«Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий».
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности обучающихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной школы.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.
Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стало неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому последнее время я работаю над методической темой: «Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий».
В своей работе руководствуюсь целью: «Создание на уроках условий для активизации познавательной деятельности обучающихся с помощью современных образовательных технологий».
Для реализации данной цели решаю следующие задачи:
- Создаю на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
- Добиваюсь включённости каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке.
- Учитываю индивидуальные способности каждого обучающегося.
- Выявляю условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
- Являюсь для обучающихся не основным источником информации, а организатором их познавательной деятельности.
Изучив “Современные образовательные технологии” К.Т. Селевко, я выбрала для себя следующие:
- Игровые технологии.
- Технология уровневой дифференциации.
- Проблемное обучение.
- Компьютерные технологии обучения.
Что же дают современные педагогические технологии? Игровые технологии.
Я считаю, что включение в урок дидактических игр, проведение всего урока в форме сказки, путешествия делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Технология уровневой дифференциации Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями. Для этого часто определяю две рабочие группы: 1) группа обучающихся с высокой познавательной мотивацией, 2) группа обучающихся с неустойчивой и несформированной мотивацией.
На этой основе строю индивидуальную работу по формированию познавательных потребностей обучающихся.
Проблемное обучение Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемные ситуации использую на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Информационно-коммуникационные технологии
Крейг Баррет отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»
Использование ИКТ на любом этапе урока имеет решающее значение при изучении нового материала, закреплении, в ходе проведения обобщающих уроков. Умелое обращение в процессе преподавания к презентациям по изучаемой теме позволяет сэкономить время урока, ярко и наглядно провести показ изучаемых понятий, больше времени отводить разноуровневым самостоятельным работам и тестам, увеличивать объем тренировочного материала, используемого для отработки основных тем. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу.
функции, определенной на интервале .
Считаю, что использование на уроках современных педагогических технологий позволило мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить интерес к предмету, содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, повысить эффективность обучения.
Литература
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, «Народное образование», 1998 год.
2. Развитие творческой активности и познавательного интереса школьников на уроках математики. Под общей редакцией Черемисиной Л.Д., ТОИПКРО, 2003 год.
3. Колмакова Л.П. Технология уровневой дифференциации обучения математике., ТОИПКРО, 2001 год.
4. Современные педагогические технологии и достижение метапредметных результатов в сфере современного образования., сборник материалов областной научно-практической конференции, часть 1., ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов, 2010 год.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Современный урок, часть 3, Проблемные уроки, Издательство «Учитель» , 2006 год.
\
Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.
Беда современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития эмоционального интереса и методы формирования ответственности и обязательности.
Хочу поделиться некоторыми приемами, используемыми мною в работе, по реализации данной группы методов. Методы формирования ответственности и обязательности
Данная группа методов предполагает формирование у учащихся личностной значимости учителя, предъявление учителем учебных требований, осуществление оперативного контроля. Как этого достичь?
Обратимся к психологии. Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало. Известный психолог Н.Ф.Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формирование понятий и др. Ведь что голова “прикажет”, то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В тоже время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.
Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вязать или вышивать сложнее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше он со стороны учителя. Если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он бы справился сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.
Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.Н.Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении задания по инструкционно-технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: “Делай так и не иначе!”. Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Контроль должен быть систематичным, гласным, быстрым и малотрудоемким. В последнее время с этой целью широко используются специальные тестовые задания. Я разработала и использую тестовые задания двух уровней усвоения. При разработке заданий первого уровня усвоения знаний применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа “да - нет”; задания на различения или избирательные, в которых дается несколько вариантов ответа (правильные, неправильные, неполные, неточные); задания-классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения карточек контроля второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм.
Надо учитывать, что выставленная учащемуся отметка должна с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям и умениям, а с другой стороны – показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам. Учителю нужно быть объективным и справедливым, стремиться к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме.
Методы эмоционального стимулирования
В основу данной группы методов положен принцип успешности в обучении, который включает в себя собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности и постановку системы перспектив.
Для реализации данного принципа в своей работе использую следующий прием.
Прием поощрений
Цель: Активировать мыслительную деятельность и познавательный интерес учащихся к предмету.
Средства: Поощрение учащихся при помощи накопления баллов.
Задачи:
- Определить уровень познания учащихся на данном этапе обучения через практические умения и навыки.
