Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.
презентация к уроку

Бессонова Татьяна Евгеньевна

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать ее во многих областях, в том числе и в педагогике. Основой ТРИЗ является утверждение о том, что «все системы развиваются по объективным законам путем преодоления противоречий, поэтому законы развития должны быть познаны и использованы для получения конкретных решений». ТРИЗ используется для развития у детей навыков системного мышления и творческого воображения, обучает их различным способам решения творческих задач, формирует в ребенке открытое, не скованное стереотипами мышление и воспитывает терпимость при соприкосновении с отличающейся точкой зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация864.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Наро-Фоминск учитель начальных классов Бессонова Татьяна Евгеньевна Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

Слайд 2

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач. Девиз ТРИЗ . творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала .

Слайд 3

ТРИЗ Что она дает детям?

Слайд 4

помогает находить варианты решения проблемного вопроса; с пособствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; обогащает круг представлений, словарный запас; с пособствует преодолению застенчивости, замкнутости и робости

Слайд 5

Приём«Да-нетки » (можно использовать на различных этапах урока) Цель: научить отыскивать критерии классификации любых объектов, формулировать неповторяющиеся вопросы, быть внимательным. дом, Москва, играть, красивый, кот Д: Это глагол? Д: Это двузначное число? У: Нет. У: Нет. Д: Это имя существительное? Д: Больше 3? У: Да . У: Да. Д: Это имя сущ. собственнное ? Д: Меньше 5? У: Нет . У: Нет. Д: Это имя сущ. одушевленное? Д:……… У: Да

Слайд 6

Приём « Ложная альтернатива». Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Можно предлагать вразброс обычные загадки и лжезагадки , дети должны их угадывать и указывать их тип . Что растет не березе - яблоки или груши ? ( лжезагадка ) -Как пишется тини или тени? ( лжезагадка ) Число 20 круглое или двузначное? ( верная загадка)

Слайд 7

Приём “Шаг за шагом.” Цель: активизация полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют слова на определенную орфограмму, слова на определенную часть речи, числа, термин , понятие, явление, из изученного ранее материала или изучаемого материала на данном этапе.

Слайд 8

Приём « Лови ошибку».” Используется прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов . Организуйте работу в парах , группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители . Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании . Главный принцип этого приема - не переусердствуйте «хорошего — понемногу ».

Слайд 9

Урок окружающего мира. «Лови ошибку». «На меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз и полетела дальше».

Слайд 10

Приём «Хорошо-плохо» Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. У: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. У: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. У:Огонь горит – хорошо. Почему? Д: Потому, что источник тепла . У: Огонь горит – плохо. Почему? Д: Может произойти пожар.

Слайд 11

Приём «Я беру тебя с собой ». Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем . Например , на уроке русского языка: распределить слова по группам . Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени. Игра , игривый, играет , играл, будет играть, играть . 2ряд глаголы настоящего времени. Бег, беговая, бегает, пробежал, побежит, бегать. 3 ряд глаголы будущего времени. Работать, работал, поработаю, буду работать, работа ,рабочий. Ребёнок читает слово, определяет и говорит « Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Слайд 12

Прием «Составление загадок». Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам. Первый способ. «Что делает?» «слов – связки» - А НЕ. «Кто делает то же действие?» Летает самолёт Пищит мышка Кусается собака Второй способ. «Какое» ? «слова – связки» - А НЕ , КАК «Что такое же? » Яркое лампа Круглое колесо Жаркое огонь

Слайд 13

Третий способ . «На что похоже?» «слова – связки» КАК………НО «Чем отличается ?» забор нельзя лазить пила не пилит трава не растёт Приёмы «Составления сказок». « Новое свойство » - «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? ) «Сказки наизнанку»- создаются на основе приёма инверсии. «Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым) . «Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца. - « Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» если взрослые и дети «меняются» обязанностями) - «Салат из сказок» создание новой сказки на основе приёма объединения

Слайд 14

Жила-была технология, Нет, не филология! Называлась странно: ТРИЗ. В ней задания – на любой каприз!

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Технология ТРИЗ на уроках в начальной школе

Обобщение опыта использования на уроках в начальной школе приёмов ТРИЗ с кратким описанием...

Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.

В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....

Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения

Цель:  научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литератур...