Актуальность и опыт применения современных образовательных технологий
статья на тему

В данной статье я рассказала о своем опыте применения СОТ при работе в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность и опыт применения современных  образовательных технологий  

учитель  начальных классов  Первомайского филиала ГБОУ СОШ с.Подбельск Атаманова Светлана Юрьевна

В Концепции модернизации образования  «…модернизация»  предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение   обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.    Для  меня, как для  современного учителя, стало необходимым  не только давать  детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.  

Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Исходя их вышесказанного,  целью  моей  работы стало:  

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.  

Задачи:  

  • добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.  
  • развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить  
  • сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах  
  • развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.  

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, повышающих успешность  учеников в современном обществе.      

В своей педагогической деятельности я использую  личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровье сберегающего подхода ( физминутки,  элементы аутотренинга),  компетентностно – ориентированного обучения (индивидуальный и дифференцированный подход,  разноуровневые задания),  информационно-коммуникативных (презентации),  игровых  технологий (игровые ситуации),  работа в парах, группах,  развивающего обучения (задания на развитие  общеинтеллектуальных   умений-сравнения, мышления, обобщения).    

 Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.         Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает  чёткое чередование видов деятельности.      В уроки, занятия внеурочной деятельностью, а также внеклассные занятия  включаю гимнастику, зрительные физминутки, физкультминутки, оздоровительные игры  на переменах, беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности». Кроме того здоровьесбережению  отвечает программа внеурочной деятельности, проводимая мной «Разговор о правильном питании», в результате изучения которого дети знакомятся с полезными продуктами. Очень часто результат этих занятий проявляется в скором времени, когда дети отказываются покупать в магазинах лимонады, чипсы и сухарики, помня о том, какой вред они могут принести организму.

 Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз;  дыхательную  гимнастику.  Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие  компетентностно-ориентированное  обучение,  обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход  используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.    Проблемное обучение  использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.    

Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21   2+5*3=17.   Найди ошибку в записях.   Верный вариант: (2+5)*3=2,   2+5*3=17    

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио»  позволяет проследить индивидуальный прогресс  ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио  моих учеников состоит из нескольких обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.    Помимо общих сведений о ребенке, портфолио включает 2 основные части:

Учебная деятельность.  

  • результаты обучения ученика по четвертям и за год;  
  • отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”,  конкурсах, сочинений и т.п.  

Участие в делах класса и школы.  

Включает в себя:  

  • результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;  
  • отметку о посещении факультативов, кружков, секций;  
  • спортивные достижения учащихся;  
  • оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.    

Кроме обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников)  «Достижения», куда помещаются  грамоты, благодарности и т.п., могут быть включены разделы (на усмотрение ребенка), рассказывающие о его друзьях, семье, увлечениях и т.д. Практика показывает , что детям очень нравится собирать Портфолио, рассматривать его, сравнивать свои результаты с результатами одноклассников, стремиться опередить их в чем-то. Таким образом происходит развитие интереса к учению,  стимулирование познавательных интересов.

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает  положительную динамику в  обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

В моей практике уже сформировались основные направления применения  ИКТ:
•    подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
•    создание персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
•    ведение электронного  журнала, документации учителя и классного руководителя;
•    «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и  коммуникативных достижениях;
•    участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
•    электронная почта;
•    составление отчётов, графиков, диаграмм;
•    тестирование по предметам, проверка техники чтения;
•    поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной  и воспитательной работы;
•    проведение родительских собраний и лекториев;
•    воспитательные события и социальные проекты;
•    музейные уроки,  виртуальные путешествия, посещения музеев;
•    тренажёры по предметам, тестирования;
•    развивающие игры по предметам;

Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир. Очень нравятся детям игры на компьютерах. Учитывая,  что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.  

Использую электронные приложения к учебникам.  

Применяю на уроке компьютерные тесты  и диагностические комплексы,  что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.  

Игровые технологии.    

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.   Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:  

•   Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);  

•   В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».  Например: «Перевернутые слова»  Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.  В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ.    Технологии  внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).  Свою  работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег, работающих по различным учебным методическим программам. Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную  технологию  Ш.А.Амонашвили.  В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы  педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.  Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. По моему  мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

Стабильно  высокое качество знаний по предметам,  которые я преподаю, 100%-ный уровень  обученности  учащихся в классе,  где работаю.

Учащиеся  моего класса  участвуют в  районных, окружных и Всероссийских предметных  олимпиадах  и конкурсах и занимают призовые  места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»

В статье представлен опыт применения современных образовательных технологий в работе с детьми, имеюшими ограниченные возможности здоровья в коррекционой школе....

«Система формирования качества образования через применение современных образовательных технологий (мультимедиа-технологии) на этапе реализации ФГОС»

Теоретическое обоснование  эффективности использования мультимедиа-технологий в обучении младших школьников. (с презентацией)....

«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»

Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...

Эссе «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности».

Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно...