов обучения.

   
Желание учиться и достигать в учебе высоких результатов должно поддерживаться не только учителем, но и сверстниками, а это зависит от складывающихся межличностных отношений и сплоченности детского коллектива. Учителю следует организовать деятельность детей, способствующую доброжелательному общению и исключению агрессивности.
   Так, например, проблемным детям можно предложить войти в круг детей, крепко взявшихся за руки, используя любые возможности. Как правило, входи по одному, они пытаются расценить руки обманом или силой прорваться в круг, что у них чаще всего не получается. Когда они попросят разрешения войти в круг и им это удастся, то они испытывают потрясение оттого, что вежливость и умение доброжелательно обратиться к товарищам может стать ключом к решению проблемы. Снять агрессию помогают стихи и рукопожатия. Так, учитель может предложить по утрам читать хором стихотворение:
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем.
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как дружно мы живем!
   
Далее надо предложить детям повернуться друг к другу, улыбнуться и обменяться рукопожатиями. Сплоченности и доброжелательным отношениям учащихся способствуют также динамические танцевальные игры, внеклассные часы, чаепития, праздники и т.п.
   Чем выше обеспокоенность проблемами школьной жизни у родителей, тем более тревожен ребенок. В  случае возникновения проблем между родителями и детьми педагогическая поддержка заключается в тактике помощи ребенку. Родителям можно дать следующие рекомендации:
— необходимо снизить уровень требований к ребенку;
— соблюдать режим экологии учебного
— не сравнивать ребенка с другими
— не проявлять негативные эмоции, порицания в неудачах ребенка, проявлять такт и уважение к его праву на ошибку. Неудача — не катастрофа, а всего лишь временная трудность, которую надо преодолеть спокойно и уверенно;
— не зацикливать всю сферу деятельности ребенка только на учебе. При всей приоритетности учебной деятельности предоставлять возможность ребенку проявлять себя в других видах деятельности, создавать ситуации поощрения и успеха в них.
   В связи с последней рекомендацией педагогическая поддержка со стороны учителя состоит в содействии развития целостной личности ребенка, в устранении проблем, мешающих активной положительной деятельности учащихся. С этой целью важное значение имеет вовлечение учащихся в  различные сферы школьной жизни: конкурсы, оформление тематических плакатов, спортивные мероприятия, посещение кружков. Педагогическая поддержка учащимся в становлении их личности возможна при доверии детей к учителю, при видении ребенком учителя в качестве друга, готового прийти в трудную минуту с участием. Учителю следует:
 
— не бояться выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок;
— не спешить за каждым негативным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы;
— в общении с ребенком чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
— быть справедливым в оценивании учащихся;
— учить детей радоваться своим успехам и успехам одноклассников.
   Постоянная педагогическая поддержка и помощь учителя детям, как в учебной, так и вне учебной деятельности служит залогом успешности личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

Глава I I. Инновационная технология творческого развития.

§1Структура технологии урока творческого развития.

    Главная задача любой школы – это развитие и формирование творческой личности. В. П. Беспалько пишет: «Главной отличительной характеристикой учителя будущего станет умение выбирать, разрабатывать, осуществлять эффективные процессы обучения. Этим, только этим определяется мастерство учителя, и истинный учитель».  

Прежде чем предложить образцы технологических разработок уроков представим структуру урока по технологии творческого развития:

Структура технологии урока творческого развития

Ориентировочно – мотивационный этап – 10 мин.

Операционально – исполнительский этап – 30 мин.

Рефлексивно – оценочный этап – 5 мин.

  1. Проверка творческих заданий
  2. Выравнивание знаний, ориентировка в изученном материале
  3. Создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала;формулирование учебной задачи
  4. Рефлексия и самооценка первого этапа урока
  1. Создание проблемных ситуаций.
  2. Пошаговое решение учебной задачи через систему заданий, действий, выводов.
  3. Моделирова-

ние усвоенного содержания и способа мышления

  1. Предъявление учащимися вопросов по уроку.
  2. Проговаривание учащимися выводов. определений,усвоенных на уроке в индивидуальной и групповой форме.
  3. Итоговая самооценка результатов учебной деятельности.
  4. Предъявление домашнего задания на трёх уровнях: программном, полутворческом и творческом.