- Поддерживать интерес к предмету и активность каждого учащегося как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
- Воспитывать ответственность за грамотные вопросы и верные, лаконичные ответы.
- Развивать навык самоанализа учебной деятельности и самоконтроля за результатами учебного труда.
Методика:
- В начале изучения курса технологии знакомлю учащихся с системой поощрения:
- “+” - оценивается работа, выполненная на уровне различия учебного материала (выбери правильный ответ, найди лишнее, ответь на вопросы “что?”, “где?”).
- “++” - оценивается деятельность, выполненная на уровне восприятия учебного материала (перескажи …, назови …).
- “ ” - оцениваются ответы, требующие понимания учебного материала (установи причинно-следственные связи, выдели главное, ответь на вопросы “почему?”, “в связи с чем?”).
- “ ” - оцениваются вопросы, дополнения или ответы, имеющие логическую связь с темой, т.е. касающиеся уровня применения(выполни по образцу, правилу, алгоритму, определи свойства, выяви закономерность).
- “ ” - оцениваются сложные, проблемные вопросы, ответы, требующие сравнения и доказательства (реши проблемную задачу, выскажи собственное суждение, предложи технологию изготовления изделия).
- Заготавливаю жетоны трех видов: “ ”; “ ”; “ ”.
- В процессе всего урока ученики получают жетоны, в зависимости от качества ответов, дополнений, участия в обсуждении, выполнения правил техники безопасности, приемов работы, проявленной творческой активности в ходе практической работы и т.д.
- Плюсы называются устно, после чего учащиеся записывают в лист контроля их количество.
- В конце урока все накопленные плюсы и жетоны отмечаются в листе контроля и на обложке тетради, сами жетоны сдаются учителю.
- Жетон – это не оценка, а возможность ее получения. Минимальное количество жетонов может соответствовать оценке:
- “3” - три жетона “ ”;
- “4” - три жетона “ ”;
- “5” - три жетона “ ”.
Количество “плюсов” участвует в наполнении баллов оценки “3” или “4”:
- “ ” соответствует трем “+”;
- “ ” соответствует трем “++”.
- Заранее устанавливаю срок накопления жетонов (урок, месяц, тема, четверть). Обычно итог подвожу в конце изучения раздела программы.
- Оценку за жетоны ставлю в классный журнал в отдельную графу.
Данный прием очень эффективен. Он позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценивать каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
Методы развития познавательного интереса
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:
- использование игр и игровых приемов на уроках;
- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;
- стимулирование занимательным сюжетом;
- создание ситуации творческого поиска и др.
Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью развития познавательного интереса не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка младшего возраста можно с помощью использования простого игрового материала – шар, куб, цилиндр. Он рассматривал игру ребенка, как “зеркало жизни”. Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: “В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля … сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и не его будущую судьбу”.
Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку, усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определим место, направленность и форму проведения игровых уроков. Учителю необходимо хорошо потрудится, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
Для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и пр., учитель самостоятельно разрабатывает сценарии игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со временем складываются определенные традиции проведения игровых уроков. Их отличают высокая активность учащихся, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, “активный принцип”, “содержательная функция со многими гранями смысла” (Хейзинга Й.). Она должна строится на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных ролях.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.
Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой деятельности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передается детям. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, которые выполняют учащиеся-ассистенты, контролеры, докладчики, консультанты, бригадиры и т.д.
Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Например, чтобы повысить активность учащихся во время текущего опроса в 5-м классе, я использую простой прием. Задавая вопрос, бросаю мягкую игрушку любой ученице. Если ответ правильный, она задает свой вопрос и перебрасывает игрушку другой ученице, а если не верный, то возвращает ее мне.
На уроках технологии я провожу дидактические игры в виде эстафет, различных конкурсов, которые позволяют выявить качество знаний как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом.
При подведении итогов обязательно поощряю всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний. Одновременно отмечаю наиболее старательных, стремлюсь к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей-соперников.
Создавая игровые моменты на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся. Ведь многие игры, которыми мы увлекались в детстве, не представляют интереса для наших детей и даже бывают им непонятны. И наоборот, то, чем увлекаются сейчас школьники, может вызвать у учителя в лучшем случае недоумение.
