Опыт использования современных технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
опыты и эксперименты

Таршилова Наталья Владимировна

         Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Применение педагогических технологий способствует:

•          формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;

•          развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;

•          раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;

•          развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

•          становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;

•          усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;

•          развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт использования современных технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

         Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Применение педагогических технологий способствует:

•        формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;

•        развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;

•        раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;

•        развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

•        становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;

•        усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;

•        развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

      В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

•        Информационно – коммуникационная технология,  которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

•        Технология развития критического мышления

•        Технология проектного обучения

•        Технология развивающего обучения

•        Здоровьесберегающие технологии  

•        Игровые технологии

•        Технологии личностно-ориентированного обучения

•        Образовательная технология «Портфолио»

•        Модульная технология

•        Технология мастерских

•        Кейс – технология

•        Технология интегрированного обучения

•        Педагогика сотрудничества

•        Технологии уровневой дифференциации

•        Групповые технологии и др.

     В  своей практике я использую следующие современные педагогические технологии и их элементы:

  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • информационно-коммуникативные технологии
  • технология критического мышления
  • технологии личностно-ориентированного обучения
  • педагогика сотрудничества
  • технология проектного обучения
  • образовательная технология «Портфолио»

     Игровые технологии

     Игра — это естественная для       ребенка и гуманная форма обучения на всех уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Игровая  деятельность используется мной    для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве урока (занятия) или его части. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Обучение в  игре  позволяет научить:

распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате  достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность
  • активизируется мыслительная деятельность
  • самопроизвольно запоминаются сведения
  • формируется ассоциативное запоминание
  • усиливается мотивация к изучению предмета

     Очень нравится работать детям на образовательной платформе учи.ру.  Игры хороши тем, что в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам. Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры.

                 Здоровьесберегающие технологии

      Применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Строю уроки таким образом, чтобы  один  вид деятельности  сменялся другим. Слежу во время проведения урока  за правильностью посадки  учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение  в классе по отношению к источнику света, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки тесно связана с развитием мышления  и речи детей. Кроме физминуток  на уроках русского языка ведем разговор о здоровье, записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. На уроках окружающего мира и на внеурочной деятельности говорим о правильном питании школьника. Дети принимают участие в  утренниках, уроках здоровья, викторинах и спортивных мероприятиях. Вся  работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Все это направлено на обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

                 Информационно-коммуникационные технологии

     Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

     Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

     Я использую  на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися. Интересно проходят уроки-экскурсии с применением информационных ресурсов музеев по различным темам. Ученики тоже создают свои презентации по окружающему миру, литературному чтению и с удовольствием демонстрируют их своим одноклассникам. Начиная с первого класса, использую ресурсы мобильного класса.

Сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.

                Технология критического мышления

     Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

- чтение с остановками;

- работа с вопросниками;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- написание творческих работ;

- «Верно – неверно».

Эти приемы использую на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

                Технологии личностно-ориентированного обучения

     Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика. Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет:

•        подготовить учащихся к усвоению новых знаний;

•        обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;

•        содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.

      Прежде чем использовать разноуровневые задания, провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.

                Педагогика сотрудничества

     В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в парах или группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

- развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти

- актуализируются полученные опыт и знания

- каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе

- повышается ответственность за результат коллективной работы

- совершенствуются навыки логического мышления

                  Технология проектного обучения

    В начальной школе выделяют несколько типов проектов:

  • конструкторский (вид: модель, макет, таблица, схема, чертёж и т.п.);
  • познавательный / информационный / литературно-художественный (вид: сообщение, статья в стенгазету, презентация, книжка-малышка и .п.);
  • социальный (вид: памятка, буклет, листовка и т.п);
  • исследовательский (вид: научный доклад, компьютерная презентация).

     Дети с удовольствием мастерят различные модели на кружке «Занимательная инженерия», учатся выполнять чертежи, работают с конструкторами. В прошлом учебном году 6 человек из класса приняли участие в конкурсе макетов военной техники времен Великой Отечественной войны, который проходил в г.Ростове-на-Дону (ДГТУ). На уроках литературного чтения и окружающего мира дети с удовольствием демонстрируют свои презентации, делают сообщения, мастерят книжки-малышки и т.д. В мае 2017г. ученики приняли участие в 6-ом областном конкурсе-фестивале литературного творчества детей и молодежи Ростовской области «Взлёт» - 6 чел. (3 место – Литвинов Иван, Горбанев Ярослав, Говоров Сергей, Землянский Данил, Степанов Роман, Смаженко Иван).

     В настоящее время большую популярность приобретает  технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и  творческих и коммуникативных достижениях.

     А сейчас я бы хотела познакомить вас с новой технологией «Творческие мастерские», о которой нам рассказали на курсах повышения квалификации в г.Ростове-на-Дону. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (показ)

     Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Здоровьесберегающие образовательные технологии в урочной и неурочной деятельности как условие реализации ФГОС НОО»

В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.Ключевые слова: здоровье, здо...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В любую историческую эпоху в любом государстве школа решает три основные задачи: обучать, развивать, воспитывать. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов, через их содержание...