Технология ТРИЗ на уроках в начальной школе
статья
Обобщение опыта использования на уроках в начальной школе приёмов ТРИЗ с кратким описанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_triz_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
ТРИЗ технологии в начальной школе
Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
А. Гин
Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ.
Изобретателем ТРИЗа является Генрих Саулович Альтшуллер.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
В своей работе я использую следующие приёмы ТРИЗ:
1приём «Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
2 приём «Морфологический ящик » служит для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении понятий окружающего мира.
3 приём «Системный оператор» (пятиэкранка \девятиэкранка)
Окно № 6 Прошлое надсистемы | Окно № 3 Является частью (надсистема) | Окно № 9 Будущее надсистемы | |||||||||
Окно № 4 Прошлое объекта | Окно № 1 Название объекта | Окно № 7 Будущее объекта | |||||||||
Окно № 5 Прошлое подсистемы | Окно № 2 Состоит из частей (подсистема) | Окно № 8 Будущее подсистемы | |||||||||
Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно № 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
4приём «Системный лифт»
5 приём «Ложная альтернатива»
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Я предлагаю вразброс лжевопросы, дети должны ответить и аргументировать свой ответ.
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Прием я использовала при проверке домашнего задания на уроке по теме «Органы чувств» в 3 классе:
- Какая наука изучает строение человека – анатомия или гигиена?
- Что относится к органам дыхания – сердце или печень?
- Какая система управляет деятельностью всего организма – кровеносная или нервная?
- Что относится к пищеварительной системе – желудок или кишечник?
- Какой орган отвечает за движение крови по организму – сердце или печень?
(Прием не ограничивается краткими ответами, а предполагает дальнейший диалог)
6 приём «Пинг-понг»
У: Играем в пинг-понг с объектом «одуванчик». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.
Д (1): Цвет.
У: Уточните, цвет чего?
Д (1): Цвет цветка.
Д (2): Желтый. Способ размножения?
Д (1): Семенами. Способ питания?
Д (2): Автотроф. и т. д.
7 приём «Хорош-плохо»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
8 прием «Я беру тебя с собой»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Прием я применила, например, на этапе актуализации знаний на уроке по теме «Неживая и живая природа» во 2 классе.
У: Я отправляюсь в путешествие и беру с собой объекты, которые чем-либо похожи. Угадайте, по какому признаку я подбираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, а я буду говорить, могу ли я взять вас с собой.
У: Я беру с собой облако. Что возьмёте вы?
Д: Я беру с собой овощи.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой камень.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой книгу.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой солнце.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Я догадался, что Вы берёте с собой объекты неживой природы.
-На какие две группы можно разделить всё объекты природы? (Живое и неживое.)
Назовите тему нашего урока. («Неживая и живая природа».)
В результате применения приёмов ТРИЗ у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...
Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)
Для реализации деятельностного подхода в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале описана и схематически показана пошаговая работа в...
Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.
Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Метапредметные технологии в проведении уроков в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов п...
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.
ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...
Мастер-класс по теме «Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»
Тема мастер – класса: ««Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»». ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Данную теорию начал ра...