    Урок творческого развития состоит из трёх этапов. Куда входят все четыре компонента учебной деятельности.

I. Ориентировочно – мотивационный этап или этап постановки учебной задачи и проверки домашнего задания состоит из четырёх элементов:

1) Проверка творческой домашней работы. Обычно домашнее задание бывает на трёх уровнях:

а) уровень Госстандарта, знание программного материала и готовность воспроизвести его; этот уровень обязателен для всех учащихся;
б) задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей - это
полутворческий уровень; в) задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Например, изучив законы сложения чисел, ребенок с образным мышлением может сочинить сказку или, изучив многозначность слова, может выразить это в рисунках. Качество выполнения домашнего задания проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы.

По решению класса особо выдающиеся творческие работы принимаются в специальную копилку.

2) Второй элемент первого этапа - выравнивание знаний учащихся.

Идея развивающего обучения и творческого развития заключается в уверенности в том, что все нормальные дети способны нормально усвоить программный учебный материал. Вопрос в том, как добиться
хорошего усвоения материала всеми учащимися.

На этом этапе ученики повторяют не просто прошлый урок, но активизируют все необходимые знания, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Здесь происходит выравнивание знаний учащихся, чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Тем самым гарантируется успешное движение всех учеников без отстающих, тем самым  дети получают эмоциональную уверенность в своих знаниях и силах, исчезает комплекс неполноценности, развиваются внутренние мотивы учения, исчезает тревожность, страх.
Чтобы добиться развивающего и выравнивающего эффекта на этом этапе урока, учитель заранее продумывает и готовит ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной работы, что и обеспечивает вспоминание, припоминание, дополнение, выравнивание.
3) После ориентации в необходимом материале учитель посредством цепочки проблемных вопросов учащихся подводит к формулировке учебной задачи к данному уроку и создает ориентиры и мотивы её изучения. Это начинается с последнего вопроса, на что ученики не могут ответить и входят в затруднение, в проблемную ситуацию, как следствие продуманного педагогического приема.
Четвёртый элемент первого этапа заключается в том, что он завершается общей самооценкой за прошедшие 10 минут.

II.Операционально - исполнительский этап урока.
Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий. Процесс решения учебной задачи сопровождается выделением действий и формированием общего способа мышления.

По  технологии творческого развития каждое элементарное задание выполняет развивающую функцию. За формулировкой способа далее следует его графическое моделирование. Эти обязательные атрибуты технологии являются важнейшими механизмами творческого развития. Индивидуальные и групповые формы работы сочетаются по необходимости.
Каждое задание организационно выделяется как самостоятельный шаг. Выполнение каждого шага сопровождается групповым обсуждением, хоровым и индивидуальным и проговариванием, затем доводится до умственных действий, где дети начинают оперировать внутренними образами усвоенных знаний и способов действий. Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой   в группе. Конкретно эти задания будут изложены в технологических разработках уроков.
Шаговая система решения учебных задач обеспечивает:
- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;
- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.
Второй этап занимает
25 -30 минут времени.
III. Рефлексивно - оценочный этап урока .
Здесь мы имеем в виду итоговую рефлексию и завершение урока общей самооценкой. Контрольно-оценочную функцию новая технология также передает самим учащимся через организацию системы контроля и самооценки.

Уроки проходят не только в формах индивидуальной, но и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения.
Всеобщая занятость на уроке достигается путем:
- отказа от
традиционной методики проверки домашнего задания, когда большинство пассивно списывают с доски;
-
отказа от монолога учителя по объяснению нового материала и замены его созданием полной ориентировочной основы и усвоения общих способов мышления и решения;
-
отказа от традиционной формы домашней проработки материала, заменяя это коллективным решением задач в школе
или творческим заданием;
введения обязательной оценки знаний на каждом уроке,
а систему самоконтроля и самооценки, что снимает всякие конфликтные ситуации и обеспечивает самоуправление и радостное учение. Главное  педагогическое правило - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности.

