Мастер-класс по теме «Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»
статья
Тема мастер – класса: ««Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»». ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Данную теорию начал разрабатывать в СССР Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами коллегами в 1946 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fazlieva_gulnara_muzipovna_statya.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Фазлиева Г.М.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 3 г. Мамадыш»
Мастер-класс по теме
«Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги! Хотим начать своё выступление известным китайским народным изречением «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.»
Тема моего мастер – класса: ««Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»». ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.
Данную теорию начал разрабатывать в СССР Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.
В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.
ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Вы видите паспорт Шурале.
Мы вам предлагаем сделать паспорт Незнайки из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
СВЯЗИ
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.
ХОРОШО – ПЛОХО
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Пример 1. Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Пример: Представим Золушку в современном мире. Какие задания ей даст мачеха? Что она оденет на бал?
Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Мы предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Надо приклеить разные бабочки. Если мастер-класс понравился и вы будете использовать в работе – красная бабочка, не очень понравился – оранжевая, совсем не понравился – желтая бабочка. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...
Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...
Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...
Мастер класс на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя на каждом уроке проводят физ.минутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за пра...
Мастер-класс на тему "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
Мастер-класс на тему "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"Цель: ознакомление и распространение опыта работы.Задачи: раскрыть значение здоровьесберег...
Конспект мастер-класса по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Актуальность темы: Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная полного физического, псих...
Мастер-класс на тему "Использование ТРИЗ-технологии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс на тему "Использование ТРИЗ-технологии на уроках в начальной школе"...