ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
статья

Валова Анна Сергеевна

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании РФ». А в основу ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ входит признание обучения и воспитания как единого процесса образования. Данные документы реализуют возможность профессиональной деятельности педагога, который работает с обучающимися в условиях инклюзивного и специального обучения.

В основных направлениях деятельности школьного логопеда ничего не прописано о воспитательной деятельности. Считаю, что воспитательную деятельность нужно выделить как одну из основных направлений профессиональной деятельности школьного логопеда, так как целью реализации основной образовательной программы начального образования является обеспечение планируемых результатов. К числу планируемых результатов относятся личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности и личностные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании РФ». А в основу ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ входит признание обучения и воспитания как единого процесса образования. Данные документы реализуют возможность профессиональной деятельности педагога, который работает с обучающимися в условиях инклюзивного и специального обучения.

В основных направлениях деятельности школьного логопеда ничего не прописано о воспитательной деятельности. Считаю, что воспитательную деятельность нужно выделить как одну из основных направлений профессиональной деятельности школьного логопеда, так как целью реализации основной образовательной программы начального образования является обеспечение планируемых результатов. К числу планируемых результатов относятся личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности и личностные качества.

Взаимодействовать логопеду с детьми, чтобы организовать воспитательную деятельность возможно: во внеурочной деятельности; на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях; организуя для детей с ОВЗ возможность участвовать в конкурсах, викторинах школьного, муниципального, всероссийского и международного уровнях; планируя логопедические мероприятия.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске средств, форм и методов воспитания и обучения. В своей профессиональной деятельности с обучающимися с ОВЗ, имеющими ЗПР применяю различные современные технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в воспитании и обучении.

Основная цель воспитания – это формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Поэтому, приоритетным в моей воспитательной деятельности является использовать те технологии, которые дают возможность создавать условия для способности к саморазвитию личности школьника, для формирования ценностного отношения его к здоровью, для воспитания нравственных составляющих и развития эстетических сторон личности обучающихся.

В своей методической разработке «Применение современных технологий в воспитательной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ» спроектировала 3 блока логопедических мероприятий. 1 Блок: «Здоровьесберегающие технологии», 2 Блок: «Нравственное и эстетическое воспитание», 3 Блок: «Технологии саморазвивающейся личности».

Применение традиционных и нетрадиционных здоровьсберегающих технологий в профессиональной деятельности логопеда как на занятии, так и во внеурочное время способствует формированию у обучающихся с ОВЗ ценностного отношения к психоэмоциональному и физическому здоровью. Самомассаж – дает возможность снять эмоциональное и мышечное напряжение.  Релаксационные упражнения, Психогимнастика, Музыкотерапия способствуют расслаблению, снятию напряжения. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок, рисование на песке позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, создает условия ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости.  Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Упражнение «Зеркальное рисование» способствует синхронизации работы полушарий, улучшает запоминание информации. Благодаря данной работе в сочетании с проговариванием скороговорки, ребенок еще сможет научится безошибочно проговаривать трудные звуковые сочетания, которые формируют фонематический слух и артикуляционную моторику.  Логоритмические упражнения с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию. 

Целью воспитания нравственности является создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении. Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки. Использую приемы тренинга-общения для рефлексии, и для возможности формирования нравственных качеств у детей.

Арт-технологии формируют нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствуют социокультурной ее адаптации с помощью искусства. При работе с мандалой у детей тренируется чувство ритма и гармонии, развивается мелкая моторика рук.  Воспитывается усидчивость и внимательность, творческое мышление, эстетические чувства.  Использование элементов хромотерапии. Например, желтый цвет хорош для детей, которые потеряли интерес к учебе.

Для создания условий готовности к саморазвитию личности обучающихся я использую следующие технологии: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления, кейс-технология, технология формирующего оценивания. Результативность проблемно-диалогической технологии заключается в эффективном создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности. Кейс-технология – интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций. Важным достоинством технологии является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой. Использование одно из приемов технологии формирующего оценивания «Светофор» даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу занятия. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос логопеда, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.  Прием технологии развития критического мышления «Дидактический синквейн» создает условия для свободного выбора ребенком деятельности, выражения мыслей, благодаря ему возможна поддержка инициативы каждого ребенка.

Для того чтобы отследить результативность воспитательной деятельности необходимо проводить совместно с психологом и учителем психолого-педагогический мониторинг достижения личностных УУД обучающихся с ОВЗ на начало и конец учебного года. Где возможно использовать определенные методики (Методика измерения самооценки Дембо-Рубиншейн «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина); Анкета по оценке уровня школьной мотивации (автор Н.Лусканова); «Размышляем о жизненном опыте» (автор Щуркова Н.Е.); для 1-4 классов – адаптированный вариант Опросник Е.Кургановой. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»). После анализа повторной диагностики визуализируется динамика в формировании личностных УУД обучающихся 2 и 3 классов.

Считаю, что для успешной реализации профессиональной деятельности учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ необходимо помимо коррекционно-развивающей работы вести также воспитательную работу, совместно с учителем, как на занятиях, так и во внеурочное время, используя различные современные технологии и приемы, стараясь создать условия для формирования способности к саморазвитию личности ребенка, сохраняя его здоровье, воспитывая в ребенке эстетические и нравственные чувства.  

Опыт использования современных технологий в воспитательной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ смогла представить в этом году на межрегиональной научно-практической конференции «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» в городе Иваново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность и опыт применения современных образовательных технологий

В данной статье я рассказала о своем опыте применения СОТ при работе в начальных классах...

Тема по самообразованию:«Активизация познавательной деятельности младших школьников путём применения современных технологий на уроках русского языка»

  Процесс развития современного мирового сообщества характеризуется повышением требований к уровню культуры и образования его граждан. В Концепции модернизации российского...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий».

laquo;Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий»....

Применение современных технологий и методов для повышения социализации обучающихся.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с п...

«Применение современных технологий в воспитательной работе»

В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования.  Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединен...

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся

Применение современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....

Опыт использования современных технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

       Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Перед образовательными учреждениями ст...