§2 Метод проектного обучения труда

В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально-творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде.  Целесообразно обращать внимание учащихся на красоту окружающей природы и природных материалов, чаще рассуждать о том, что может сделать каждый человек для сохранения природной среды, в том числе и в процессе своей трудовой деятельности.
    На уроках трудового обучения мои ученики знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся выполнять трудовые действия точно и аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива.
Любя природу, заботясь о ней, можно научить школьников создавать из вторичных материалов полезные и красивые изделия.
   Из фантиков можно легко сделать оригинальные картины, художественные композиции. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом неповторимое своеобразие и красоту. Кроме того, они могут стать необычными наглядными пособиями по математике, развитию речи.
   Изготовив «карамельные» деревья, куклы и целые дома из коробок, фольги, фантиков, можно собрать настольный театр, в котором ребята с увлечением
будут разыгрывать свои пьески, сценки, сказки. Из пластиковых бутылок
и фантиков можно смастерить нарядные салфетницы — украшения
для праздничного стола. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:
• у младших школьников развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
• учащиеся знакомятся с технологическими свойствами пластмассы и оберток от конфет, способами их обработки; даются представления о возможностях вторичного использования материалов;
• развивается познавательная активность учащихся;
• формируется активная экологическая позиция;
• учащиеся работают коллективно, учатся самостоятельно распределять обязанности;
• формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.
Работа с вторичным материалом (фантики, пластиковые бутылки) требует от учеников умения наблюдать, развитого воображения, специальных знаний и умений. Очень помогают на уроках наглядные пособия (я разрабатываю их сама), образцы и фотографии удачных ученических работ — их у меня набралось несколько десятков.
   Можно познакомить учеников с понятием «учебный творческий проект». Проектная деятельность в школе не может рассматриваться как самоцель, она является исключительным по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.
Проект на уроке технологии — это всегда решение конструкторской
задачи. Подобная задача по самой своей природе связана с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы. Следовательно, проект в учебном процессе целесообразно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
«Ядром» проектной деятельности является именно стадия
мысленного решения поставленной задачи                                                                                                      Виды учебных проектов в курсе «Технология».                                                                                                     Какие же виды проектных заданий следует предлагать школьникам, чтобы они учились изобретательской, творческой деятельности?
Существующая научно-методическая литература предлагает нам несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста, которые, по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование.
   Эти задачи различаются по характеру поисковой и познавательной деятельности: первый вид условно можно отнести к рационализаторской деятельности, последний — к изобретательской, а второй вид совмещает черты той и другой. В соответствии с ними можно выделить три вида учебных проектов.
   Рассмотрим каждый вид более подробно.
Задания, связанные с доконструированием изделия, обычно бывают двух
типов:1) доведение до конца начатой кем-то работы;
2) внесение конструктивных дополнений в готовое изделие.
   И в том, и в другом случае все дополнения вносятся в изделие не случайным образом, а в соответствии с заранее поставленной целью (или с заданными условиями). К доконструированию не относятся такие задания, в которых требуется просто доделать начатое кем-то изделие, применяя для этого известные способы работы. То же самое следует сказать и о тренировочных упражнениях, направленных на усвоение и отработку нового приема. Степень сложности заданий на доконструирование может быть разной, однако даже самые простые из них связаны с решением конструкторских задач и требуют от учеников творчества, изобретательности. Приведем пример задания первого типа.
   Третьеклассникам предлагается незавершенный эскиз открытки «с окошком»  и такая же заготовка для изготовления изделия. Необходимо сначала завершить эскиз открытки, а затем выполнить аналогичную работу практически: в соответствии с эскизом сделать открытку из незавершенной заготовки. При этом и незавершенный эскиз, и заготовка, предлагаемые ученикам, имеют достаточно нейтральный характер, а в задании требуется придать открытке определенное настроение и ярко выраженный характер.
С целью повышения гибкости и вариативности проектного мышления, учащихся им предлагаются два варианта задания. В нем говорится: «Это открытка с окошком», которое с внешней стороны имеет вид восьмёрки. Дорисуй и раскрась ее так, чтобы сразу было понятно, что она предназначена для  поздравления мам и бабушек.
   При выполнении подобных заданий школьникам нужно не просто вспомнить или повторить уже известные пути и способы работы, а осуществить
творческий перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию, к тому же им придется использовать новые комбинации прежних знаний и умений. При этом необходимость подчиняться поставленным требованиям направляет поисковую деятельность и ограничивает выдвижение случайных, необоснованных или плохо продуманных решений.
   Проектные
задачи на переконструирование изделия связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, что изменит принцип его действия или преобразит внешний вид в соответствии с новыми условиями. Покажем это на примере.
  После изготовления декоративной игольницы в виде цветка второкласснику предлагается инструкция: «Подумай, что следовало бы изменить в такой игольнице, чтобы она подошла к украшению замка Снежной королевы».
  Решая эту задачу, ученики обращают внимание на то, что образец, который они копировали, — это «солнечный», «жаркий» цветок. Для Снежной королевы больше подошла бы, например, игольница-снежинка или холодная колючая звезда. Так они приходят к выводу, что в изделии следует заменить декоративную часть полностью, а подушечку для иголок достаточно обтянуть другим материалом: блестящим и «холодным». Придуманные школьниками проектные варианты изделий вполне соответствуют поставленным требованиям.
  Учителю следует иметь в виду, что задания на доконструирование или переконструирование будут по-настоящему эффективны лишь при соблюдении главного дидактического требования:
школьники должны понимать смысл вносимых в изделие изменений и дополнений. В противном случае все действия по изменению образца носят случайный, необдуманный характер; их нельзя назвать решением задачи.
   

