Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.
статья

Журавлёва Марина Вениаминовна

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

                                                       Учитель начальных классов: Журавлёва М.В.

В начальных классах обучающимся постоянно приходится ориентироваться в потоке разнообразной информации. Объем учебного материала, необходимый для получения знаний предполагает наличие высокого уровня развития познавательных процессов младшего школьника. Поэтому, одной из важнейших задач учителей начальных классов является создание таких условий обучения, при которых ребенок получает возможность научиться самостоятельно, критически и творчески мыслить.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. По нашему мнению, развитие мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

На уроках я часто использую  технологию ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является инструментом по практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать творческие задачи.

Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Альтшуллера в течение многих лет использовалась в работе с детьми на станциях юных техников. В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах и школах для развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Использование ТРИЗ помогает детям:

  1. развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
  2. активизировать творческую познавательную деятельность;
  3. вызывать интерес к учебному процессу;
  4. воспитывать умение общаться в группах, в парах;
  5. находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности;
  6. развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ и РКМ.

Привлекательность ТРИЗ, заключается в том, что в ней практически отсутствуют готовые варианты поиска решения, а основное внимание уделено на осознание операций мышления.

Изучив весь набор тренингов, представленный в электронной книге «Мастерская знаний», я выбрала для себя несколько игр, которые, на мой  взгляд, подходят для решения указанных задач. Планируя уроки, я выбирала подходящую игру и подбирала к ней учебный материал. Ниже описаны наиболее популярные игры в нашем классе и примеры их применения на уроках.

Игра «Да – Нет» (Окружающий мир, 3 класс).

Перед учениками «лента времени», на которой расположены исторические события от 988г. до 1991г, о которых мы говорили в течение года. Вам надо за минимальное количество вопросов отгадать задуманное мною историческое событие (например, Куликовская битва)

Классификационная «Да-Нет» (Русский язык, 1 класс).

Дети записали словарные слова: пенал, класс, русский, машина, Москва, Россия, язык.

Учитель: Я загадала одно из этих слов. Вы можете задавать любые вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».

Дети: Это слово называет предмет?

Учитель: Да.

Дети: Это слово- имя собственное?

Учитель: Нет.

Дети: В этом слове два слога? И т.д.

Игра «Мои друзья».

      Каждый ребёнок получает один или несколько объектов из изучаемой группы (например, объекты из копилки слов, собранных по определенному признаку),  учитель называет, по какому признаку он собирает друзей. Дети, в чьих объектах есть указанный признак, подбегают учителю со своими карточками, все остальные дети выступают в роли контролёров. В процессе игры дети учатся определять объект по наличию у него заданного значения признака, проверять, что объект обладает заданным значением признака.

Математика, 1 класс. 

У детей на столах карточки с выражениями (10 – 7, 3 + 4, 6 + 1, 9 – 6 и т.д.)

— Мои друзья те ребята, у кого сумма равна 7.

— Мои друзья те ребята, у кого разность равна 3.

— Мои друзья те ребята, у кого 1 слагаемое больше 2

— Мои друзья те ребята, у кого разность больше 5 и т.д.

Русский язык, 1 класс. 

Дети работают в парах. Придумывают и записывают слова на листах по заданию учителя, потом проводится проверка.

— Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с мягкого звука р.

— Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с твёрдого звука р.

— Мои друзья те ребята, в словах которых два слога.

— Мои друзья те ребята, в словах которых ударение падает на первый слог.

— Мои друзья те ребята, в словах которых есть непарный мягкий согласный и т.д.

Игра «Теремок» (автор игры – Мурашковска И.Н.).

       Каждый ребёнок играет роль какого-либо объекта. По очереди дети заселяют теремок. Нового «героя» в  теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя». Нельзя повторять ранее названные признаки. В процессе игры дети учатся сравнивать объекты. У детей накапливается информация о признаках объектов в конкретных областях знаний.

Русский язык, 2 класс.

Учитель: Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. И живёт в теремке слово «кричать». На доске слова: крик, крикливый, мычать, жить, бегун.

Ученик стучится в теремок, называя любую запись, которая есть на доске, и говорит, чем они похожи с объектами из теремка. После этого заселяется в дом.

Дети: Я слово «крикливый», пусти меня к себе жить.

Учитель: А чем ты на меня похоже?

Дети: Я твой родственник, у меня такой же корень, как у тебя. И т.д.

Игра «Цепочка».

      Дети становятся в круг. Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т.д.

Пример: Облако — белое – вата – мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.

     Описанные игры  – лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗ-технологии  использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, обучения приёмам прикладной диалектики.  Кроме того, элементы этих приёмов можно использовать на уроках литературного чтения, музыки, русского языка, рисования и т. д. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.

