Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся
материал
Применение современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.
Доклад на заседании МО
В условиях ФГОС современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; цели и задачи обучения, которые ставит перед учителями ФГОС, направлены на реальные виды деятельности обучающихся.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу совершенно нового подхода к организации образовательного процесса, который в свою очередь связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, становится непродуктивной.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения (приоритетной задачей учителей, работающих со слепыми и слабовидящими детьми, является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения).
Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся, от возможности применения конкретной технологии для слепых и слабовидящих обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- информационно – коммуникационная технология,
- технология развития критического мышления,
- проектная технология,
- технология развивающего обучения,
- здоровьесберегающие технологии,
- технология проблемного обучения,
- игровые технологии,
- модульная технология,
- технология мастерских,
- кейс – технология,
- технология интегрированного обучения,
- педагогика сотрудничества,
- технологии уровневой дифференциации,
- групповые технологии,
- традиционные технологии (классно-урочная система).
При обучении слепых и слабовидящих детей необходимо особую роль уделять здоровьесберегающему обучению, которое направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся. Такое обучение достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроках; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, инициацию разнообразных видов деятельности.
По типу организации и управления познавательной деятельностью ребенка в учебном процессе на уроках математики рационально использовать:
- Личностно ориентированные технологии.
Личностно ориентированный подход в обучении предполагает осознанную ориентацию на личность обучающегося, процесс взаимодействия учителя и ученика. Особое значение такого подхода состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребенка.
При таком подходе к обучению очень важно стимулировать учащихся к высказываниям. Роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но в данном случае для учащихся он равноправный партнёр по учебному общению. Ученики получают новую роль –«исследователи». Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова «неверно», «неправильно», «не думаешь». Они заменяются личностно значимыми: «ты так думаешь», «это твоё мнение», «ты молодчина», «как много ты сделал», «это правильный путь» и так далее.
Также необходимо учитывать психологические особенности учеников класса. Дети одного класса очень разные: один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать; у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. Учитель должен начинать обучение математике с изучения состояния здоровья, психологических и личностных особенностей каждого обучающегося.
Цель применения личностно ориентированного обучения – создание необходимых условий, содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала. Достижение поставленной цели возможно через привлечение большого и разнообразного исторического материала, через решение прикладных задач. Обучающимся понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Опора на жизненный опыт является их мотивацией познавательной деятельности на уроке. Каждому учителю надо иметь установку: любой изучаемый материал связать с жизнью, показать его значимость.
- Технологии, снижающие эмоциональную нагрузку и стимулирующие интерес к уроку:
- релаксационные и психофизические упражнения;
- физпаузы и физминутки;
- задания на целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Для отработки практических умений и навыков на уроках математики целесообразно использовать технологии, направленные на приобретение опыта применения способов деятельности.
Цели организации работы:
- результативность в освоении учебного материала;
- создание учебной мотивации;
- пробуждение в учениках познавательного интереса;
- развитие стремления к успеху и одобрению;
- снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
- формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися и учителем.
Виды учебных заданий технологии, направленной на приобретение опыта применения способов действий:
- задания учебно-тренировочного характера, целью которых является выработка и закрепление предметных умений и навыков.
- задания-наблюдения, которые помогают развить у учащихся направленное мышление, концентрацию внимания, аналитические навыки.
- задания развивающего характера, которые нацелены на интеллектуальное развитие обучающихся и способствуют развитию когнитивных умений обобщать, классифицировать, планировать, выявлять причинно-следственные связи, и др.
- задания творческого характера, предполагающие реализацию в продукте учебной деятельности собственной оригинальной идеи, воплощенной в рисунке, схеме, конструкции и др.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
- ориентированная на воспроизведение знаний и умений. В ходе учебной работы обучающиеся выполняют задания репродуктивного характера, направленные на закрепление знаний и умений - тренировочные упражнения. Способы формулирования заданий: вычисли, скажи, реши и др.
- актуализирующая усвоенные знания, требующая умений выбрать и привлечь необходимые знания для решения. Обучающиеся выполняют задания, позволяющие повторить, обобщить, систематизировать учебный материал – реконструктивные задания. Способы формулирования заданий: сравни и сформулируй, выдели и обобщи, проанализируй и представь в форме схемы, таблицы, графика и др.
- предполагающая эвристическую и исследовательскую деятельность. Обучающиеся выполняют задания учебно-проектировочного, учебно-исследовательского типа – (частично) поисковые, исследовательские, проектировочные. Способы формулирования заданий: создай, разработай, предложи вариант…
Формы организации учебной работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
В целом, при обучении слепых и слабовидящих детей активные методы и соответствующие им технологии являются преимущественными. Именно активность ребёнка в познании, умение добиваться результатов, несмотря на значительные трудности практической деятельности, обеспечивают успешность её выполнения. Желательно, чтобы деятельность ребёнка с нарушением зрения носила предметный характер, то есть работа обучающихся с понятиями, задачами, алгоритмами осуществлялась посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими изображениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.
Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...
Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"
Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...
Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...
Статья. "Применение элементов развивающего обучения на уроках математики в начальных классах".
Современная система образования предоставляет сегодня учителю возможность выбора среди множества инновационных методик выбрать ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет воору...
«Для чего нужны игровые технологии обучения на уроках математики в начальных классах?»
Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей совре...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...
Отчёт по самообразованию на тему: "Применение методики дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе"
По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с высоким, так и с низким уровнем восприятия содерж...