Глава I I I. Технологические разработки уроков  творческого развития.

Тема: Творческий проект. Работа с разными материалами и готовыми формами. Изготовление поделок в технике ремейк.


Цель:
 формировать понятия об изготовлении поделок в технике ремейк;

1.  Формировать  систему общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

2. Развить  умения составлять план предстоящей работы, умения работать в группах в должном темпе;

3. Развить творческие способности учащихся;

 развить связную речь учащихся при защите проектов;

  1. Воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов.

   Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм с записью подводного мира; магнитофон, мелодии с записью инструментальной музыки; отличительные флажки для каждой бригады; рисунки героев из мультфильма  «Винни - пух»;  коллекция «Виды пластмасс»; инструкционные карты по правилам работы с ножницами и правилам рабочего человека; схема «Звездочки обдумывания»; карточки-заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности; пластмассовые бутылочки для изготовления поделок.

I. Организационный момент.
Звучит мелодия инструментальной музыки, на экран проецируется видеозапись из мультфильма «Винни – пух».
—Однажды Винни – пух решил приготовить сюрприз для  своей мамы, но не знал, что придумать, он собрался в дорогу к своему другу – Пятачку.

Все друзья собрались на поляне, чтобы придумать подарок для своих мам. C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02936.jpg

-  Ребята, давайте поможем нашим героям? Всё. Что нам нужно – это немного смекалки, настроения и творческой фантазии.

Открывается доска, на которой изображены иллюстрации геоев и фотографии мам самих учеников.

II. Создание творческих бригад. 
Я предлагаю создать творческие группы для поддержки Винни – пуха и его друзей.
Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.

III. Знакомство с техникой ремейк.
— Сегодня я познакомлю вас с одним из интересных видов творчества. Он носит название ремейк. Это английское слово в переводе означает «переделка». Многие современные технологии носят это название. Такой процесс в промышленности очень важен.
Как вы думаете, почему?
Сохраняются природные ресурсы, а старые, использованные и ненужные вещи приобретают новую жизнь. Сырьем для производства служат уже использованные материалы: ткань, бумага, пластик.

Сделанная вашими руками вещь подарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям радость от оригинального подарка, а вам — удовлетворение от хорошо выполненной работы.