На уроках технологии использую дидактическую игру-конкурс “Раскладка выкройки на ткани”. В свое время была игра, напоминающая мозаику: нужно было составить красивый узор из разноцветных элементов. Теперь появилась игра под названием “пазлы” (от англ. puzzle – задача, загадка), и дети охотно собирают из деталей картинки. Сам принцип игры остался прежним: картинку, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить их них единое целое. Складывать картины можно по образцу, т.е. имея перед собой второй ее экземпляр (это и есть настоящие “пазлы”) или без образца. Именно поэтому принципу я построила проверку знания учащимися чертежа швейного изделия.
В отличии от других игр, построенных на соревновании нескольких игроков, “пазлы” предназначаются для одного человека. Это игра без партнера: каждый действует самостоятельно и его решения не зависят от действий других учеников, которые могут изменить ход игры и создать новую ситуацию, да подсказать никто не может. Но и здесь присутствует элемент соревнования: кто быстрее составит чертеж и не допустит ошибок.
Особенностью проверки знаний при помощи игры в “пазлы” является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.
На уроках технологии с 5-го по 7-й класс с целью повторения и проверки изучаемого материала по конструированию швейных изделий я использую занимательную игру “Волшебный цветок”.
В последнее время многие учителя используют на уроках кроссворды.
Кроссворд (от англ. “cross” – пересечение и “word” - слово) – задача-головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и по горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими интеллектуальными играми) историю. Первые кроссворды появились в Великобритании во второй половине XIX в. В детских книжках и периодических изданиях. По форме эти кроссворды представляли собой квадрат, заполненный группой слов, читавшихся как по горизонтали, так и по вертикали. Первый кроссворд на русском языке появился 11 мая 1924 года в воскресном приложении “Наш мир” к берлинской эмигрантской газете “Руль”.
Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.
Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно сначала проверить составленный детьми кроссворд, так как дети могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным.
Важной особенностью игр с картами и карточками является то, что, используя присущий им игровой принцип, можно широко разнообразить их тематику, при этом, естественно, учитывая возраст и уровень знаний учащихся. Взять хотя бы лото. Оно может быть использовано при изучении многих тем и разделов курса.
Развитие мышления, воображения, восприятия эмоций возможно только при полноценном развитии речи учащихся. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды, мифы, сказки, притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки и ребусы.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. В ней обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, и “добры молодцы” действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает,
Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому я предлагаю такую работу не всем, а только по желанию.
Отношение учеников к такому заданию очень разное. Встречаются классы, где все сочиняют сказки с удовольствием, а есть такие, где готовое задание приносят 1-2 человека. В этом случае я не настаиваю на выполнении работы: значит, у этих детей более практический склад ума, и им легче просто выучить материал. Все написанные сказки я зачитываю на уроке: вместе мы их обсуждаем, разбираем ситуации и часто после этого приносят свои сказки-сочинения другие ученики.
Иногда школьницы за основу своей истории берут какую-либо известную сказку или мультфильм, слегка изменяя ее сюжет и образы героев, но чаще они создают новые сказки. То, что ребенок окунулся в сказку, попытался что-то сам придумать и рассказать другим, ощутил волшебное чувство веры в свои силы, в возможность совершить невозможное – все это стимулирует его умственную деятельность, развивает интерес к предмету, воображение, наблюдательность, способствует формированию интеллекта.
Заключение
В заключении замечу, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
3. Теоретическая база опыта.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия учителя на школьников.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения:
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:
1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).
3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича и др.
Изучив опыт применения разных педагогических технологий, я в своей практике остановилась на применении некоторых из них.
Одним из приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, являются кроссворды. Кроссворды увязываю с темой конкретного урока. О работе с кроссвордом на последующем уроке сообщаю детям заранее, нацеливая их на повторение и восстановление забытого материала. Игровая форма повторения материала нравится детям и не оставляет равнодушными и слабых учеников. Первые кроссворды разгадываем вместе с детьми, позже такую работу организую в парах или группах. На уроке ученики обмениваются кроссвордами с товарищами по парте, а позже их отгадывают все ребята в классе. Проводим “Конкурс кроссвордистов”, награждаем тех детей, кроссворды которых были признаны самыми интересными [3].Приложение 3
Сегодня невозможно представить уроки окружающего мира без использования краеведческого материала, так как именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего края, города как окружающего микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, умения адаптироваться в окружающей жизни, воспитания чувства любви к малой родине. Сухомлинский В.А. писал: “Пусть в сердце каждого малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”. Стараюсь подобрать к уроку такой материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, максимально приближён к ученику и значим для него: наша школа, улица, на которой живу, любимый писатель, дорогой для семьи уголок в нашем городе, окружающая природа.