Уроки с использованием приёмов и методик Триз-технологии несут в себе большой воспитательный потенциал, так как ведётся анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Методики Триз — идеальный инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Они увлекательны и результативны. Умения и навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы детей с информацией. Хочется отметить их универсальность. Эти приёмы можно использовать практически на всех этапах работы на уроке при разборе любого литературного произведения. Рассмотрим некоторые примеры приемов, которые успешно используются в моей педагогической практике на уроках литературного чтения. Курс литературного чтения является фундаментом для дальнейшего образования учащихся, а уроки литературного чтения являются ключевыми в формировании читательской компетентности.

Уже в букварный период идет активная работа над развитием речи и обогащением словарного запаса детей. С первым литературным жанром с которым знакомятся дети- это сказки. Русских народные и авторские сказок, многие из которых детям уже известны. И одним из первых приёмов методики-ТРИЗ является работа со сказками. Например, приемы фантазирования в работе со сказками

«Свойства наоборот» — героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым,  «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»);

«Задом наперёд» — попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца;

«Из моей жизни» — сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» — обычная история становится сказочной, если взрослые и дети «меняются»  обязанностями, поступками и мыслями);

Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Ученики начальной школы любят фантазировать, и потому часто на уроках мы изображаем героев произведений, и наделяем характеристиками, указываем их «Адрес проживания» и составляем «Паспорт».

Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица».

Имя – Ворона. 

Создатель – А.И. Крылов. 

Прописка – басня « Ворона и Лисица». 

Внешний вид— чёрная, имеет крылья, большой клюв. 

Где встречается — в лесу 

Личные качества-доверчивая. 

Заветное желание – поесть.

Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. После выполнения работы тут же детям предлагается ответить на вопрос – какую черту характера данного героя ты бы хотел иметь (не иметь) у себя и почему? Такой вопрос побуждает детей понимать, каким должен быть (не должен быть) человек. При использовании этого приёма развиваются коммуникативные способности детей и их личностные качества.  Приём Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

Вариант 1: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:

— Перед вами кадры сказки «Репка» Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.

Слайд № 11 Вариант 2: При чтении сказки или рассказа дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке или рассказе. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже будет план произведения.По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.

Слайд № 12 Приём «Если бы…» Дети составляют цепочку событий по произведению, устанавливая причинно- следственные связи использую слова если бы… то и рассмотрим этот приём на примере сказки М. Гаршина « Лягушка – путешественница» в виде цепочки событий. Если бы…, то…

Д. Если бы уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото.

Если бы они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят.

Если бы лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову.

Если бы лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками.

Если бы лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели.

Если бы утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться.

Если бы лягушка не была хвастлива, то она долетела

бы вероятно до юга.

Если бы лягушка не упала в болото, то она не смогла бы

Широкое применение технологии ТРИЗ и РКМ на уроках в начальных классах дают положительные результаты. Дети становятся более раскрепощенными, вдумчивыми, не боятся высказывать и отстаивать собственное мнение. Они учатся рассуждать, доказывать, предлагать оригинальные идеи. У ребят закладываются умения совместной работы в группах. Проявляется чувство ответственности каждого за конечный результат. Активно раскрываются творческие способности. У ребёнка происходит формирование инициативной позиции, улучшается самооценка и самоуважение. Все выше перечисленное воспитывает успешных, активных, творчески мыслящих людей, затребованных современным обществом.

Заключение

Использование технологии ТРИЗ позволило достичь  следующих результатов:

  1. Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира.
  2. Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения).
  3. Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
  4. Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца).
  5. Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).
  6. Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
  7. Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

                             Список использованной литературы

1.Гин С. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе формирования креативности младших школьников.

  1. И.Н. Мурашковска «Картинка без запинки» http://www.trizminsk.org/e/2312.htm
  2. И.Н. Мурашковска «Игры для занятия ТРИЗ с детьми младшего возраста»http://www.trizminsk.org/e/23206.htm
  3. И.Н. Мурашковска «Камо грядеши. ТРИЗ – педагогика» http://www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm
  4. А.А. Нестеренко «Мастерская знаний» (электронная книга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии БОС на уроках в начальной школе

Инновационные возможности технологии «БОС-здоровье» позволяют легко вводить ее в учебный план любой школы, во все классы и на различных уровнях. Для повышения работоспособности на уроке есть цел...

Опыт работы на тему «Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»

В данном материале описывается опыт работы учителя начальных классов на тему  "Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе"....

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...

Технология ТРИЗ на уроках в начальной школе

Обобщение опыта использования на уроках в начальной школе приёмов ТРИЗ с кратким описанием...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...