IV. Знакомство с видами и свойствами нового материала.
— Сегодня на уроке будем использовать один необыкновенный материал. С
ним нас познакомит Сова. (На доске вывешивается картинка Совы.) Сова много путешествовала и принесла нам следующее сообщение:
В свете есть такое диво,
Вот молва идет правдива —
Материалы нынче есть,
Что не можно глаз отвесь:
И красивы, и практичны,
И легки, и нетоксичны.
Правду молвят или лгут —
Их пластмассами зовут.
   Современная промышленность использует для упаковки продукции синтетические полимерные материалы: такие упаковки легки, прочны, практичны, красивы. После использования их, как правило, выбрасывают и тем самым надолго загрязняют окружающую среду.
Как вы думаете, почему? (Они не разлагаются.)
   Чтобы правильно работать с этими материалами, надо знать их виды и свойства. Давайте знакомиться с новым материалом.
Вообще пластмасса — это как бы фамилия. А имен у нее очень много. Первые два брата — это
пенопласт и поролон. Когда они были горячими и жидкими, в них добавили специальное вещество. А им не нравится высокая температура, они разозлились и стали выпускать газ. Этот газ надул у пенопласта шарики — гранулы, ну прямо пена получилась. А у жидкого горячего поролона газ насквозь продул дырочки — поры. Когда они остывают, то перестают быть жидкими. Всем известен полиэтилен. Где только его не встретишь в наши дни! Космонавты-лунопроходцы ссыпают пробы лунного грунта в полиэтиленовые капсулы. Домашние хозяйки хранят в полиэтиленовых пакетах разнообразные продукты. В огромных полиэтиленовых цистернах хранят и перевозят жидкости. По полиэтиленовым трубам перекачивают кислоты. А получают полиэтилен из газа.
   Столь широкое его применение связано с полезными для человека свойствами: он не растворяется, не проводит ток, на него не действуют даже крепкие кислоты, он легкий и довольно прочный. Недостаток — он горюч. Кто из вас не видел, как быстро съеживаются и вспыхивают в костре полиэтиленовые мешки? Но сжигать полиэтилен вредно.
Как вы думаете, какие инструменты будут помогать нам в работе с этим материалом? (Ножницы, шило, канцелярский нож.)
Надеюсь, вы помните правила работы с этими инструментами?
Итак, мы приступаем. Каждая группа будет делать только одну поделку, разработав свой творческий проект. Вы уже знакомы с этим понятием. В разработке своего проекта вам поможет «Звездочка обдумывания». (На доску вывешивается схема.)

V. Индивидуальная помощь учащимся

Я помогаю составлять алгоритм нашей проектной деятельности. (На доске учитель составляет алгоритм выполнения работ).

Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, что можно сделать, и придите к одному решению.
Предложения детей.
Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашей поделки.

Учащиеся в группах обсуждают свои предложения и рисуют эскиз будущей поделки.
Физкультминутка.
Отдохнули? А теперь за работу. (Учитель продолжает составление алгоритма на доске.)
Выберите материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.
Изготовлеие проекта]
(Звучит инструментальная музыка, дети изготавливают поделку.)

Представитель каждой группы выходит к доске защищает свой проект.

VI. Подведение итогов.
— Красивые вазы получились?
В какой технике выполняли поделки?
Почему эта техника очень важна в производстве?
Можно ли назвать поделки, которые мы изготавливали в технике ремейк, практичными? Почему?
Где еще можно использовать эти поделки? Для чего?
   Сегодня на уроке нашей задачей было изготовить вазу для наших мам, а также помочь Винни - пуху.
  Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные поделки. По
конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании, по технологическим — оригинальны и рациональны. Мы учли я экологические критерии — использовали отходы производства. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением. И конечно же учтены экономические критерии. Они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.
Я думаю, что задачи урока мы выполнили, помогли Винни – пуху и его друзьям приготовить вазы для мам, проявив свою фантазию и  творчество. Я считаю, что
вы заслужили награды, и предлагаю встретить наших мам замечательными стихами, подарите им свою улыбку и хорошее настроение.  

Групповые  работы учащихся на уроках творческого развития

Тема урока «Объёмная аппликация. Красота спасёт мир».C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02924.jpg

Работа учеников 4 класса.

C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02998.jpg

Тема «Как красив окружающий мир!»

Работа учеников 2 класса

                                                                 

                                                                     

Тема «Подводный мир»C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02920.jpg

Техника «Оригами»

Работа учеников 2 класса
Индивидуальные   работы учащихся на уроках творческого развития

Работы учениц 2 класса

«Игольница»

C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC03056.jpg        C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC03001.jpgC:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02979.jpg

«Мой первый филворд по татарскому языку»C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC03000.jpg

Работа ученицы 2 класса

Сахауовой Гульназ
C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02760.jpg

Выступление  ученика 2 класса Гараева Венера

«Былина о русских богатырях»

 

«Своим трудом я могу достичь многого!»

C:\Users\Файруза\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02974.jpg

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Янаульский район

Конспект урока математики

по технологии творческого развития

учителя начальных классов

средней общеобразовательной школы села Карманово

Шариповой Файрузы Халасовны

Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел

Цели: 1. Искать различные пути решений в операциях над трёхзначными числами,  учить складывать и вычитать трёхзначные числа.

