Использование технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс)

Круглик Татьяна Александровна

Игры ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_zagadok.pptx2.43 МБ
Файл triz_pamyatka.docx121.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Страна Загадок . Использование технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе». Круглик Татьяна Александровна, у читель начальных классов, МБОУ «СОШ №12 им.В.Н.Сметанкина » НГО

Слайд 2

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году

Слайд 3

п роблема Ура! У нас Алла Александровна Нестеренко « Страна Загадок».

Слайд 4

Русский язык «Да-нет» [ п ’]

Слайд 5

Математика 3 , 16 , 4, 6, 8 , 12, 5 , 11 , 7 , 13 , 19 «Да-нет»

Слайд 6

Русский язык В итрина

Слайд 7

Окружающий мир Витрина

Слайд 8

Русский язык и мена существительные (прилагательные…) и мена существительные ед.ч ., ж.р . Окружающий мир п редмет живой природы, экосистемы леса, первого яруса Мои друзья

Слайд 9

Морфологический ящик Математика: копилка величин, геометрических фигур, частей задач (для составления новых), выражений… Русский язык: копилка фразеологизмов, слов, содержащих определенную орфограмму, синонимов… Окружающий мир: копилка животных, растений… Литературное чтение: копилка личностных качеств (для характеристики героев), метафор…

Слайд 10

Теремок стол карандаш (деревянный) парта (стол) картина (квадрат) диван (мебель) камень (твердый) стул (4 ножки) о кружающий мир

Слайд 11

Загадки Математика «Размер»

Слайд 12

Игры на переменах

Слайд 14

Системный оператор

Слайд 18

Паспорт литературного героя Имя ______________ Автор(создатель)______________________ Прописка_______________________ Внешний вид (особые приметы )________ Где живет ____________________________ Особые приметы ______________________ Личные качества _________________________ Яшка Б.С.Житков Рассказ «Про обезьянку» Маленькая, р ыжая, лапки черные, в синем жилете в квартире рассказчика р уки как будто в перчатках у мная, озорная, смелая…

Слайд 19

Прилагательное Что такое имя прилагательное? Часть речи Что обозначает? Признак предмета На какие вопросы отвечает? Какой? Какая? Какое? Какие? Начальная форма Единственное число, мужской род Изменяется… По числам Родам Падежам

Слайд 20

Вывод: использование технологии ТРИЗ на уроках позволяет формировать и развивать УУД у младших школьников, развивать творческое мышление. Позволяет формировать стиль мышления, направленный на решение проблемных задач, анализ ситуаций и объектов, делать выводы.



Предварительный просмотр:

Игра  «Да-нет»

Цель:

  • научить детей задавать вопросы;
  • учить слушать и быть внимательным;
  • научить отыскивать критерии классификации  объектов окружающего мира .

Правила игры.

Суть игры заключается в том,  чтобы отгадать некую тайну. Учитель загадывает, а ученики отгадывают. Загадать можно любой объект (предмет), явление и т.д. Отгадать можно при помощи вопросов, но вопросы должны быть поставлены в такой форме, чтобы ответить можно было только "да" или "нет".

С помощью игры "Да-нет" можно играть с предметами, картинками, буквами, цифрами и числами. 

Игра «Витрина»

Один из вариантов игры «Да-нет»

На доске вывешиваются иллюстрации предметов, объектов или слова… Это наш товар на витрине магазина, его покупают за вопросы. Купить можно только то, что задумал продавец. Чем больше вопросов придется задать, тем  товар дороже. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». После каждого вопроса лишние предметы (слова) убираются с витрины.

Прием «Морфологический ящик»

Прием используется для создания информационной копилки. Она универсальна, может быть использована на различных предметах.

На русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму…

На математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации…

Окружающий мир – копилки различных видов животных и растений…

Литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения

Правила игры.

1 вариант

На доске группа объектов (предметов, слов) и теремок в котором уже живет объект (предмет, слово).

Ученик - Тук, тук!

Учитель - Кто  там?

Ученик - Я... (называетвыбранный  объект, предмет или слово) Пусти меня к себе жить!

Учитель - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож!

Ученик должен выявить общие признаки и назвать их. Далее учитель аналогично ведет беседу со следующим учеником.

2 вариант

Все то же, но ученик, назвавший правильно признак схожести, становится ведущим.

3 вариант

Теперь теремков несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков и называют признаки схожести с каждым «хозяином».

Системный оператор

Этот прием позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема формирует у ребенка «навыки системного анализа и системное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. 

СО - лукСО - лисенок

Прием «Волшебная палочка»

Учитель. «У меня есть карандаш, давай представим, что  он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.

Хочу увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Учитель. «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

Прием «Хорошо-плохо»

Первый ученик называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, первый начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Второй продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)

Для реализации деятельностного подхода  в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале  описана и схематически показана пошаговая работа в...

Использование технологии модерации на уроках в начальной школе, в условиях реализации ФГОС

Презентация на тему: "Использование технологии модерации на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС". В презентации описана актуальность данной темы, структура урока с использова...

Технология ТРИЗ на уроках в начальной школе

Обобщение опыта использования на уроках в начальной школе приёмов ТРИЗ с кратким описанием...

Статья на тему "Использование технологии "Лепбук" на уроках в начальной школе ".

В статье содержится материал по работе в технолгии "Лепбук" ....

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...

Мастер-класс по теме «Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»

Тема мастер – класса: ««Использование элементов  ТРИЗ  на уроках в начальной школе»». ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Данную теорию начал ра...