Считаю, что основным методом изучения природы, приобретение природоведческих знаний — является наблюдение [4]. Созерцание красоты окружающей природы будит в душе ребенка самые высокие стремления. Наблюдение обогащает яркими образами окружающей действительности, красивое светлое, необычное западает в сердце и остается на всю жизнь. Так учу детей наблюдать за погодой и о своих наблюдениях рассказывать в классе. Урок начинаем с сообщения “синоптиков”: Сегодня 13 сентября, среда. С утра было прохладно, температура +12, чувствуется дыхание осени. Утром был туман, но к 10 часам утра рассеялся. Меняют свой цвет растения, на берёзе появились желтые листья, на рябине — красные. Птицы собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края. Люди убирают урожай на полях и дачах.
Важно учить наблюдать за конкретными объектами. За окном нашего класса растут рябины, стройные, высокие. Они очаровывают своей красотой. Дети наблюдают за ее осенним увяданием, зимним сном и весенним пробуждением. О своих наблюдениях они рассказывают в мини - сочинениях.
Рябина осенью
За окном растет стройная рябина. Каждый год любуемся мы всем классом этим красивым деревом. Подует легкий ветерок, заканчиваются веточки, а нам кажется, что она посылает нам свой привет. С приходом осени листочки рябины становятся красными. Но скоро наступят холода. Наша любимица станет голой, и только красные ягоды будут украшать ее. В народе сложили много песен и стихов о рябине. Мне это дерево очень нравится. Арина 3 кл.
Рябина весной
Пришла весна, мы ее долго ждали. Светит ласково солнышко. Природа оживает. Рябина наша стала другой. Набухли почки и на ветках. Скоро появятся зеленые листочки. Дует ветерок, качаются ветки дерева. Мне кажется, что она здоровается с весной. Я очень жду, когда рябина наденет свой зеленый наряд. Саша 3 кл.
Обучение проходит более успешно, если ученики получают творческое задание, которое пробуждает мысль ученика, помогает глубже вникнуть в суть изучаемого вопроса. На экскурсии мы наблюдали с детьми такое природное явление, как листопад. При подготовке к написанию сочинения провела поэтическую пятиминутку. Прочитала четверостишье:
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис.
И ждёт, когда зимой суровой,
Его сорвёт и сбросит вниз.
- Почему опадают листья?
- Нравится ли вам наблюдать за этим явлением в природе?
- Какое настроение вызвала у вас эта чудесная картина? Почему?
- О чём бы рассказали вам летящие листочки, если бы смогли общаться между собой?
- Об этом вы напишите в своих сочинениях “О чём мне рассказал последний листочек”.
- Можно попробовать написать стихотворение. Приложение 4
Младшие школьники отличаются своей любознательностью, эмоциональностью, стремлением к поиску тайн. Говорю детям: “Посмотрите вокруг, но не просто смотрите, а всматривайтесь, не просто слушайте, а вслушивайтесь, и вы откроете для себя много нового, неизведанного, и ещё больше полюбите край, в котором живёте!" Эти качества использую при выполнении таких заданий как:
“Гуляй да присматривайся”
1. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (1 кл.)
2. Какой формы бывают снежинки? (2 кл.)
3. Какое дерево первым начинает желтеть? Какие птицы улетают на юг первыми? (3 кл., 4 кл.)
“Проверяем народную примету”.
1. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима (1 кл.)
2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, желтеют снизу - поздняя (2кл.)
З. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету (З кл.)
4. Из берез течет много сока — к дождливому лету (4 кл.)
Большой познавательный интерес вызывает у детей рубрика “Вести с опушки”. Эти вести приносит в класс “Старичок- лесовичок”. Эту информацию помещаем в уголке природы, дети знакомятся с ней, дополняют сведениями из журналов, книг. Так мои ученики учатся работать с дополнительной литературой. Приложение 5
- Муравьи — санитары леса! Насчитывают 20000 видов муравьев. Муравьи одного муравейника за год уничтожают 20000000 насекомых: клопа-черепашку, яйца майских жуков.
- Быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик – по 4,5 см в сутки.