2. Формировать умения решать задачи  с трёхзначными числами, моделировать схемы задач.

3.  Воспитывать интерес в нахождении различных способов решения задач.

4. Способствовать поисковой деятельности детей, развить смекалку.

        План урока:

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

Задание 1. Выравнивание знаний.

Задание 2. Постановка учебной задачи.

  1. Операционно-исполнительский этап

Решение учебной задачи

Задание 3. На составление различных операций между числами.

Задание 4. На самостоятельное решение задач, составление схемы – модели к задаче.

Задание 5. Занимательные задачи.

  1. Рефлексивно – оценочный этап
  2. Домашнее задание

Содержание урока:

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

Задание 1.а) на операцию сравнения, группировку множеств.

Разбей на группы следующие числа:

14, 722, 55, 178, 900, 1, 424, 60, 4.

- Каким образом вы разделили эти числа на группы.

- По какому признаку? (Однозначные, двузначные, трёхзначные).

     - Напиши трёхзначные числа:

     722, 178, 900, 424.

- Какое число лишнее в этой строчке?(424)

б) на составление модели отношений частей и целого с числовыми выражениями.

- С числами  722, 178, 900 составь выражения.

722+178=900                 900-722=178

178+722=900                 900-178=722

Задание 2. На постановку учебной задачи.

а) Придумай пример на сложение трёхзначных чисел без перехода через десяток;

б) Придумай пример на сложение трёхзначных чисел с переходом через десяток. Назови для полученного числа предыдущее и последующее числа.

Дети определяют тему урока, учитель  ставит задачи урока.

  1. Операционно-исполнительский этап

Задание 3. На решение выражений.

Учитель  каждой группе даёт карточки с выражениями. Ребята решают в своих группах, затем обмениваются и проверяют решения других групп.

При таком подходе работает вся группа, ребята внутри группы могут увидеть допущенные ошибки и правильно решённые выражения, они оценивают себя сами по шкале правильных ответов.

Карточки:

первой группе             второй группе                  третьей группе

234+245=                         186+213 =                             467+231=

875-143=                          678-345=                               974-262=

546+134=                         438+152=                              345+225=

456+117=                         352+429=                              635+248=

Выводы и правила:

При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен

Задание 4. На самостоятельное решение задач, составление схемы – модели к задаче.

Задача.

В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек.

- Ребята, решите задачу. (В задаче не хватает вопроса).

- Придумай вопрос и реши задачу. (Сколько всего детей учиться в этой школе? На сколько мальчиков больше чем девочек? На сколько девочек меньше чем мальчиков?

Учащиеся выполняют решения задачи в группе, руководитель группы назначает  того, кто объяснит  решение у доски.

Составление схемы – модели к задаче.

248 м.    +      211д.                                    248м.

________________                             ___________ на ?≤ ,   на ? ≥

             ?д.                                                 211д.

Задание 5. Занимательные задачи.

  1. Какие цифры надо поставить в пустые клетки:

3*8                    *1*

*6*                    407

___                    ___

599                    637

  1. Начерти и найди длину ломанной:

Первое звено ломанной – 30мм, второе и третье звенья – по 40мм, а четвёртое звено – столько же, сколько первое и второе звенья вместе. Вырази длину ломанной в разных единицах длины.

III.Рефлексивно – оценочный этап

- Вспомнить учебную задачу, цель урока.

- Что вы узнали на уроке?

- Чем занимались на уроке?

- Что научились делать?

- Как усвоили учебную задачу?

- Поставьте за урок оценку.

IV. Домашнее задание

3 уровня домашнего задания:

  1. По учебнику усвоить тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
  2. Придумать по 5 выражений на сложение и вычитание, решить их.
  3. Нарисовать графическую модель задачи, решить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....

Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании

Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют  учитывать индивидуальные способности, потре...

2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.

Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: ·         предметные: формировать умение проводить звуковой анал...

2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.

Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...

«Обучение младших школьников общению, как разновидности взаимодействия с применением новых педагогических технологий»

О важности и значимости обучения младших школьников общению с применением новых педагогических технологий....

Доклад:"Применение технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы"

Личностно ориентированный подход- важный принцип психологии и педагогики. Сущность этого подхода: общие цели – конкретно и соответственно индивидуальным качествам ребенка. Использование дидактического...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...