Детям нравится узнавать новое и делиться этой находкой со своими товарищами. Развитию наблюдательности, памяти, мышления, самостоятельности – помогают дидактические игры. Они развивают умение действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры, уточняют и систематизируют знания детей. Помня слова А.С. Макаренко о том, что “хорошая игра похожа на хорошую работу”, использую игру на уроке [8], [9]. Приложение 6
1 класс “Знаем, знаем”
Дети становятся в круг, стоящий в центре описывает насекомое, зверя или птицу. Участники игры протягивают руки вперед и говорят: “Знаем, знаем”. Участник, стоящий в центре дотрагивается до руки одного из играющих, тот должен назвать насекомое, зверя или птицу. Если отвечающий ошибается, ведущий подходит к другому. Давший правильный ответ, становится на место ведущего.
2 класс. Игра “Художник”
Ученик говорит слова:
“Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, чей портрет я нарисую”.
(Ученик описывает насекомое, птицу, зверя, дети отгадывают, дополняют описание).
3–4 класс. Игра “Поговори со мною, лес!”
Учитель: “Давайте представим, что деревья будто заговорили. Один из вас задает вопрос, другой рассказывает все, что знает об этом дереве. (Вопросы даю детям заранее)
Березка. Находит дерево, подходит к нему.
Ученица: Расскажи ты нам, златоглавая, как осень встречаешь, какую пользу людям приносишь? (рассказывает, дети дополняют ответ)
Рябина. Вот и рябинка ожила и затрепетала.
- О чем расскажешь, красавица - рябина красная? (Аналогично для других деревьев)
В своей практике использую ролевую игру, которая даёт возможность понять, как чувствуют и ведут себя живые организмы. Они, словно, заставляют ребёнка прожить ту жизнь, которую проживают сами.
- Выглянул подснежник из – под снега, оглянулся и подумал ...
- Встретила лиса зайца и думает: “Почему .. . ”
- Наступила осень. Пожелтели листья на деревьях. Дует осенний ветерок. Качаются листочки и между собой разговаривают ...
- Встретились ёж с белкой и разговорились ...
Много внимания уделяю на уроках окружающего мира экологическому образованию школьников. Результатом такой работы должно быть желание активно защищать, облагораживать природу.
3. Постановка и выход из проблемной ситуации совместно с учащимися (фрагмент урока).
Тема “Охрана растений”
1. Отгадать загадку.
Вечно сумрачно под елью, пахнет сыростью и прелью.
Под мохнатой лапой, светят матовые лампы (ландыши).
- Когда появляются ландыши? Какое значение имеют цветы в жизни людей?
- Как вы поступите, если на лесной поляне увидите множество растущих ландышей?
- Что вы можете сделать, чтобы сохранить эти цветы? (Занести их в нашу классную Красную книгу и охранять)
2. Нарисуйте плакат “Защитим! Вас в обиду не дадим!”.
3. Чтение стихотворения:
Берегите цветы! Они нужны,
Они как нежность, как любовь, как дети.
Сильнее зла, сильней всего на свете.
Сильнее смерти, и сильней войны.
4. Задания, требующие принятия самостоятельного решения.
Карточка №1 Птенец выпал из гнезда. Как ты поступишь? - Оставишь на том же месте, даже не прикоснувшись. - Положишь птенца в гнездо. - Возьмёшь домой и будешь держать в клетке. |
Дети ведут и красочно оформляют классную Красную книгу. В неё заносят растения и животных, которых могут сами охранять.
Целенаправленная деятельность учащихся в учебном процессе придаёт познавательному процессу продуктивный характер. Осмысленность деятельности активизирует познавательный процесс и наполняет высоким смыслом: научным, практическим, общественным, личным. Постановка проблем, совместный поиск, игра – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным. Экскурсии, экологические праздники, викторины, факультативные занятия – всё это помогает поддерживать и формировать интерес к учению. И цель учителя: воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать в жизни.
[ Скачать с сервера (72.0Kb) ] | 10.11.2012, 21:43 |
МКОУ Шебалиновская СОШ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"
В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах....
Активизация познавательной деятельности младших школьников через современные образовательные технологии
Активизация познавательной деятельности через современные образовательные технологии...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. .
Выступление на РМО...
Активизация познавательной деятельности младших школьников через игровые технологии
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творчество-поисковом уровне, но и будничные шаги ...
Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий
Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов по теме "Активизация познавательной деятельности младших школьниковчерез применение современных технологий"...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».
laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...